Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов всего государства и его институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить:
— реализацию конституционного права и равные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
— сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
— участие органов государственной власти в деятельности муниципальных образовательных учреждений;
— формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
— светский характер образования;
— условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
— всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;
— ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за детей, не получающих основного общего образования;
— ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;
— воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
— создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;
— нормативное финансирование образовательных учреждений;
— стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
— привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
— доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;
— предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;
— высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
— правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
— законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждении и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образовании, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работникам образования и обучающимся;
— гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
— сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиции их культур;
— сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;
— развитие образования и культуры коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
— сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;
— качественное образование в сельской общеобразовательной школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
— государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
— создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся, предприятий и организаций;
— создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;
— развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
— интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
— создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;
— поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
— активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
— доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
— интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций;
— активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.