Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

4 года________________________________________________________________

5 лет_________________________________________________________________

6 лет__________________________________________________________________

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______________________________________

________________________

5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)____________

_________________________

6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, до­машние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транс­порт)______________________

___________________________

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, чита­ет, рисует)_______________________________________________________________

__________________________

5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_________ ____________________________

6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, поку­патель покупает) _________________________

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круг­лый торт, квадратный торт)______

___________________________

5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое ле­карство, сладкое варенье)____________

________________________

6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; вы­сокий дом, низкий дом)___________________________________________________________________

_________________________

Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра)__

_________________________

5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)_________________

________________________

6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)______________________________

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

4 года (в, на, у)____________________________________________________________

________________________

5 лет (в, на, у, под, за, по)____________________________________________________

__________________________

6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_______________________________

________________________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко)__________________

____________

5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)__________________

___________

6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) _________________

_____________

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (по­казать по предложенным картинкам):

4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ___________________

_________________________

5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)_________________

_________________________

6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)___________ ___________________________

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предло­женным картинкам):

4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, по­ливает цветы из лейки) ___________________________________________________________________

__________

5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)_________________________

______________

6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, маль­чик подбегает к дому) ____

____________

Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)________________________________________________________________

______________

5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________________

__________

6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.) _______________________________________________

____________

Понимание текста:

4 года (сказка «Репка»)______________________________________________________

___________________________

5 лет (сказка «Колобок»)____________________________________________________

________________________

6 лет (сказка «Теремок»)__________________________________________________

_________________________

Состояние фонематического восприятия

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

4 года

кот — кит ___________________________________________________________________

дом — дым________________________________________________________________ уточка — удочка_____________________________________________________________ киска — миска _________________________________________________________________

5 лет

мышка — мишка _______________________________________________________________

почка — бочка ____________________________________________________________ катушка — кадушка_________________________________________________________ корка — горка_________________________________________________________________

6 лет

мышка — мошка _______________________________________________________________

пашня — башня _____________________________________________________________ сова — софа_________________________________________________________________ крот — грот_________________________________________________________________

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

4 года

коса — коза____

мишка — миск_______________________________________________________________ кочка — кошка_____________________________________________________________ малина — Марина ___________________________________________________________

5 лет

речка — редька______________________________________________________________

цвет — свет ________________________________________________________________

челка— щелка_______________________________________________________________

рейка— лейка_______________________________________________________________

6 лет

лук — люк_____

марка — майка_______________________________________________________________ ель — гель____

плач — плащ__________________________________________________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

4 года___________________________________________________________________

_________________________

5 лет_________________________________________________________________

___________________________

6 лет_____

____________________________

Активный словарь

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

4 года

Игрушки ___________________________________________________________________

Посуда______ Одежда____

Обувь_______

5 лет

Мебель______

Овощи______

Фрукты______

Птицы______

6 лет

Ягоды______

Насекомые___________________________________________________________________

Животные____

Транспорт_________________________________________________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

4 года

Ноги__________________________ спинка стула________________________________

Руки________________________ сиденье стула_____________________________

Голова______________________ ножки стула______________________________

Глаза_______________________ кузов машины_____________________________

Уши________________________ колеса машины____________________________

5 лет

Нос_________________________ рукав ____________________________________

Рот_________________________ воротник__________________________________

Шея________________________ пуговица__________________________________

Живот______________________ кабина машины____________________________

Грудь______________________ руль______________________________________

6 лет

Локоть_____________________ манжета___________________________________

Ладонь_____________________ петля для пуговицы_________________________

Затылок____________________ фары_______________________________________

Висок______________________ мотор______________________________________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:

4 года

Мяч, кукла, машинка ____________________________________________________________

Рубашка, платье, шорты _____________________________________________________ Тапки, туфли, ботинки _______________________________________________________

5 лет

Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________

Огурец, помидор, морковь__________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ____________________________________________________ Воробей, голубь, сова ________________________________________________________

6 лет

Клубника, смородина, черника_________________________________________________

Муха, комар, бабочка______________________________________________________ Кошка, собака, корова_________________________________________________________ Самолет, автобус, машина________________________________________________________

Подобрать антонимы (слова «наоборот»):

6 лет

Друг ________________________ добро ______________________________________

Горе ________________________ горячий ___________________________________

Легкий ______________________ длинный___________________________________

Давать _______________________ поднимать__________________________________

ГЛАГОЛЫ

4 года (ответить на вопросы по картинкам)

Что делает мальчик? (Ест)________________________________________________________

Что делает девочка? (Спит) ___________________________________________________

Что делают дети? (Играют) ______________________________________________________ Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________

Что делают рыбки? (Плавают)___________________________________________________ Что делают машины? (Едут) ____________________________________________________

5 лет (ответить на вопросы логопеда)

Как передвигаются птицы? (Летают) _____________________________________________

Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________ Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________

Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________ Как передвигается человек? (Ходит) ______________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)________________________________________ А как подает голос корова? (Мычит) _______________________________________________

А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________________________

6 лет (ответить на вопросы логопеда)

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_______________________________

А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________

А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________________________________________

А как подает голос овца? (Блеет) _________________________________________________

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)__________________________________________ А что делает продавец? (Продает) ________________________________________________ А что делает маляр? (Красит) ____________________________________________________ А что делает швея? (Шьет) _______________________________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать предъявленные цвета:

4 года

Красный ____

Синий______

Зеленый___________________________________________________________________ Желтый____ Белый_______

Черный _____

5 лет

Красный ____

Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый______ Зеленый_______ Голубой ___________________________________________________________________ Синий_________

Белый_________

Черный _____

6 лет

Красный ___________________________________________________________________

Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый ______

Зеленый___________________________________________________________________ Голубой __________________________________________________________________ Синий________

Фиолетовый________________________________________________________________ Розовый _______ Белый_________

Черный____ Серый_________

Коричневый _______________________________________________________________

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

4 года

Мяч какой? (Круглый)___________________________________________________________

Платок какой? (Квадратный)_____________________________________________________

5 лет

Солнце какое? (Круглое) _________________________________________________________

Печенье какое? (Квадратное)_____________________________________________________ Косынка какая? (Треугольная)________________________________________________ Огурец какой? (Овальный) _____________________________________________________

6 лет

Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________

Окно какое? (Квадратное) ___________________________________________________ Флажок какой? (Треугольный)_______________________________________________ Слива какая? (Овальная) _________________________________________________________

Одеяло какое? (Прямоугольное) __________________________________________________

Наши рекомендации