II. Проверка домашнего задания. III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
Дыхательная разминка.
Упражнение «Цветочный магазин» . (вдыхать аромат воображаемых цветов, следить, чтобы не напрягались мышцы лица).
Упражнение «Крепкая опора» (напрягая язык, крепко прижмите его конец к небу. Вдохните. Через 3 – 4 сек расслабьте язык и челюсти. Выдохните
Артикуляционная разминка.
— Произнеси правильно звук [ф| в словах: фарфор, футбол, форточка, фартук, туфли, фуражка, флакон, фильм, форма, флаг.
Упражнение «Назойливый комар»
— Вытяните руки перед грудью ладонями друг к другу. Быстро вдохните через нос, разводя руки в стороны. Медленно выдыхайте со звуком «3-з-з-з» одновременно медленно, чтобы «не спугнуть комара», сводите руки до соприкосновения ладоней.
Речевая разминка.
— Прочитайте, скороговорку, отчетливо произнося каждый звук: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
— Причитайте слова: лакал, комок, заказ, казак, летел, тащат. Прочитайте эти слова еще раз, но справа налево. Что в них удивительного? (Это слова-перевертыши. Они одинаково читаются слева-направо и справа-налево.)
IV. Подготовка к восприятию произведения
— Ребята, вы мною раз слышали слова «внимание», «внимательный». Где вы слышали эти слова? В каких случаях?
— Я часто прошу вас: «Будьте внимательными!». Почему я это говорю?
— Как вы думаете, какого человека можно назвать внимательным?
— Быть внимательным — это слушать кого-то, смотреть на него, не разговаривать с другими и не отвлекаться. Это так сосредоточиться на предмете или каком-нибудь деле, чтобы посторонний шум тебя не отвлекал.
— Назовите слова, противоположные по значению слову «внимательный». (Невнимательный, рассеянный.)
— Что может произойти с невнимательным человеком?
— С невнимательным человеком могут произойти как смешные, так и грустные истории. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит он не поймет новую тему и не выполнит задание. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Если невнимательно играть с мячом, то можно нечаянно ударить другого человека или разбить окно. Если не обращать внимания на других, то можно и не заметить, что им грустно или у них что-то болит.
Невнимательный, вечно думающий о чем-то отвлеченном, витающий в облаках человек, вызывает улыбку и смех. От своей несобранности он часто попадает в глупые и комические ситуации.
С невнимательным человеком мы сегодня познакомимся на уроке. Эту историю для вас написал замечательный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. Вспомните произведении, с которыми вы уже знакомы. («Про мимозу», «Фома», «-Дядя Степа», «Лапуся» и т. д.)
— За долгую литературную жизнь поэт выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых: стихи, басни, сказки, пьесы для театра и кино. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)
— Как же получаются стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные? Оказывается, поэт помнит собственное детство, внимательно наблюдает за жизнью современных ребят.
Но одной наблюдательности мало. Требуется талант — особая, редкая способность чувствовать, находить нужные, самые точные слова, соединять их в звучные, почти музыкальные строчки. Впрочем, и этого мало. Смех в детских стихотворениях С. Михалкова чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Давайте в этом убедимся.
V. Работа с текстом стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»
Лексическая работа.
• Гамаши — теплые чулки, закрывающие ногу от верхней части ступни до щиколотки или до колена.
• Вожатый — вагоновожатый — водитель трамвайного вагона.
• Перрон — пассажирская платформа на вокзале.
• Спозаранок — с раннего утра.
• Полустанок — небольшая железнодорожная станция.
• Платформа — площадка на железнодорожной станции для посадки, погрузки.
Чтение стихотворения учителем (с. 89).