И развития детей в изобразительной деятельности 7 страница

Итак, в дошкольном возрасте изобразительные действия ста­новятся более точными, уверенными и смелыми, самостоятель­ными, разнообразными, обобщенными, творческими.

Художественно-творческая деятельность включает в себя дей­ствия контроля и оценки.

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 Сюжетному рисованию, аппликации, лепке посвящены специальные параграфы.

«Этот оценочный момент, - писал Б.М.Теплов, - составляет необходимый компонент не только художественного восприятия, но и художественного творчества».

С того момента как детское творчество перестает быть «деятельностью для себя», т.е. игрой, а направляется на воспри­ятие его продукта другими, оно неизбежно должно включать в себя эстетическую оценку...

Без развития эстетической оценки теряет значение развитие других художественных способностей1.

Действия контроля и оценки формируются у детей при условии осознания ими, что работа предназначена для других. В основе действий контроля важно умение ребенка оценивать создаваемый образ в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является проявление способности чувствовать выразительность, своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие к старшему дошкольному возрасту должно выполняться ребенком в основном самостоятельно: ребе­нок знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Развитие мотивов изодеятельности, целеобразования, станов­ление всех действий находятся в дидактическом единстве, взаимо­связи. Совершенствование мотивов стимулирует операционально-техническую сторону деятельности, а развитие последней создает основу, обеспечивает ребенку свободу в постановке все более раз­нообразных тем. Формирующаяся умелость помогает ему осоз­нать успехи, утвердиться самостоятельности. Успехи, достижения детей, в свою очередь, актуализируют, закрепляют мотивы более высокого порядка: неравнодушное восприятие мира и желание поделиться с другими своими чувствами; стремление реализовать себя в данном виде деятельности; интерес, увлеченность процес­сом творческой деятельности; радость и предвосхищение радости общения с окружающими людьми по поводу своего творчества и др. В этом случае изобразительная деятельность становится само­деятельной. Это означает, что ребенок - ее инициатор, он ставит цель, выбирает средства, сам организует процесс деятельности, контролирует и регулирует ее, оценивает результат. Ребенок в таком проявлении - подлинный субъект деятельности, в процессе которой он вступает в специфической форме во взаимодействие с детьми и миром взрослых людей. Он еще раз переживает, осозна­ет свое отношение к миру предметов, природы (через создаваемый

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 Известие АПН РСФСР. Вып. 11. М; Л., 1947. Психологические вопросы художе­ственного воспитания. - С. 111.

образ, его содержание и форму) и, следовательно, осознает себя, лучше понимает себя, формирует свое «Я». Изобразительная дея­тельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности.

Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных обра­зов своей позиции по отношению к миру вещей, людей. Поэтому ребенок более свободен и инициативен в воздействии на детей и взрослых через продукт своей деятельности - художественный образ (рисунок). Оформляется отношение «ребенок - рисунок -взрослые и дети». Это отношение присуще и зрелому творчеству -«художник - художественный образ - зритель». То есть детская изобразительная деятельность приобретает смысл и значение, близкие к смыслу и значению этой деятельности в обществе.

Однако процесс «присвоения» изобразительной деятельности идет с помощью взрослого, под его руководством, через обучение. От того, как будет организован этот процесс, чему и как будут учить, зависит, будут ли реализованы возможности личностного развития, предоставленные деятельностью.

§ 3. Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника

Данную проблему следует обсуждать только в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих пор остается одной из наименее разработанных в отечественной психологии.

Основные положения теории способностей связаны с решени­ем следующих вопросов: что такое способности? Каково их со­держание, структура, соотношение со знаниями, умениями, навы­ками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?

Существует множество определений способностей. Так, Б.М.Те­плов считал, что способности - это индивидуально-психоло­гические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо дея­тельности или многих деятельностей1. По мнению Л.Г.Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойствчеловече­ской личности, обеспечивающий относительную легкость, высо­кое качество овладения определенной деятельностью и ее осуще-

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 См.: Теплое Б. М. Проблема одаренности // Советская педагогика. - 1990. - № 4.

ствления1. По определению Н.С.Лейтеса, способности - это свой­ства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Способности - это психологические качества, которые необ­ходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А.Венгер).

К.С.Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней»2.

Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А.Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.

Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых чело­веку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретно­го ее вида (в данном случае - изобразительной деятельности) в ча­стности. Выполнение любого вида деятельности предполагает оп­ределенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при опре­делении содержания способностей на первый план выступает во­прос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

В этом вопросе нет единого мнения:

- способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объ­
яснять легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплое);

- знания, умения, навыки рассматриваются как один из компо­
нентов способности, но не главный. Ядром является качество
процессов, которые регулируют совокупность применения зна­
ний, умений, навыков (С.Л. Рубинштейн);

- одним из компонентов способностей является особая уме­
лость руки как результат совершенствования, обобщения умений
и навыков {А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев);

- способность включает все подструктуры личности, в том
числе знания, умения, навыки (К. К. Платонов).

В. И. Кузин отмечает, что развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое про­тивопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 О структуре способностей к изобразительной деятельности см.: Проблема спо­собностей. М., 1962.-С. 154.

Л.А.Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание спо­собностей как ориентировочных действий1. В качестве доказа­тельства он приводил следующие рассуждения:

- в каждом виде деятельности есть ориентировочная и испол­
нительская части и соответственно ориентировочные и исполни­
тельские действия; ориентировочные действия - это оценка воз­
никшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со
своими возможностями, с известными способами решения, выбор
способа выполнения; исполнительские действия - выполнение
действий и достижение результата;

1 - знания, умения и навыки относятся к исполнительской час­ти деятельности, будь то деятельность практическая или позна­вательная;

- задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они
подчинены решению более общих познавательных или практиче­
ских задач. Когда исполнительские действия сформированы, ори­
ентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то
быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки
в задании (по данным А. В. Запорожца).

Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение или реализацию знаний, умений, навыков, но обусловливают успешность их освоения. Это согласуется с мнением большинства ученых о способностях как качествах, обеспечиваю­щих легкость освоения знаний, умений. Это объясняет, почему спо­собности - «побочный эффект» обучения.

Так, Л.А.Венгер, понимая под способностями ориентировоч­ные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

1. Типологические свойства нервной системы (характеризую­
щие работу разных анализаторов, разных областей коры больших
полушарий), от которых зависят скорость образования времен­
ных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и
специализация полушарий головного мозга.

3. Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития спо­собностей. Сами способности формируются в процессе деятельно­сти при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении.



и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 2 Платонов К. С. Проблемы способностей. — М. 1972. - С. 5.

1 См.: Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.





По определению В.А.Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчают формирование способностей;

- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;

- определяют высоту достижения;

- обусловливают ранние проявленияспособностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия1. Все эти положения применимы и к специальным способностям.

Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно привести ряд положений теории способностей В.И.Шадри-кова2. Он рассматривает познавательные способности в структуре психики как основного свойства высокоорганизованной материи -мозга. Это свойство, как известно, заключается в отражении объек­тивно существующего мира и регуляции поведения человека в про­цессе его взаимодействия с окружающим миром. Способности кон­кретизируют и дифференцируют это свойство на отдельные психи­ческие функции, внося в него меру индивидуальной выраженности.

В.И. Шадриков опирается на положение о том, что современ­ные научные данные определяют мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические функции (ощущение, восприятие, мышление и т.д.). «Способности, - пишет ученый, - можно опре­делить как свойства функциональных систем, реализующих от­дельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качествен­ном своеобразии освоения и реализации деятельности»3.

Психические функции отражения реализуются в виде познава­тельных психических процессов. Поэтому классификация способ­ностей, полагает ученый, соответствует основным психическим про'цессам: способности ощущения, восприятия, памяти, вообра­жения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.

У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность вос­приятияоценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность; способность

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 См.: Крутецкий В. А. К вопросу о природе способностей // IV съезд психологов -
М, 1971.-С. 43-44.

2 См.: Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека - М
1996.-С. 178.

3 Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М., 1996. - С. 177.

Т.

воображения- новизна, оригинальность, осмысленность и др.; психомоторная способность- по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластич­ность и ловкость.

Большой интерес вызывает положение автора о структуре спо­собностей. Опираясь на исследования Л.С.Выготского, Б.Г.Ана­ньева, он выделяет в способности функциональный и операцион­ный компоненты.

Этот вывод согласуется с идеей Б.Г.Ананьева о том, что разви­тие высших психических свойств включает развитие функцио­нальных, операционных, мотивационных механизмов.

Функциональные механизмы формируются по программе фило­генетического развития и характеризуют человека как индивида. Например, природой человека определено развитие прямохожде-ния, умелости руки, развитие мозговых структур, свойственных человеку, и т.п. То есть возможен и необходим определенный уровень «биологической зрелости» как предпосылка развития высших психических функций (Л.С.Выготский). Однако станов­ление функциональных механизмов идет прижизненно при созда­нии соответствующих условий.

Операционные механизмы формируются только в деятельности, но для их развития требуется определенный уровень функцио­нального развития. Например, в раннем возрасте без своевремен­ного развития кисти руки в условиях предметно-манипулятивной, а затем предметно-орудийной деятельности возможность высоко­го развития у человека сенсомоторной способности в художест­венной деятельности проблематична. Развитие операционных механизмов характеризует человека как субъекта деятельности. Они формируются в процессе обучения.

Мотивационные механизмы развиваются в процессе общения и характеризуют человека как личность.

Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И.Шадриков, соответственно формируются прижиз­ненно в условиях общения и деятельности. «В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные ме­ханизмы», - пишет автор1.

К общим способностям он относит психические функции (про­цессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он счита­ет, что специальные способности - это варианты проявления об­щих способностей, «оперативная» форма общих способностей.

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М, 1996. -С. 290.

Таким образом, функциональный компонент способностей от­носительно стабилен, а операционный - изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И.Шадриков отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. «Специальные» способно­сти есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ан­самбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Анализ специальных способностей к изобразительной дея­тельности не противоречит этой гипотезе, скорее, подтверждает ее. В частности, способность к целенаправленному аналитико-синтетическому восприятию предмета приобретает специфиче­ские черты в изодеятельности. То же можно сказать о способно­сти воображения, сенсомоторной способности (ручной умелости) и др. Действительно, в основе этих способностей лежат общие психические процессы, которые реализуются в своеобразных дей­ствиях, диктуемых условиями данной деятельности.

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И.Шадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функ­ция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстети­ческого восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И.Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - пси­хике-. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже относит к сфере психики, отражения.

Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духов­ных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», органич­но включающим в себя отношение к моральным нормам.

Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием ее развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности.

Автор отмечает соотношение духовных способностей с познава­тельными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностя­ми. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному

прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности.

Интересно замечание автора и об одаренности: «Одаренность» -...индивидуально-своеобразное сочетание взаимодействующих и дополняющих друг друга способностей, как системное проявле­ние способностей в функциональной системе деятельности»1.

При анализе специальных способностей к изобразительной деятельности важны все эти положения. В их контексте способно­сти к изобразительной деятельности следует понимать как общие способности, но со специфической операционной частью.

На определенных этапах изобразительной деятельности доми­нируют определенные способности (восприятие, воображение, сенсомоторика), но при этом проявляются все другие способно­сти, только занимают они различное место в иерархии способно­стей, выступают как операционные механизмы в структуре доми­нирующей способности.

Очевидно, и каждая из способностей в контексте деятельности в зависимости от конкретной задачи проявляется по-разному, транс­формируясь при этом своей операционной части. Например, вос­приятие предмета перед его изображением и в процессе изображе­ния (рисования с натуры) различно; восприятие и представление предметов для рисования по представлению, по памяти и с натуры, подчиняясь разным задачам, также отличается друг от друга.

Содержание и структура способностей к изобразительной деятельности

Применительно к изобразительной деятельности важно выде­лить содержание способностей, проявляющихся и формирующих­ся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобрази­тельной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к дру­гим видам деятельности, содержание, структура этих способно­стей в определенной степени раскрыты и представлены в психоло­го-педагогической литературе. Однако они не являются бесспор­ными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М., 1996. -С. 290.

Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализиро­вать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания - исходя из специфики деятельности.

Каковы же особенности изобразительной деятельности?

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выпол­нять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображе­ниеи выражение- придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнитель­ных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфи­ку способностей к данному виду деятельности.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формиро­вание зрительного представления и его воспроизведения (Г.В.Ла-бунская, Н. П. Сакулина). Первую часть деятельности называют ори­ентировочной, а вторую - исполнительской {Д. А. Ветер, Н. П. Са­кулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.

Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изо­бразительной деятельности при выделении содержания и структу­ры этого вида способностей?

В.И.Киреенко1 рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия,а именно:

- способность воспринимать объект в сочетании всех его
свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые
части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. На­
пример, увидев в окне только голову человека, мы не восприни­
маем ее как отделенную от туловища (целостность восприятия);

- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикаль­
ных и горизонтальных направлений;

- способность оценивать пропорции;

- способность оценивать степень приближения данного цвета
к белому;

- способность оценивать перспективные сокращения.

Целая серия экспериментов, проведенных В.И.Киреенко, на­правлена на выявление качественных различий этих сторон зри­тельного восприятия у школьников и учащихся средних художе-

ственных школ, преподавателей, имеющих специальное художест­венное образование, а также взрослых и нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы о количест­венных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, т.е. ответы на во­прос о мере выраженности способности к изобразительной дея­тельности в зависимости от ряда факторов.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.

Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предлагает А.Г. Ковалев1. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент -ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он вы­деляет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущеесвойство - художествен­ное воображение, без которого невозможны развитие и воплоще­ние замысла; опорноесвойство - острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии). Второй компонент - специальная умелость руки, высокое развитие мо­торной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способности- эмоциональная на­строенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.

Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г.Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительской деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с уме­ниями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделен­ная А. Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что веду­щие и опорные свойства способности могут меняться местами в зави-



и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М., 1959,

1 См.: Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятель­ности // Проблемы способностей. - М, 1962.

симости от уровня развития способности. Например, некоторые люди, даже художники-профессионалы, лучше рисуют (пишут) с натуры. Их деятельность носит преимущественно репродуктивный характер.

С точки зрения общей теории способностей это наблюдение подтверждает возможность доминирования у человека одной из способностей (в данном случае восприятия) и подчиненное поло­жение других в иерархии способностей. Далеко не все из таких художников могут создать оригинальный, творческий образ.

В.С.Кузин1, придерживаясь точки зрения В.Г.Ковалева, о структуре способностей, выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительной деятельности. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое во­ображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, су­щественного в явлениях действительности, обобщение художест­венного образа; зрительную память; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; целенаправлен­ность и волю, а опорными так же, как и А.Г. Ковалев, - природ­ную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п.; сенсомоторные качества руки рисующего.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П.Сакулинойв силу их полноты, конкретности, обоснованно­сти, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотне­сенности с дошкольным возрастом.

В 1959 г. вышла одна из интереснейших работ Н.П.Сакулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности. «Развитие художественно-творческих способностей у детей до­школьного возраста в занятиях рисованием».

Анализируя разные общественные функции рисунка и опреде­ляя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П.Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображениюи способность к художественному выражению.

Способность к изображениюсостоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы нау­
читься изображать, надо овладеть особым способом восприятия:
видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в
единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет,
положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа
(овладение комплексом умений и навыков изображения, формы,

и развития детей в изобразительной деятельности 7 страница - student2.ru 1 См.: Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М., 1977.-С. 52.

строения, пропорциональных отношений, положения в про­странстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями спо­собность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Од­нако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению централь­ным является второй - овладение графическими умениями.

Наши рекомендации