Формирование тактильно-двигательного выбора
По образцу при восприятии формы, величины,
Пространственного расположения
И предметной отнесенности
Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со
зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец.
Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-
двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигатель-
ный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как
правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным спо-
собом — зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета
активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помо-
гает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь
не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осу-
ществлять этот выбор зрительно.
Во всех играх нужно обязательно следить за формированием
самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным пе-
ремещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощу-
пывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, пред-
метную отнесенность), так и более частные (наличие основных
деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.
«Чудесный мешочек»
Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, раз-
вивать внимание, формировать эмоционально-положительное отно-
шение к игре.
Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завяз-
кой, парные предметы.
Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно).
Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно оди-
наковых игрушек — два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки,
два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает
их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что
предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так
же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе пред-
меты накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по оче-
реди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из
предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки,
а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает
нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан
верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок,
и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры
в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.
2-й вариант (изменяется способ подачи образца — дается
не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассмат-
ривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством
педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупы-
вает). Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети
не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает
из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за
экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут
из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравни-
вают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощ-
ряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается
в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его
пару в мешочке.
Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными
предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным
выбором используются более сходные по форме предметы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (все три варианта)
проводится также с целью научить детей определять на ощупь раз-
личные объемные геометрические формы (например, шар, куб, па-
раллелепипед, пирамида и т. д.) и предметы по величине (большой,
маленький, самый большой, самый маленький, высокий, низкий,
широкий, узкий и т. п.). Вначале также дают объекты, резко раз-
личные по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор
производится из двух, а затем из трех — пяти предметов.