Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года________________________________________________________________
5 лет_________________________________________________________________
6 лет__________________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______________________________________
________________________
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)____________
_________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)______________________
___________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)_______________________________________________________________
__________________________
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_________ ____________________________
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) _________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)______
___________________________
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)____________
________________________
6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)___________________________________________________________________
_________________________
Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра)__
_________________________
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)_________________
________________________
6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)______________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
4 года (в, на, у)____________________________________________________________
________________________
5 лет (в, на, у, под, за, по)____________________________________________________
__________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_______________________________
________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко)__________________
____________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)__________________
___________
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) _________________
_____________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ___________________
_________________________
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)_________________
_________________________
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)___________ ___________________________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки) ___________________________________________________________________
__________
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)_________________________
______________
6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому) ____
____________
Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)________________________________________________________________
______________
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________________
__________
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.) _______________________________________________
____________
Понимание текста:
4 года (сказка «Репка»)______________________________________________________
___________________________
5 лет (сказка «Колобок»)____________________________________________________
________________________
6 лет (сказка «Теремок»)__________________________________________________
_________________________
Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
кот — кит ___________________________________________________________________
дом — дым________________________________________________________________ уточка — удочка_____________________________________________________________ киска — миска _________________________________________________________________
5 лет
мышка — мишка _______________________________________________________________
почка — бочка ____________________________________________________________ катушка — кадушка_________________________________________________________ корка — горка_________________________________________________________________
6 лет
мышка — мошка _______________________________________________________________
пашня — башня _____________________________________________________________ сова — софа_________________________________________________________________ крот — грот_________________________________________________________________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
коса — коза____
мишка — миск_______________________________________________________________ кочка — кошка_____________________________________________________________ малина — Марина ___________________________________________________________
5 лет
речка — редька______________________________________________________________
цвет — свет ________________________________________________________________
челка— щелка_______________________________________________________________
рейка— лейка_______________________________________________________________
6 лет
лук — люк_____
марка — майка_______________________________________________________________ ель — гель____
плач — плащ__________________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года___________________________________________________________________
_________________________
5 лет_________________________________________________________________
___________________________
6 лет_____
____________________________
Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
4 года
Игрушки ___________________________________________________________________
Посуда______ Одежда____
Обувь_______
5 лет
Мебель______
Овощи______
Фрукты______
Птицы______
6 лет
Ягоды______
Насекомые___________________________________________________________________
Животные____
Транспорт_________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
4 года
Ноги__________________________ спинка стула________________________________
Руки________________________ сиденье стула_____________________________
Голова______________________ ножки стула______________________________
Глаза_______________________ кузов машины_____________________________
Уши________________________ колеса машины____________________________
5 лет
Нос_________________________ рукав ____________________________________
Рот_________________________ воротник__________________________________
Шея________________________ пуговица__________________________________
Живот______________________ кабина машины____________________________
Грудь______________________ руль______________________________________
6 лет
Локоть_____________________ манжета___________________________________
Ладонь_____________________ петля для пуговицы_________________________
Затылок____________________ фары_______________________________________
Висок______________________ мотор______________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
4 года
Мяч, кукла, машинка ____________________________________________________________
Рубашка, платье, шорты _____________________________________________________ Тапки, туфли, ботинки _______________________________________________________
5 лет
Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь__________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ____________________________________________________ Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
6 лет
Клубника, смородина, черника_________________________________________________
Муха, комар, бабочка______________________________________________________ Кошка, собака, корова_________________________________________________________ Самолет, автобус, машина________________________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет
Друг ________________________ добро ______________________________________
Горе ________________________ горячий ___________________________________
Легкий ______________________ длинный___________________________________
Давать _______________________ поднимать__________________________________
ГЛАГОЛЫ
4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)________________________________________________________
Что делает девочка? (Спит) ___________________________________________________
Что делают дети? (Играют) ______________________________________________________ Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают)___________________________________________________ Что делают машины? (Едут) ____________________________________________________
5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) _____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________ Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________ Как передвигается человек? (Ходит) ______________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)________________________________________ А как подает голос корова? (Мычит) _______________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________________________
6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_______________________________
А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) _________________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)__________________________________________ А что делает продавец? (Продает) ________________________________________________ А что делает маляр? (Красит) ____________________________________________________ А что делает швея? (Шьет) _______________________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
4 года
Красный ____
Синий______
Зеленый___________________________________________________________________ Желтый____ Белый_______
Черный _____
5 лет
Красный ____
Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый______ Зеленый_______ Голубой ___________________________________________________________________ Синий_________
Белый_________
Черный _____
6 лет
Красный ___________________________________________________________________
Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый ______
Зеленый___________________________________________________________________ Голубой __________________________________________________________________ Синий________
Фиолетовый________________________________________________________________ Розовый _______ Белый_________
Черный____ Серый_________
Коричневый _______________________________________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
4 года
Мяч какой? (Круглый)___________________________________________________________
Платок какой? (Квадратный)_____________________________________________________
5 лет
Солнце какое? (Круглое) _________________________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)_____________________________________________________ Косынка какая? (Треугольная)________________________________________________ Огурец какой? (Овальный) _____________________________________________________
6 лет
Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________
Окно какое? (Квадратное) ___________________________________________________ Флажок какой? (Треугольный)_______________________________________________ Слива какая? (Овальная) _________________________________________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное) __________________________________________________