Коррекционно-адаптационное воспитание

Коррекционное воспитание — создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально соз­данных для этого организациях.

Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации:

· определенным группам инвалидов;

· детям, лишенным речи, зре­ния, слуха или имеющим тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недоразвитости мозга и существенные задержки или дефекты психического развития;

· отдельным категориям правонарушителей.

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных ор­ганизациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

Попутно заметим, что ряд групп инвалидов, а также детей с за­держками в развитии, не имеющих органических поражений моз­га, необходимо воспитывать в организациях социального воспи­тания, создавая специальные дополнительные условия для вырав­нивания их развития.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наи­более тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (напри­мер, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и некоторыми другими аномалиями).

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими пора­жениями систем и органов, речь идет о максимально возможном для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии де­фектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использо­вание компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка учат ориентироваться в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация — это способность человека активно взаимодействовать с социальной сре­дой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

В связи с этим необходима специальная работа по переориен­тации отношения человека к своей судьбе. Это становится реаль­ным, если у него формируются определенные социальные уста­новки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окру­жающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль мо­жет сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания ста­новится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспита­телями или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале вклю­чает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценност­ных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди право­нарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия раз­вернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортив­ные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до международного уровня). Все это способствует их социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно отметить в соци­альной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий социализации.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее вре­мя в наиболее экономически развитых странах помощь тем или иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в обще­стве дополняется законодательными и экономическими мерами по приспособлению среды обитания к особенностям этих людей. Наиболее яркий пример — законы, принятые в ряде штатов США, стимулирующие создание и резервирование рабочих мест для ин­валидов, требующие строительства жилья, общественных зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-коля­сочников, создание специально приспособленных для этой катего­рии людей общественных средств транспорта и т. д. (кстати, ана­логичные решения приняты в 1993 г. в Москве).

Однако если иметь в виду само социальное явление в целом — наличие в любом обществе многообразных типов людей — жертв неблагоприятных условий социализации, то, что делается в соци­альной практике, как правило, не имеет системного характера. Объясняется это многими обстоятельствами. Одним из них можно считать отсутствие специальной отрасли знания, ориентирован­ной на исследование и решение проблем, характерных как для жертв неблагоприятных условий социализации в целом, так и специфических — для каждого типа жертв в отдельности.

Наши рекомендации