Арифметическое действие нужно выполнить, чтобы ответить
на вопрос задачи, дети записывают её решение в тетрадях.
Оно выглядит так:
Задача 2.
Д.)
Ответ: на 4 дерева.
Для проверки можно поместить запись решения на доске.
Аналогично будет выглядеть решение и второй задачи с
Вопросом 1. (Текст новой задачи также желательно помес-
Тить на доске). Интересная ситуация возникает при обсужде-
Нии второго вопроса. Опять на доске появляются тексты двух
Задач (желательно использовать проектор) и фронтально об-
суждаются ответы на вопрос: «Верно ли утверждение, что
решения этих двух задач будут одинаковы?» Учитель опять
выносит на доску два ответа: «да», «нет».
Да Нет
В этом случае будут правы те ученики, кто поставит га-
лочку под словом «Нет».
Возможно, что некоторые дети обратят внимание на то,
что вопросы: «Сколько всего деревьев возле дома?» и «Сколь-
ко фруктовых деревьев возле дома?» одинаковы по смыслу
Для задачи 1 . Однако вопрос 2) из пункта в) преобразует
задачу 2 в такую, в которой нет «лишних« данных. Жела-
Тельно также заготовить текст этой задачи на доске.
Запись решения задачи выполняется на доске и в тетрадях:
3 3 3 3 3
3 3 3 3
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Задача 3.
Д.)
Д.)
Ответ: 12 деревьев.
В ТПО № 1 ученики самостоятельно выполняют № 67 (пер-
вый столбец). Затем обсуждается фронтально задание 164.
Выполняя задание164 а), дети называют признаки сходства
И различия в текстах задач и обосновывают выбор действия
Для задач 2 и 3 (их решения дети запишут дома).
В задании 164 в) опять можно использовать коллектив-
Ную запись ответа на вопрос этого задания. Второклассни-
Ки ставят (3) под тем номером задачи, которую они могут
Решить.
1 2 3
3 3 3 3 3 3 3 3
Правильное выполнение задания 164 б) позволяет сделать
вывод о результатах работы с заданием 164 а).
Задание 164 в) выполняется устно. Учитель уточняет, к
какой из данных задач можно поставить эти вопросы. (На
сколько больше ромашек, чем васильков? На сколько мень-
ше васильков, чем ромашек?).
На ____________дом: задания 164 (2), (3) – запись решений задач; № 67
(второй столбец) ТПО № 1.
УРОК 3. (Задания165–168)
Цель. Формировать умение читать текст задачи и уста-
Навливать связь между условием и вопросом. Совершенс-
Твовать вычислительные умения и навыки.
Домашнее задание ученики могут проверить друг у друга и
Отметить замеченные недочеты или ошибки в процессе фрон-
тальной работы. Затем выполняется задание 165. Как пока-
Зывает практика, оно вызывает у детей интерес, так как к не-
Которым вопросам можно сформулировать разные условия.
Приведём возможный вариант работы с этим заданием. Уче-
Ники читают вопрос 1). Ни у кого не возникает сомнений, что
У собаки 4 лапы. Поэтому дети записывают решение задачи в
Тетрадях.
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Задача 1.
Л.)
Ответ: 8 лап у двух собак (можно постепенно записывать
Ответ в некоторых задачах подробно).
Второй вопрос вызывает обсуждение, т. к. у машины мо-
Жет быть 4 колеса, 8 колес, а если машина с прицепом, то
И больше. Желательно заранее заготовить к уроку рисунки
Различных машин. Дети решают задачу устно. На доске ре-
Шение может записать учитель. (4 _ 4 _ 8; 6 _ 6 _ 12; и т. д.)
Ответ на вопрос 3) можно записать выражением 1 _ 1 _
_ 1 _ 1 _ 1. После обсуждения учитель выполняет запись на
доске и дети вычисляют значение выражения:
1 _ 1 _ 1 _ 1 _ 1 _ 5.
Запись решения в пункте 4) выглядит так:
2 _ 2 _ 2 _ 6.
При обсуждении пункта 5) выясняется, что у велосипеда
Может быть 2 колеса, 3 и даже 4. Соответственно на доске за-
писывается решение трёх задач (2 _ 2 _ 4; 3 _ 3 _ 6; 4 _ 4 _ 8).
Верблюды тоже могут быть одногорбые и двугорбые (1 _ 1 _
_ 1 _ 1 _ 4; 2 _ 2_ 2_ 2 _ 8).
В задании 166 пункты а), б), в) обсуждаются фронтально.
Запись решения в пункте в) включается в домашнее здание.
Здание 167 ученики выполняют в тетради самостоятель-
Но. Большинство детей обычно пользуются стихийным пере-
Бором. Поэтому учитель по очереди вызывает ребят к доске,
И они дополняют выполненные записи. В результате на доске
появляется запись:
32, 34, 35 24, 25, 45
23, 43, 53 42, 52, 54
Полезно познакомить учащихся с записью чисел в таб-
лице:
Ед. дес. 3 2 4 5
3 33 32 34 35
2 23 22 24 25
4 43 42 44 45
5 53 52 54 55
Методические рекомендации к урокам. II четверть