Тема 4. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система дошкольного и школьного специального образования
Цели изучения темы:
1. знакомство с системой обучения и воспитания детей с нарушениями развития в дошкольных и школьных специальных образовательных учреждениях;
2. получение общих представлений о принципах и методах организации психолого-педагогической помощи детям со специальными нуждами в ДОУ.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ | ||
Базовые понятия 1 | Базовые понятия 2 | Дополнительные понятия |
отношение | система специального (коррекционного) образования, специальные образовательные учреждения, | модели образования, интеграция и дифференциация образования, профилактика, абилитация, реабилитация, социальная адаптация, интеграция |
Содержание темы:
Отношение к лицам с аномалиями развития в исторической перспективе.
Система помощи детям с нарушениями развития в России. История становления и современное состояние системы специального (коррекционного) образования в России. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста (I-VIII виды специальных школ). Проблема обучения аномальных детей в рамках специального коррекционного обучения. Принципы, методы и содержание обучения и воспитания детей и подростков в системе специального (коррекционного) образования. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения специальных методов обучения. Понятие коррекции как процесса исправления тех или иных нарушенных функций. Социальна адаптация. Реабилитация – система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. Абилитация. – система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможности для данного индивида пределах. Дифференцированное и интегрированное обучение. Проблема профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
Система коррекционно-развивающего, компенсирующего образования детей с проблемами в ДОУ и массовой школе. Стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:
1. В чем заключается дифференциация системы специального (коррекционного) образования по вертикали и горизонтали?
2. Основные принципы обучения и воспитания детей с особенностями в развития в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Общее и различия.
3. Каковы на ваш взгляд пути оптимизации обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях ДОУ и общеобразовательной школы
Задания обучающимся на самостоятельную подготовку:
1. Разобрать содержание базовых и дополнительных понятий.
2. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру коррекционно-развивающего или компенсирующего обучения в массовой школе.
3. Подготовить реферат по одной из ниже перечисленных тем:
§ Отношения к лицам с особенностями в развитии в различные периоды истории.
§ История становления и развития системы специального (коррекционного) образования. Современная дошкольная и школьная системы специального (коррекционного) образования в России. Ее основные организационные формы и принципы.
§ Развитие системы специального образования и ее роль в становлении специальной психологии.
§ Особые образовательные потребности. Содержание, формы, методы организации специального образования.
§ Проблема создания службы специального психологического сопровождения детей с трудностями психологического развития.
§ Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
§ Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.
4. На основе анализа литературы разработайте типовую прогностическую модель по предупреждению возникновения отклонений в развитии. Обоснуйте ее успешность.
Вопросы для самоконтроля
1. Как в отечественной и зарубежной истории трансформировалось отношение к людям с аномалиями в развитии?
2. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?
3. Какова роль систематического обучения лиц с отклонениями в развитии, становлении специальной психологии?
4. Опишите современные стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.
5. В чем заключается система помощи детям с нарушениями развития в России?
6. Охарактеризуйте структура современной системы специального (коррекционного) образования.
7. Рассмотрите принципы специального (коррекционного) образования.
8. Раскройте формы организации специального образования лиц с нарушениями развития.
9. Опишите систему дошкольного образования и социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития,
10. Расскажите о системе дошкольного и школьного образования лиц с ограниченными возможностями.
11. Какова система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития в школе.
Рекомендуемая литература
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А.Сластенина. - М, 1999.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П.Пузанова. М., 1998.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.
Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2001. – 400с.
Специальная педагогика. Под ред. Назаровой Н.М. М., 2001.
Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1996.
Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с.
Модуль 3. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в общеобразовательном учреждении
Цель модуля – формирование системных знаний и представленийо реально существующих в системе образования подходах к оказанию психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии.