Технологии социальной работы с мигрантами
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня.
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание — настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа(работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа(организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя:
— проведение социальных консультаций;
— проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
— выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
— социальная диагностика;
— помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
— содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
— выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
— профилактика девиантного поведения;
— организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
— профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
— профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);
— содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;
— взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):
— информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
— сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
— информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
— содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
— психологическое консультирование;
— психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
— психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
— психопрофилактика стресса;
— проведение психологических тренингов с мигрантами;
— обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
— психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;
— психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
— проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
— социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
— специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;
— социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
— контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;
— профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;
— профилактика девиантного поведения;
— проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
— защита прав мигрантов;
— предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;
— социально-правовое консультирование.
6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):
— медико-социальное консультирование;
— оказание доврачебной медицинской помощи;
— содействие в проведении диспансеризации мигрантов;
— контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;
— помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание);
— выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций;
— социально-психиатрическая диагностика и помощь;
— оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;
— при необходимости выделение финансовой помощи на лечение;
— направление в специализированные медицинские учреждения;
— контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.
7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):
— предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.
8. Социально-экономическое направление:
— консультирование по социально-экономическим вопросам;
— предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;
— содействие в повышении доходов.
9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):
— предоставление продуктовой помощи;
— предоставление вещевой помощи;
— предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).
10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):
— оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;
— оказание содействия в открытии собственного дела;
— консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;
— помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.
В рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:
— связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;
— организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;
— организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;
— содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;
— связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;
— разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;
— организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.);
— подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;
— выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам;
— проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;
— социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;
— организация деятельности службы по связям с общественностью («public relations»);
— разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;
— разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;
— разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;
— организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи.
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.
Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм относительно ее решения.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова социальная сущность миграции, ее виды?
2. Кто является беженцем?
3. Кто является вынужденным переселенцем?
4. Каковы основные проблемы внешней миграции и пути их решения?
5. Какие ведомства Российской Федерации участвуют в работе с мигрантами?
6. Назовите основные задачи и направления деятельности ФМС.
7. В каких направлениях проводится практическая социальная работа с мигрантами?
Глава XVI