Пишите стадии развития психики
А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: - стадию элементарной сенсорной психики; - стадию перцептивной психики; - стадию интеллекта.
Стадия элементарной сенсорной психики
Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды.
Понятно, что материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомического строения. Общий путь изменения организмов на стадии развития элементарной сенсорной психики заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных все более дифференцируются и их число увеличивается; соответственно дифференцируются и ощущения. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи.
Вместе с развитием органов чувствительности и органов движения развивается также и нервная система – «орган связи и координации процессов». Первоначально нервная система представляет собой простую сеть. Ее волокна соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животного. Этот тип нервной системы у современных видов не представлен. По такой сетевидной нервной системе возбуждение передается диффузно, тормозные процессы отсутствуют. Дальнейший этап развития нервной системы – выделение нейронов, которые образуют нервные узлы.
По одной линии эволюции (у иглокожих животных) нервные узлы образуют окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами – это уже такой нервный центр, который позволяет осуществляться сложным согласованным движениям, например, открывание морскими звездами двустворчатых раковин.
По двум другим линиям эволюции (от первичных червей к ракообразным и паукам, от первичных червей к насекомым) происходит образование более массивного головного нервного узла, который управляет работой нижележащих нервных узлов. Возникновение этого типа нервной системы обусловлено выделением ведущего органа, который становится главным органом, определяющим работу организма в целом. Эволюция узловой нервной системы идет в направлении ее дифференциации. Это связано с сегментированием тела животного.
Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием целостных вещей.
Стадия перцептивной психики
Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению.
Это прогрессивное изменение и приводит к возникновению новой формы отражения внешней среды, которая характеризует перцептивную (воспринимающую) стадия развития психики. Отражение происходит не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов вещей. Однако психическое отражение ситуации «запаздывает»: отражаются лишь целостные предметы, а не отношения между ними. Поведение животных, находящихся на этой стадии управляется совокупностью числа одновременных действий.
Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено анатомо-физиологическими изменениями: развитием и изменением роли дистантных органов чувств, в первую очередь зрения; развитием органов внешнего движения. Ведущие органы, сформированные на предыдущей стадии, становятся органами, которые интегрируют внешние воздействия. Это становится возможным благодаря одновременной перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга и мозговой коры. Полное развитие операций у животных происходит в связи с развитием коры.
Выделение операций, которое характеризует стадию перцептивной психики, дает начало развитию формы закрепления опыта животных в виде двигательных навыков. Операции – это относительно самостоятельные действия, содержание которых относится не к самому предмету, на который направлено действие, а к условиям, в которых предмет находится. Развитие операций и обобщенного восприятия окружающей внешней действительности сопровождается усложнением коры головного мозга.
При переходе к стадии перцептивной психики качественно меняется сенсорная форма закрепления опыта. «У животных впервые возникают чувственные представления».
Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит перестройка функций памяти. Мнемическая функция в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной сфере в виде примитивной образной памяти.
Стадия интеллекта (ручного мышления)
Стадия интеллекта характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.
Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение, как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.
Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.
К.Э. Фабри, опираясь на более поздние зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики еще по два уровня, а стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к стадии перцептивной психики.