Город как мезофактор социализации и формирования социального капитала подростков

Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование [1].

Подростковый возраст играет важную роль в социализации человека. На данной стадии у детей меняется характер, формируется направленность нравственных представлений и установок.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.

Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые воздействуют на социализацию жителей определенной страны (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Разные типы поселений накладывают разные «отпечатки» на социализацию подростков, т.к. обладают особенностями, которые приводятся в предлагаемой таблице 1.

Таблица 1

Тип поселения   Признак Поселок Сельское поселение Город
Социальный контроль Относительно слабый Сильный, т.к. жителей немного и связи между ними достаточно тесные. Слабый и значительная роль самоконтроля
Контакты Малая склонность к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное – раствориться в «стае», найти свою «заводь». Немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение тесным и всеохватывающим. Преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных
Связи Типичны тесные родственные и соседские В основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, соседские связи

Продолжение таблицы 1

Возможности выбора Усредненный уровень возможностей выбора, общий уровень культуры Набор занятий в свободное время, разновидностей труда, стилей жизни и ценностных ориентаций довольно ограничен. Многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций
Мобильность и дифференциация Средняя социальная мобильность, относительно развитая дифференциация Стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, малые возможности для трудовой мобильности Неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность

Город, являясь средоточием большого количества жителей на ограниченной территории, информации, культуры и различных явлений, предоставляет подрастающему поколению множество альтернатив в различных сферах жизнедеятельности.

Роль города в стихийной социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а, следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Однако, в зависимости от структуры города, района проживания и индивидуальных характеристик различается использование подростком «городских» возможностей.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Электронный ресурс - http://slovari.yandex.ru/

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А.Сластенина.- 5-е.изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

Наши рекомендации