В коррекционной работе логопеда

Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию,

свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двига-

тельной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных

движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа вы-

полнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняе-

мых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от

степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (М.М. Коль-

цова, Е.И. Исенина, Л.В. Фомина). Если развитие движений пальцев

рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика

. при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.

В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по

развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при

моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых ре-

комендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки дви-

жений пальцев рук, что является, по мнению М.М. Кольцовой "мощ-

ным средством повышения работоспособности коры головного мозга".

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких

движений пальцев рук, предлагают использовать в системе кор-

рекционной работы по преодолению речевой патологии в дошко-

льном возрасте такие авторы, как Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухина,

В.В. Цвынтарный. Авторы предлагают использовать пальцевые уп-

ражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физ-

культминутки.

В специальной литературе недостаточно освещен вопрос об ис-

пользовании физкультминуток в системе коррекционной работы по

преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возрас-

та, хотя особенности двигательной сферы таких детей отмечены прак-

тически всеми исследователями.

При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием ре-

чи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппа-

рата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упраж-

нениях для развития общей моторики, для улучшения координации

движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной

неловкости.

Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитате-

лей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их мо-

жет быть 1 -2 по 2-3 минуты.

Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения

без речевого и с речевым сопровождением.

Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются

движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элемен-

тами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как пра-

вило, на начальном этапе обучения с целью переключения на другой

вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правиль-

ному и точному выполнению заданий.

Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обуче-

ния. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Детям предлага-

ется, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на ру-

ки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль

туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим

на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу

моря и т. п.), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок,

нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение

заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам

захотелось вернуться на землю".

Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом

периоде обучения. Идея проведения элементов психогимнастики за-

имствована нами у М.И. Чистяковой. Это могут быть задания на изо-

бражение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы:

для выражения гнева игра-этюд "Мальчики поссорились" (для детей

4-5 лет). Мальчики очень рассердились, они сдвинули брови, разма-

хивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.

Для выражения опасности предлагается игра-этюд "Лисенок боит-

ся" (4 года). Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он

не решается войти в воду. Вода в ручье холодная, да и, должно быть,

ручей очень глубокий. Детям предлагается выполнить такие движения:

поставить ногу вперед на носок, вернуть ногу на место, повторить это

движение несколько раз, для большей выразительности можно имити-

ровать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Для выражения внимания, интереса и сосредоточения предлага-

ется игра-этюд "Лиса охотится" (для детей 6-7 лет). Лиса вышла по-

охотиться, увидела мышку, моментально застыла в напряженной по-

зе, мордочка у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза не-

подвижно смотрят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и

дразнящий запах.

Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровожде-

нием.

Необходимость в проведении физкультминуток с элементами ре-

лаксации и психогимнастики и их содержание обсуждается совместно

логопедом и психологом.

Упражнения с речевым сопровождением можно условно подраз-

делить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической

направленности, включая их, соответственно, в занятия по формиро-

ванию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий.

Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекцион-

ных задач:

— снять напряжение после изучения нового материала, когда

требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и

памяти;

— развивать память, внимание, эмоции;

— содействовать развитию дыхания;

— закреплять произношение отдельных звуков речи;

— развивать просодическую сторону речи.

В текстах физкультминуток используются веселые, забавные,

озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию,

вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает

более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры

разных народов, произведения устного народного творчества, в кото-

рые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с уче-

том речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.

Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее

с воспитателем, а на занятии — разучить движения с речевым сопро-

вождением.

Очень важно, чтобы логопед знал текст физкультминутки наи-

зусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультми-

нутки теряется.

Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть ли-

цо логопеда, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Логопед должен

хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения дви-

жений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

Руководящая роль логопеда особенно важна во время проведения

игр с элементами релаксации и психогимнастики. Трудно переоце-

нить в этот момент подбор музыкального сопровождения текстов, тон

логопеда.

Наши многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что

дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в

процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток

становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают прави-

ла игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятель-

ность.

Проведение физкультминуток предупреждает переутомление

дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает

статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволя-

ет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

Наши рекомендации