ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. Определяя свободу, Н. Бердяев писал: "Наиболее общее определение свободы заключается в том, что свобода есть определение человека не извне
О.С. Газман
ГУМАНИЗМ И СВОБОДА (1997 г.)[129]
Определяя свободу, Н. Бердяев писал: "Наиболее общее определение свободы… заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа… Если человек существо, целиком детерминированное природой и обществом, то не может быть никакой свободы…".
В основе всех развитых демократий современности, идеалом которой выступает свободное общество, это последнее рассматривается не как цель, а лишь как средство для реализации свободы каждого индивида.
Однако заметим, что свобода не исключает отношения человека с миром. Свобода есть акт человеческой активности (сознания, прозрения, творчества), знаменующий переход от внешней детерминации к внутренней обусловленности сознания и поведения. В. Франкл заметил в этой связи: человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к ним. И в этом смысле "человеческая свобода – это конечная победа".
Таким образом, современное гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его и как существа природного (биологического), и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Ключевой характеристикой этого третьего измерения является свободосообразность – способность самостоятельно, независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать собственное жизненное предназначение, осуществляя свой выбор. Такая постановка вопроса принципиально важна для педагогики вообще, для гуманистической (антропоцентричной, децентричной), в частности. <…>
Педагогика свободы <…> рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей сводосообразности: педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную "самость", не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность, что снимает для нее проблему человека как объекта воспитания (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания, свободной деятельности. Проблема образования личности, иначе говоря, выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Трехмерное представление о растущем человеке как существе не только социальном, биологическом, но и свободном (экзистенциальном) с необходимостью требует дополнения принципов культуросообразности и природосообразности принципом свободосообразного образования (обучения и воспитания). Свободосообразное образование интегрирует в себя два процесса: обеспечение "свободы от", что предполагает защиту ребенка от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов; и воспитание в "свободе для", означающее создание максимально благоприятных условий для творческой самореализации. Человек может выбрать и не свободу. Но для этого он должен научиться делать свободный выбор, чтобы не чувствовать впоследствии себя несчастным.
Примем за аксиому, что мера свободы определяется мерой независимости человека от внешних условий. В этом контексте понятие свободы ребенка звучит парадоксально: детство, отрочество по определению – возраст зависимости от взрослых. Таким образом, взросление есть движение от зависимости к независимости, т.е. борьбе за свободу. Взрослые дают ребенку духовные и физические силы для самостояния, но они же и сопротивляются стремлению детей к свободе. Появление в сознании и в практике педагогики свободы как системообразующей цели деятельности взрослого задает совершенно новое понимание развития как обретения свободоспособности.
С.Л. Соловейчик
ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ (1994 г.)[130]