Слово и дело в учебно - воспитательном процессе
Введение
О предмете данной книги и ее структуре.
В соответствии с программой настоящее пособие названо «Возрастная и педагогическая психология». Возрастная и педагогическая, потому что в его содержание вошел материал, относящийся к обеим этим отраслям современной психологической (СНОСКА: См.: Матюхина М. В.. Михальчик Т. С., Патрина К. Т. Психология младшего школьника: Учебно - методическое пособие для студентов - заочников факультетов подготовки учителей начальных классов 2 - е изд., М, 1976.) науки. Естественно, что в содержание данного учебного предмета, и соответственно пособия, входит не все содержание названных отраслей науки, а лишь та их часть, которая имеет отношение к задачам подготовки специалистов, в данном случае—учителей начальных классов.
Вместе с тем это пособие можно было бы назвать и по - иному, по объекту, который в нем рассмотрен, а именно: «Психология младшего школьника». Так, кстати, и называлось учебно - методическое пособие для студентов - заочников, явившееся основой данной книги.
Познакомьтесь, пожалуйста, внимательно с оглавлением пособия (это рекомендуется делать всегда, когда - вы приступаете к работе с любой новой для вас книгой.). И вы убедитесь, что основная масса изложенного в. нем посвящена младшему школьнику: психологической характеристике его учебной деятельности, личности и эмоционально - волевой сферы, познавательных процессов, индивидуально - психологических и возрастных особенностей. Предшествующий этому материал - предмет, задачи и историческое развитие возрастной и педагогической психологии, характеристика дошкольного детства, а затем и материал о подростке и старшем школьнике призваны, по существу, лишь теоретически усилить, и подкрепить психологический анализ деятельности и развития младшего школьника, раскрыта общая перспектива изменений личности ребенка на протяжении всего школьного детства. Итак, основное звено данной книги—психология младшего ученика. Несколько особое положение занимает глава об учителе, однако к ней мы вернемся ниже.
Несколько слов о причинах, породивших необходимость издания специального пособия по возрастной и педагогической психологии для факультетов подготовки учителей начальных классов.
Еще 15—20 лет тому назад остро дискутировался вопрос о необходимости и целесообразности открытия специальных факультетов подготовки учителей начальных классов в пединститутах. Многие утверждали, что для этой работы вполне достаточно подготовки педучилища. И спор не был случайным. Довлела традиция, по которой считалось, что начальное обучение—это лишь обучение грамоте (чтению и письму), решению несложных арифметических задач, что это - де обучение, мало чем связанное с развитием современных наук. Научно - технический и социально - экономический прогресс коренным образом изменили положение дел. Среднее образование в нашей стране стало всеобщим и обязательным. Да и личность самого младшего школьника стала иной. Обнаружилась возможность и необходимость существенно изменить программу, продолжительность и возрастные границы начального обучения. XXVI съезд КПСС поставил задачу подготовки условий перехода к обучению с 6 лет. Все это придало особое значение начальному обучению в общей системе народного образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.
Таковы условия и предпосылки рождения специального пособия по возрастной и педагогической психологии для специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». По содержанию пособие соответствует программе, но его структура несколько изменена с учетом опыта чтения этого курса на факультетах подготовки учителей начальных классов.
Слово и дело в учебно - воспитательном процессе.
В одном из номеров газеты «Правда» за 1983 г. под рубрикой «На темы воспитания» была напечатана статья А. Колесник «Запись в дневнике». Воспроизведем из нее отдельные фрагменты, так как в них, на наш взгляд, отражены проблемы, непосредственно относящиеся к предмету данного пособия:
«Дождик постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождя, созвучная голосу учительницы, убаюкивала. Первоклассник Саша старался не заснуть, а глаза сами собой предательски закрывались. «Назаренко, опять дремлешь!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал дневник, где учительница сделала третью на этой неделе запись: «Спал на уроке».
Мама посмотрела дома в дневник Саши, прижала сынишку к себе и заплакала, он тоже заплакал, потому что я мама, оказывается, боялась учительницы.
— Мамочка, ты не плачь. Я завтра пойду снова в детский сад. Там можно будет спать, а еще позволяют играть, бегать. А в классе совсем ничего нельзя, только сиди смирно за партой и стой у стенки на перемене...» (СНОСКА: Колесник А. Запись в дневнике.— Правда, 1983, 2 янв.).
Этот пример взят из реальной жизни. Произошел он в одной из школ Сумской области. К сожалению, подобные примеры можно обнаружить и в других школах.
В противовес приведенному выше случаю, автор названной статьи приводит и другой, диаметрально противоположный. Учительница Хотинской средней школы Ольга Денисовна не без оснований утверждает, что многое в поведении детей не является нарушением норм поведения, а требует лишь внимательного и чуткого отношения учителя. «Вообще, — говорит она,— просчеты в поведении лучше поначалу не замечать. А вот не заметить хорошего поступка никак нельзя. Считаю своей обязанностью заметить и отметить. У первоклассников вырабатывается понятие, что такое хорошо, возникает желание приумножать это хорошее. Акцентировать внимание на дурном неразумно. От худого отвлекать следует незаметно...»
Рассуждения Ольги Денисовны содержат в себе глубокий психологический смысл. И она не случайно часто записывает в дневниках: «Витя хорошо дежурит в классе», «Таня отлично поработала на школьном огороде», «Саша помогает своему другу учить родной язык», «Коля старательно ухаживает за цветком на подоконнике» и т. д. Все это направлено, по примеру выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского, на то, чтобы сделать школу для ребят школой радости. Сочетание дела и слова в их диалектической взаимосвязи — это и есть теоретическая сущность и практический смысл возрастной и педагогической психологии, к изучению которой вы приступаете.
Подчеркивая внутреннее единство развития ребенка и педагогического процесса, С. Л. Рубинштейн вместе с тем отмечал различие подходов к этим процессам со стороны педагогики и психологии как наук. Предметом психологии являются закономерности развития психики ребенка, и педагогический процесс с этой точки зрения выступает лишь как его условие. Предметом же педагогики выступают; как раз закономерности самого педагогического процесса» а психические свойства ребенка на различных ступенях его развития полагаются лишь как условия, которые должны быть учтены. «То, что для одной из этих наук является предметом, то для другой выступает как условие» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.. 1976, с. 184.). Приступая к изучению возрастной и педагогической психологии, уяснить это различие чрезвычайно важно.
Цель учения в советской психологии и педагогике рассматривается не только как приобретение знаний, а, главным образом, как воспитание, обогащение, развитие самого ребенка, его личности, расширение его способностей к самостоятельному приобретению новых знаний в дальнейшем. Задачи обучения решаются постольку, поскольку решаются задачи воспитания (усвоение нравственных норм и привычек, развитие эстетических качеств, формирование трудовой активности и творческого подхода к решению задач). В качестве основы обучения и воспитания младшего школьника, являющихся единым и нераздельным процессом, выступает положение о всестороннем и гармоническом развитии личности.
Трудно переоценить в этом процессе воспитывающего обучения роль учителя. Глава об учителе завершает курс возрастной и педагогической психологии. В ней вы найдете много важного и интересного из области психологии личности и деятельности педагога. Но это будет потом, в конце изучения курса. А сейчас мы считаем важным напомнить вам о ваших учителях, о тех, кто оставил неизгладимый след в вашей душе. Может быть, это поможет вам глубже понять себя и ту профессию, которой вы решили посвятить свою жизнь—профессию учителя. Может быть, тогда и весь материал данного пособия предстанет перед вами в ином свете и значении.