Тема 1. Профессиональное педагогическое общение. Имитационная игра «ЧП на луне» (Цель: развивать интеракционный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения

Имитационная игра «ЧП на луне» (Цель: развивать интеракционный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможности участников группы).

Имитационная игра на взаимодействие «Воздушный шар» (Цель: учить эффективному взаимодействию, коллективному принятию решений).

Имитационная игра «Необитаемый остров» (Цель: учить эффективному взаимодействию).

Процедуры:

– принятие индивидуальных решений;

– выработка коллективного решения в группах;

– межгрупповое взаимодействие: дискуссия;

– анализ результатов и подведение итогов игры.

Время: 30–40 минут.

Информация для участников игры

На луноходе, которым управляет каждый из вас, вышел из строя двигатель. До базы — лунной станции — около 300 км; туда необходимо добраться пешком в течение трех суток. Половину пути надо пройти по темной стороне Луны, вторую — по освещенной. На борту лунохода имеется неприкосновенный запас, состоящий из предметов 14 наименований.

Карточка участника игры

Директив- Разница в оценках Групповая

ная оценка 3–5

Наименование индивиду- групповая экспертное Инд.

предметов альная решение 5–2

2–6

1. Моток ка-

проновой ве-

ревки — 50

футов (1 фут

— 0,3 м)

2. Аптечка

первой помо-

щи с иглами

для инъекций

3. Коробка

спичек

4. Карта

звездного неба

5. Портатив-

ный нагрева-

тель

6. Два кисло-

родных бал-

лона (по

100 л.)

7. Бортпаек

(пищевой кон-

центрат)

8. Одна упа-

ковка сухого

молока

9. Надувной

спасательный

плот

10. 20 литров

Директив- Разница в оценках Групповая

ная оценка 3–5

Наименование индивиду- групповая экспертное Инд.

предметов альная решение 5–2

2–6

воды (5 гал-

лонов)

11. Магнит-

ный компас

12. Сигналь-

ные ракеты

13. Радиопри-

емник-

передатчик на

солнечных

батареях

14. Парашют-

ный шелк

15. Два ре-

вольвера 45-го

калибра

Время на обсуждение в командах (5–7 чел.): 10–20 минут.

После принятия групповых решений — их презентация и защита.

Контрольный лист для подсчета баллов

Название предмета Правильное Объяснение

решение

Коробок спичек 15 На Луне нет кислорода

Пищевой концентрат 4 Можно некоторое время про-

жить без еды

50 футов капроновой веревки 6 Может пригодиться для похода по

неровной местности

Парашютный шелк 8 Чтобы что-то нести

Портативный нагреватель 13 На светлой стороне Луны жарко

Два револьвера 45-го калибра 11 Для использования силы толчка

Одна упаковка сухого молока 12 Нужна вода, а ее мало

Два 100-литровых баллона с ки- 1 На Луне нет воздуха

слородом

Карта звездного неба 3 Нужна для навигации

20 литров воды (5 галлонов) 2 Без этого долго не прожить

Сигнальные ракеты 10 Нет кислорода, можно исполь

зовать лишь для силы толчка

Магнитный компас 14 Магнитное поле Луны отличается

от магнитного поля Земли

Радиоприемник-передатчик на 5 Для коммуникации

солнечных батареях

Аптечка первой помощи с игла- 7 Аптечка первой помощи может

иглами для инъекций понадобиться, но иглы бесполезны

Надувной плот 9 Представляет некоторую ценность

как укрытие или для того, чтобы

что-то нести

Инструкция

Участники должны:

1. Подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами.

2. Просуммировать все разницы в индивидуальном задании.

3. Вычислить средний балл, для чего сложить все индивидуальные баллы и разделить на число человек в группе.

4. Подсчитать абсолютную разницу в баллах между групповыми ответами и правильными ответами.

5. Просуммировать все разницы в групповом задании.

6. Сравнить индивидуальный и групповой счет и попытаться объяснить, почему некоторые из наиболее правильных индивидуальных ответов не были учтены в групповых ответах (если это имело место).

7. Выявить трех победителей в индивидуальном соревновании.

Оцените результаты по рейтингу:

0–20 баллов — «отлично»;

21–30 баллов — «хорошо»;

31–40 баллов — «посредственно»;

41–50 баллов — «удовлетворительно»;

51 и более баллов — «плохо».

Выигрывает группа, которая ближе других оказалась к директивной оценке.

Руководитель подводит итоги и отмечает «позитивных» и «негативных» лидеров и отдельных слушателей, которые вели за собой

группу к победе или к поражению.

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Цели:

научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности;

выработать навыки эффективного взаимодействия;

обучить сотрудничеству.

Процедуры:

принятие индивидуальных решений;

выработка коллективного решения в группах;

дискуссия;

анализ результатов и подведение итогов.

Время. 1 учебный час.

Информация для участников игры. «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, довольно большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы, в конце концов, приземлиться живыми на землю.

В гондоле остались следующие предметы:

1) канат – 50 м;

2) аптечка с медикаментами – 5 кг;

3) компас гидравлический – 6 кг;

4) консервы мясные и рыбные – 20 кг;

5) секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг;

6) винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг; 7) конфеты разные – 20 кг;

8) спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа);

9) ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг;

10) палатка 10-местная – 20 кг;

11) баллон с кислородом – 50 кг;

12) комплект географических карт – 25 кг;

13) канистра с питьевой водой – 20 л;

14) транзисторный приемник – 3 кг;

15) лодка резиновая надувная – 25 кг.

Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества участников игры) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».

Правила игры:

Нельзя принимать решение путем голосования.

Нельзя высчитывать проценты: кто «за» и кто «против».

Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).

Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисс.

Высказывать свое мнение может любой член экипажа.

Количество высказываний одного человека не ограничивается.

Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.

Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.

Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не половина).

Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.

В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет».

Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

Дебрифинг. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики.

Что способствовало успеху:

уровень компетентности участников игры;

конструктивность взаимодействия;

культура полемики;

общность целей (индивидуальных и групповых);

эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество);

четкая организация обсуждения;

умение слушать партнеров;

желание победить.

Что препятствовало эффективной работе команды:

слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации;

неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам);

превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми;

слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового;

низкая культура спора, слабое владение вербализацией;

неразвитая эмоциональная культура.

Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Ролевая игра «Необитаемый остров»

Участников делят на три команды по 6 человек. Рассаживают по трем разным домам и давали задания, которые они выполняют практически весь день. С другими командами угроки почти не общаются.

"Необитаемый остров"

Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности; ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку – почти нереально. В ближайшие 20 лет вы можете вернуться к нормальной жизни в родные края. Ваша задача—создать для условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивают ярость и драки насмерть. Тут не место для легкомыслия—вам нужно чем-то питаться и нужно выжить.

Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

Вы должны освоить этот остров, организовать хозяйство. На листе бумаги нарисуйте карту острова и нанесите обозначения.

Вопросы, которые нужно решить:

- Кто ваш лидер?

- Какие у него рычаги власти?

- Как будете решать вопрос распределения? Всем поровну? По трудовому вкладу? Дадите больше сильным, ибо от них больше пользы? Дадите больше больным и слабым?

- Станет ли ваша община принимать решения большинством голосов? Могут ли мужчины, если их большинство, решать за женщин?

- Будет ли ваша община вмешиваться в частную жизнь? Имеет ли право человек не подчиняться и жить по-своему? Каковы будут санкции за невыполнение, лил плохое выполнение обязанностей?

- Возможен ли раскол в колонии? Что делать, если одна группа начинает диктовать свои условия другой, более слабой? Если кто-то захочет жить отдельно, имеет ли он право на собственный участок острова? На часть имущества? На какую именно?

- Какое будет наказание за совершенное преступление? Будет ли смертная казнь? Кто будет палачом?

- Как будете решать отношения между мужчинами и женщинами?

- Имеет ли право кто-то вести образ жизни, делающий его слабым, болезненным, обузой для остальных?

- Нет ли у вас сейчас обиженных, недовольных? Сможете ли вы сейчас им чем-то помочь?

- Будут ли у вас выходные, праздники? Какие, когда?

Важен вопрос о власти: захват власти (один сильный договаривается с другим сильным, привлекает на свою сторону колеблющихся и подавляет раздробленную оппозицию, диктуя ей свои условия), демократия советов (каждый незначительный вопрос долго дебатируется, а общее решение не вырабатывается).

Вам предоставляется полная свобода действий в рамках задания. Выберете «летописца», чтобы фиксировать ваши решения, вести «летопись жизни». Постарайтесь, чтобы ваше пребывание на острове было активным и богатым событиями.

Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать идеальное общество.

Дополнительное задание: рассказать о своем острове и изложить свои жизненные позиции

Во время игры каждые 15 минут проводятся обсуждения (для этого каждая команда получает вопросы):

a) дружеская, добрая, веселая атмосфера: кто создает тепло, кто конфликтен?

b) конструктивны ли принятые решения, виновен в неконструктивных дискуссиях, кто выдвигает деловые решения?

c) динамичен ли придуманный сюжет, активны ли участники в придуманном сюжете?

d) кто пассивен в игре?

По окончании игры. Нужно обсудить вопросы: Что я сделал для благополучной жизни на острове? Какая община наиболее привлекательная--- Варвары, Мудрецы, Гуманисты, Трудяги?

Вопросы для обсуждения

Довольны ли вы пережитыми приключениями?

Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?

В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?

Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?

Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)?

Почему это рискнул сделать N?

Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам?

Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)?

Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?

Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?

Игра может занять более двух часов. Однако не следует экономить время на обсуждение. Оно должно быть подробным и многосторонним — только тогда за увлекательной фабулой игры участники тренинга увидят глубокий психологический смысл.

Наши рекомендации