Методические указания студентам
Учебно-тематический план дисциплины предусматривает ее изучение студентами на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельной работы. Посещение аудиторных занятий обязательно. На лекциях студенты осваивают материал, записывая его в тетрадях. Каждая лекция и семинар имеют свою цель учебной работы, которая предполагает раскрытие и освоение студентами основных положений государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. На семинарах предполагается обсуждение студентами определенных вопросов плана, раскрывающих тему семинара. Семинар является формой организации учебного процесса, которая служит дополнением к лекции, детализирует и расширяет ее тему. Активность студентов на семинаре является обязательным требованием к его проведению. В процессе подготовки к семинару студенты: 1) знакомятся с планом и методическими указаниями к семинару; 2) изучают конспект лекции по данной теме; 3) самостоятельно изучают литературу по вопросам плана; 4) выполняют задания для самостоятельной работы с целью добывания реальных фактов, иллюстрирующих те или иные положения задания. На семинарах студенты выступают с сообщениями по вынесенным на рассмотрение вопросам, докладывают о выполнении определенных заданий, участвуют в дискуссии. Преподаватель предоставляет студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемым вопросам, помогает организовать обсуждение и провести дискуссию.
Сами семинары могут иметь различную форму. Наиболее типичной формой является коллективное обсуждение сообщений студентов по вопросам плана. Однако это не означает, что к семинару готовятся только те студенты, кто делает сообщение. Содержательную часть курса завершает семинарское занятие, проводимое в форме деловой игры, где студенты выступают в ролях: защищающего дипломный проект, научного руководителя, членов комиссии и независимых экспертов, оценивающих работу всех участников. По итогам деловой игры проводится ее детальный анализ.
Завершаются семинары итоговым занятием в форме круглого стола, на котором обсуждаются все возникающие вопросы по изучению дисциплины и даются рекомендации по подготовке к итоговой аттестации. Форма каждого занятия определяется преподавателем, который доводит форму последующего семинара и задания до сведения студентов на предыдущем семинаре. С тематикой семинаров и конкретными вопросами и заданиями к семинару студенты могут ознакомиться и на странице кафедры социальной педагогики и социальной работы в локальной сети университета. Доступ к локальной сети открыт в электронном читальном зале университета и любой точке доступа на факультете.
Планы семинарских занятий
Семинар № 1
Научное исследование в социальной работе: общее и особенное (2 ч)
План
1. Социальная педагогика и социальная работа – область реальности, требующая изучения, ее особенности.
2. Социально-педагогические исследования: их история, аттестация и основные виды.
3. Классификация видов исследования.
4. Особенности научного исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 27-38.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С. 51-56.
3. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 5-36.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – С. 7-32.
5. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – 2-е изд. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006. – С. 8-21.
7. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 6-13.
8. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.:Академический проект, 2006. – С. 3-23.
9. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С. 9-11, 22-26, 38-40 63-66.
10. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 97, 149-150, 287, 342-343, 347-348.
Задания для самостоятельной работы:
1) Ответьте себе на следующие вопросы:
- чему бы вы хотели бы научиться, выполняя курсовую работу?
- имеете ли вы свою любимую тему (проблему), исследованием которой хотели бы заняться? Попытайтесь ее сформулировать.
2) Придумайте три вопроса – теста (с 3 вариантами ответов один из которых правильный) к вопросам семинара.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте социальную работу, как область реальности, требующую изучения, выделив её особенности.
2. Раскройте историю, аттестацию и основные виды социально-педагогических исследований.
3. Охарактеризуйте классификацию видов исследования.
Индивидуальные задания
1. Составьте словарь терминов по изученной теме.
Семинар № 2
Методы планирования и организации исследования в социальной работе
(4 ч)
План
1. Общая схема хода научного исследования.
2. Методологические характеристики исследования.
3. Требования, предъявляемые к надежности выборки.
4. Общий и рабочий план исследования.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 17-31.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С. 51-56.
3. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 12-36.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – С. 50-88.
5. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – 2-е изд. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006. – С. 10-15, 52-70.
7. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 13-20.
8. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 342-343.
1 задание (1 ч). Обсуждение вопросов плана
2 задание (1 ч). Выпишите тему (заглавие) своей работы на чистый лист бумаги и проведите над ним следующие операции:
- подчеркните ключевые слова как носители смысла темы. Например, в теме «Особенности деятельности социального работника с молодой семьей» такими ключевыми словами будут «особенности деятельности социального работника».
- выделите условия, которые определяют границы изучения ключевого слова, уточняют рамки проводимого исследования. В теме «Особенности деятельности социального работника с молодой семьей» к таким условиям относятся «молодые семьи». Это означает, что вы будете вести исследование только на молодых семьях, а не с какими-то другими. Это и определяет границы вашего поиска.
- оцените сложность и глубину ключевого понятия. Так, «особенности деятельности социального работника» включает в себя весь процесс: цели, принципы, содержание этой работы, методы и средства ее проведения, внешние условия, особенности деятельности и многое другое.
- попробуйте провести корректировку темы. Ваша задача выявить особенности деятельности социального работника в теории социальной работы. Может быть необходимо конкретизировать тему, уточнить ее, либо если тема сформулирована слишком узко, ее надо расширить и привести в соответствие с требованиями курсовой работы или ВКР.
3 задание (1 ч). Работа студентов под руководством преподавателя с компьютерной презентацией. Анализ различных тем исследований, соотнесение их с объектом и предметом, постановка целей и задач по предложенным темам. Подбор методов исследования по определенной теме.
4 задание (1 ч). Студенты, разделившись по 3-4 человека в группе в течение 15 минут, самостоятельно изучают предложенные преподавателем авторефераты диссертаций, выделяя тему, цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
Затем каждой группе предлагается конкретная тема исследования, студенты разрабатывают к ней – объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
После чего каждая подгруппа представляет свои результаты всей группе, делая соответствующий анализ полученных результатов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Разработать примерный план своего исследования, представить его в виде компьютерной презентации.
Семинар № 3
Основные методы исследований в социальной работе (2 ч)
План
1. Методы социальной работы как научной дисциплины.
2. Практическая и исследовательская работа в деятельности социального работника.
3. Опрос и его разновидности.
4. Социальное исследование и социологическое исследование: общее и особенное.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 62-71.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С. 60-72.
3. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 37-116.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – С. 89-115, 117-125, 132-162.
5. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – 2-е изд. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006. – С. 10-52.
7. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 21-31.
8. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьёв. – М.:«Академический проект», 2006. – С. 156-361.
9. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С. 63-66, 81-83, 196-206, 209-233, 229-243.
10. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004. – С. 125-140.
11. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 25, 383-385.
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполнить форму для защиты курсовой работы (раздел методы исследования). Выделить теоретические и практические методы исследования.
2. Придумать три вопроса – теста (с 3 вариантами ответов один из которых правильный) к вопросам семинара.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные классификации методов исследования в социальной работе.
2. Раскройте частные методы эмпирического поиска.
3. Раскройте частные методы теоретического поиска.
4. Раскройте общие методы научно-педагогического поиска.
Индивидуальные задания
1. Составьте таблицу «Методы исследования в социальной работе».
Семинар № 3.1
«Роль эксперимента в социальной работе» (1 ч)
План
1. Понятие «эксперимент», «экспериментальная площадка».
2. Контрольная группа в эксперименте.
3. Классификации экспериментов, проводимых в социальной сфере.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 62-71.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С. 60-72.
3. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 37-116.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – С. 89-115, 117-125, 132-162.
5. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – 2-е изд. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006. – С. 10-52.
7. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 21-31.
8. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьёв. – М.:«Академический проект», 2006. – С. 156-361.
9. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С. 63-66, 81-83, 196-206, 209-233, 229-243.
10. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004. – С. 125-140.
11. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 25, 383-385.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте классификацию экспериментов, проводимых в социальной сфере.
2. Подготовьте научный тезаурус по индивидуальной теме исследования.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте содержание понятия «эксперимент».
2. Раскройте взаимосвязь экспериментальной и контрольной группы в эксперименте.
3. Охарактеризуйте классификации экспериментов, проводимых в социальной сфере.
Индивидуальные задания
1. Составьте словарь терминов по изученной теме.
2. Придумайте 3 вопроса-теста по данной теме.
Семинар № 3.2
Кейс-стади как метод исследования (1 ч)
План
1. Кейс-метод: история разработки и использования метода.
2. Организация работы на основе метода Кейс-стади.
3. Схема описания случая из практики.
Литература:
1. Киблицкая, М.В. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади / М.В. Киблицкая, И.К. Масалков. - М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287 с. [Электронный ресурс]: http://de-free.narod.ru/est/Kiblitskaja_Masalkov_kejsstadi_2003.htm#10
2. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 31-36.
3. Метод Кейс-стади [Электронный ресурс]: http://www.ixpintel.nntu.nnov.ru/RUS/otd_sl/metod_uprav/inov_met/keis.doc
4. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади». Составитель О.Н. Калачикова [Электронный ресурс]: http://umu.utmn.ru/files/case.doc
5. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004. – С. 125-138.
6. Осухова, Н.Г. Осваиваем метод кейс-стади / Н.Г. Осухова // Социальная работа. – 2009. - № .1. – С. 29-36.
7. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С.64.
8. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание. Объяснение понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2001.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить схему изучения случая по индивидуальной схеме исследования.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение «кейс-стади» и обоснуйте его.
2. Раскройте историю разработки и использования метода кейс-стади.
3. Охарактеризуйте организацию работы на основе метода кейс-стади.
4. Охарактеризуйте основные компоненты схемы описания случая из практики.
Индивидуальные задания
1. Напишите реферат: «Кейс-стади как метод исследования».
2. Найдите Интернет-источники, в которых рассматривается метод кейс-стади.
Семинар № 4
Методика проведения анализа документов (2 ч)
План
1. Применение анализа документов в социальной работе. Классификации документов.
2. Виды анализа документов, их специфика.
3. Контент-анализ как один из видов анализа документов. Этапы проведения контент-анализа.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 52-62.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С.107-108.
3. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 56-60.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – С. 91-93.
5. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – 2-е изд. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006. – С. 71-180.
6. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 36-43.
7. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.:«Академический проект», 2006. – С. 272-348.
8. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С.218-228.
9. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004. – С. 85-92.
1 задание (1 ч). Обсуждение вопросов плана.
2 задание (1 ч). Студенты, разделившись по 3-4 человека в группе в течение 15 минут, самостоятельно изучают предложенную преподавателем научную литературу. Работа студентов с картотекой периодической печати, самой периодической печатью, авторефератами, учебной литературой.
3 задание (2 ч). Каждый студент представляет доклад с подобранными источниками по теме исследования с проведенным анализом.
Задания для самостоятельной работы:
1. По индивидуальной теме исследования подобрать 7 источников (литературных или электронных).
2. Провести анализ выбранных источников.
3. Представить полученные данные в виде доклада.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность понятия «документ».
2. Охарактеризуйте классификацию видов документов.
3. Раскройте основные виды анализа документов.
Индивидуальные задания
1. Напишите реферат «Документ вчера и сегодня».
2. Придумайте 3 вопроса-теста по данной теме.
Семинар № 5
Методика составления анкеты исследования (4 ч)
План
1. Применение анкетирования в социальной работе.
2. Структура анкеты.
3. Классификации вопросов анкеты.
4. Правила проверки анкеты.
Литература:
1. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 77-89.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – С. 97-105.
3. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 51-60.
4. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: «Академический проект», 2006. – С. 156-187.
5. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С. 92-111, 196-206.
1 задание (1 ч). Обсуждение вопросов плана.
2 задание (1 ч). Студенты, разделившись по 3-4 человека в группе в течение 15 минут, самостоятельно анализируют предложенные преподавателем анкеты. После рассмотрения анкет в микрогруппах их обсуждают («защищают») в группе.
3 задание (2 ч). Творческие микрогруппы разрабатывают анкеты на различные темы для проведения их в своей группе.
4 задание (2 ч). Первая часть занятия – творческие микрогруппы проводят анкетирование в группе, вторая часть занятия - обобщение результатов проведенного анкетирования.
Итог занятия: а) анализ в группе результатов проведенного анкетирования; б) коллективное определение возможностей использования результатов проведенного анкетирования в деятельности социального работника.
Второй вариант проведения занятия - занятие – выездное; проводится на базе одного из социального учреждения г. Тулы.
Студенты заранее разрабатывают анкеты для клиентов, сотрудников или руководителей учреждения. В социальных учреждениях региона студенты проводят анкетирование с клиентами, сотрудниками или руководителем учреждения.
Задания для самостоятельной работы:
1. По выбранной индивидуальной теме исследования разработать 2 анкеты.
2. Провести анкетирование 5 респондентов.
3. Оформить результаты анкетирования.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте метод анкетирования в социальной работе.
2. Раскройте классификацию вопросов анкеты.
3. Назовите правила проверки композиции и графического оформления анкеты.
Индивидуальные задания
1. По выбранной индивидуальной теме исследования разработайте 1 анкету.
2. Проведите анкетирование 20 респондентов.
3. Оформите результаты анкетирования.
Семинар № 6
Методика проведения интервью (беседы) (2 ч)
План
1. Применение проведения интервью (беседы) в социальной работе.
2. Классификация интервью.
3. Процедура проведения интервью.
4. Регистрация получаемых данных.
1 задание (1 ч). Обсуждение вопросов плана.
2 задание (1 ч). Группа делится на несколько творческих микрогрупп. Каждая микрогруппа разрабатывает план проведения интервью (беседы). После рассмотрения вопросов интервью (беседы) в микрогруппах их обсуждают («защищают») в группе.
3 задание (1 ч). Творческие микрогруппы, образованные на первом занятии, проводят интервью (беседу).
Вторая часть занятия (1 ч.). В творческих микрогруппах, образованных на первом занятии, обобщаются результаты проведенного интервью (беседы). Далее проводится анализ в группе результатов проведенного интервью (беседы).
Второй вариант проведения занятия – занятие выездное в социальные учреждения г. Тулы.
Студенты заранее разрабатывают план проведения интервью с клиентами или руководителями учреждения. В социальных учреждениях региона студенты проводят интервью (беседу) с руководителем учреждения.
Задания для самостоятельной работы:
1. По выбранной индивидуальной теме исследования разработать вопросы интервью.
2. Провести интервью с 3 респондентами.
3. Оформить результаты проведенного интервью.
Литература:
1. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 68-77.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2008. – С. 96-100.
3. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 60-66.
4. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: «Академический проект», 2006. – С. 187-200.
5. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С. 130-142 196-206.
6. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 93-94.
Темы рефератов
1. Беседа как исследовательский приём.
2. Стратегия и тактика проведения беседы.
3. Искусство задавать вопросы.
4. Проблема установления доверительных отношений.
5. Телефонное интервью: плюсы и минусы.
6. Надёжность информации, сообщаемой респондентом.
Семинар № 7
Методика проведения наблюдения (2 ч)
План
1. Процесс наблюдения в социальных науках и наблюдение в естественных науках: сходство и отличие.
2. Основной категориальный аппарат метода наблюдения.
3. Классификации видов наблюдения.
4. Основные этапы процесса наблюдения. Работа, осуществляемая на каждом этапе.
5. Достоинства и недостатки (субъективные и объективные), присущие методу наблюдения.
Литература:
1. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 60-68.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2008. – С. 93-96.
3. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 66-73.
4. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: «Академический проект», 2006. – С. 200-272.
5. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С. 209-217.
6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание. Объяснение понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2001.
1 задание (1 ч). Обсуждение вопросов плана.
2 задание (1 ч). Группа делится на несколько творческих микрогрупп. Каждая микрогруппа разрабатывает план проведения наблюдения.
Второй вариант проведения занятия – занятие выездное в социальные учреждения г. Тулы. Студенты заранее разрабатывают план проведения наблюдения за клиентами или руководителями учреждения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Представить анализ проведенного наблюдения по индивидуальной теме.
Семинар № 8
Методика подготовки курсовой работы (2 ч)
План
1. Курсовая работа как один из видов научно-исследовательской деятельности студентов.
2. Методологические характеристики курсовой работы
3. Методы работы в библиотеке (с литературой).
4. Композиция научно-исследовательской работы.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 39-52.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С.103-113.
3. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2008. – С. 163-177.
4. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
5. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 43-51.
6. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.:«Академический проект», 2006. – С. 408-420.
7. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004. С. 216-236.
8. Шайденко, Н.А. Подготовка и защита квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе / Н.А.Шайденко.-Тула, 2002.
1 задание (1 ч). Обсуждение вопросов плана.
2 задание (3 ч). Выступление студентов, в котором они представляют композицию своего исследования. По индивидуальной теме исследования студенты определяют цель, задачи, объект и предмет исследования, выделяют актуальность темы и указывают используемые методы исследования.
Задания для самостоятельной работы:
1. Представить композицию исследования (реферата).
2. Определить цель, задачи, объект, предмет исследования.
3. Выделить актуальность выбранной темы.
4. Указать методы и предполагаемую базу исследования.
Семинар № 8.1
Основные требования к оформлению итогов исследования
План
1. Работа с научным руководителем. Рецензия научного руководителя и внешние отзывы.
2. Риски плагиата.
3. Общие требования к цитатам и библиографическим ссылкам. Оформление цитат.
4. Основные требования к итоговой электронной презентации в PowerPoint.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 39-52.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С.103-113.
3. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2008. – С. 163-177.
4. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
5. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 43-51.
6. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.:«Академический проект», 2006. – С. 408-420.
7. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004. С. 216-236.
8. Шайденко, Н.А. Подготовка и защита квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе. /Н.А.Шайденко.-Тула, 2002.
Задания для самостоятельной работы:
1. Оформить цитату из подобранной литературы.
2. Оформить библиографическую ссылку.
Семинар № 8.2
Процедура защиты курсовой работы
План
1. Общие требования к оформлению каждой части курсовой работы.
2. Общие требования к оформлению страницы: параметры страницы, кегль, межстрочное расстояние, шрифт, выделения и др.
3. Оформление титульного листа.
4. Оформление библиографии (списка литературы).
Литература:
1. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 39-52.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С.103-113.
3. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2008. – С. 163-177.
4. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
5. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 43-51.
6. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.:«Академический проект», 2006. – С. 408-420.
7. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004. С. 216-236.
8. Шайденко, Н.А. Подготовка и защита квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе. /Н.А.Шайденко.-Тула, 2002.
По итогам данного занятия студенты должны представить оформление титульного листа, типичных вариантов оформления библиографии, составленных в соответствии с требованиями ГОСТа, типовую страницу оформления ВКР.
Задания для самостоятельной работы:
1. Представить оформление титульного листа.
2. Представить оформление типичных вариантов оформления библиографии, составленных в соответствии с требованиями ГОСТа.
3. Представить типовую страницу оформления курсовой работы.
Семинар № 8.3
Процедура защиты курсовой работы
Занятие проводится в форме деловой игры, где студенты выступают в ролях:
А) защищающего курсовой проект (реферат) (выступает с докладом, показывает презентацию);
Б) научного руководителя (зачитывает рецензию и отзыв, дает характеристику студенту, защищаемому курсовой проект);
В) членов комиссии (задают вопросы)
Г) независимых экспертов (оценивающих успешность выполнения заданий, способность «вжиться в роль»)
К данному занятию студенты готовят информационную страницу для членов комиссии защиты по схеме, предложенной на кафедре СПиСР, которая используется ими при защите.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить план Введения к своей работе.
2. Согласно плану сделать черновой вариант Введения. Провести самоэкспертизу качества своего Введения (все ли его компоненты представлены, существует ли смысловая связь между компонентами научного аппарата, полно ли и убедительно раскрыта актуальность темы).
Семинар № 9
Методика подготовки выпускной квалификационной
работы (1 ч)
План
1. ВКР как один из главных видов научно-исследовательской деятельности студентов.
2. Методологические характеристики ВКР.
3. Методы работы в библиотеке (с литературой).
4. Композиция научно-исследовательской работы.
Литература:
1. Бочарова, В.Г. Основные направления научных исследований в социальной педагогике / В.Г. Бочарова, И.А. Липский. - М., 2001.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2008. – С. 163-177.
3. Интернет-сайты академика РАО А.М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
4. Как подготовить выпускную квалификационную работу по социальной работе: Учеб. пособие / Авт.сост.: Фокин В.А., Соломатова В.В. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – 46 с.
5. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2006. – С.199-214, 233-257, 319-337.
6. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Авт.-сост. В.В. Соломатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – С. 73-83.
7. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: «Академический проект», 2006.
8. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А.Новиков.- М: МЗ-Пресс, 2004.- 67с.
9. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004.
10. Шайденко, Н.А. Подготовка и защита квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе. /Н.А.Шайденко.-Тула, 2002.
Задания для самостоятельной работы:
1. Написать статью по индивидуальной теме исследования.
Семинар № 9.1
Методика подготовки выпускной квалификационной
работы (1 ч)
План
1. Работа с научным руководителем.
2. Рецензия научного руководителя и внешние отзывы.
3. Риски плагиата.
4. Общие требования к цитатам и библиографическим ссылкам. Оформление цитат.
5. Основные требования к итоговой электронной презентации в PowerPoint.
По итогам данного занятия студенты должны представить оформление статьи.
Семинар № 9.2
Процедура защиты ВКР
Занятие проводится в форме деловой игры – научной конференции, где студенты выступают в ролях:
А) докладчика (выступает с докладом-статьей, показывает презентацию);
Б) научного руководителя (зачитывает рецензию и отзыв, дает характеристику работы студента);
В) участников конференции (задают вопросы)
Г) независимых экспертов (оценивающих успешность выполнения заданий, способность «вжиться в роль»)
Т Р Е Б О В А Н И Я
к уровню освоения программы дисциплины «Методы исследования в социальной работе»
на экзамене для факультета искусств, социальных и гуманитарных наук (дневное и заочное отделения)
1. Научное исследование в социальной работе: определение, общая схема проведения исследования.
2. Виды научного исследования.
3. Сравнительные исследования в социальной работе.
4. Исторический подход в исследованиях в социальной работе.
5. Методологические характеристики исследований.
6. Основные методы исследований в социальной работе.
7. Использование социологических методов в исследованиях в социальной работе.
8. Использование психологических методов в исследованиях в социальной работе.
9. Кейс-стади как метод исследования в социальной работе.
10. Моделирование как метод исследования в социальной работе.
11. Эксперимент. Классификация экспериментов, проводимых в социальной сфере.
12. Подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе.
13. Обработка результатов исследования в социальной работе.
14. Программа исследования. Ее назначение и основные функции. Этапы разработки.
15. Общий и рабочий план исследования.
16. Пилотажное исследование.
17. Цели и задачи исследования. Виды задач. Последовательность их выдвижения.
18. Объект исследования.
19. Предмет исследования.
20. Гипотеза исследования.
21. Характеристика метода анкетирования в социальной работе. Структура анкеты.
22. Вопросы анкеты. Классификация вопросов.
23. Проверка анкеты. Правила проверки композиции и графического оформления анкеты.
24. Сущность понятия «документ». Особенности использования анализа документов в социальной работе.
25. Классификация видов документов.
26. Пресса и косвенная документация.
27. Виды анализа документов.
28. Контент-анализ. Основные требования при проведении контент-анализа.
29. Наблюдение как метод исследования в социальных науках. Научное и обыденное наблюдение.
30. Основные термины и понятия, используемые в процессе проведения наблюдения.
31. Классификация видов наблюдения.
32. Этапы проведения наблюдения. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
33. Характеристика метода интервьюирования в социальной работе. Процедура проведения интервью.
34. Классификация интервью.
35. Способы регистрации данных. Требования, предъявляемые для успешного проведения исследования. Протокол интервью. Путеводитель интервью.
36. Использование биографического метода исследования в социальной работе.
37. Курсовая работа. Ее структура и содержательная характеристика.
38. Выпускная квалификационная работа. Ее структура и содержательная характеристика.
39. Общие требования по оформлению титульного листа, оглавления, введения, глав основной части, заключения, приложений курсовой работы.
40. Общие требования по оформлению титульного листа, оглавления, введения, глав основной части, заключения, приложений ВКР.
41. Общие требования к цитатам и библиографическим ссылкам.
42. Требования к оформлению библиографии научного исследования.
43. Рецензия научного руководителя и внешние отзывы.
44. Процедура защиты курсовой работы. Выступление на защите курсовой работы.
45. Процедура защиты ВКР. Выступление на защите дипломной работы.
46. Практическая и исследовательская работа в деятельности специалиста по социальной работе.
47. Курсовая работа как один из видов научно-исследовательской деятельности студентов. Методологические характеристики курсовой работы.
48. Выпускная квалификационная работа как один из видов научно-исследовательской деятельности студентов. Методологические характеристики ВКР.
49. Социальное исследование и социологическое исследование: общее и особенное.
50. Основные требования к итоговой электронной презентации в PowerPoint