Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы (Часть 3)
Ястребова А. В., Лазаренко О. И.
Упражнения, развивающие способность управлять (регулировать) собственным голосом
1. Лежа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей, правая на животе. На счет «раз, два, три» глубоко вдохнуть через нос, выпячивая при этом живот. Задержать дыхание на счет «четыре, пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки “ссс” или "шшш”, и втянуть живот.
2. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены. Вдохнуть через нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая руки струей выдыхаемого воздуха. Стараться удлинить продолжительность выдоха до 7-9 секунд.
3. Медленная ходьба: на 2 шага - вдох, на 2 - выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 1 0 шагов.
4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: “а”, “о”, “и”, “у”, “э”. Довести продолжительность выдоха до 5-7 секунд.
5. Сидя или стоя, вдохнуть через нос, на 2 секунды задержать дыхание. Затем, четко выговаривая:“Раз, два, три, четыре, пять”, - с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и так же продолжить счет до десяти.
За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, как говорят, “полетность”, а за счет нижних - силу, мощь.
Исправить глухое звучание голоса и максимально использовать возможности верхних резонаторов помогут следующие упражнения:
1. Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией “м” или “н”, добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, произносить одно из следующих слов: “бимм”, “бомм”, “бонн”, “донн”, “домм”. Протяжно произнося последнюю согласную, старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
3. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить слог, стоящий из сочетаний согласных “м” и “н” с различными гласными: момм, мимм, мамм, мумм и т. д.
4. Глубоко вдохнуть. На одном вы дохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-муу, мэ-мээ.
Выполняя упражнения для нижних резонаторов, гласные “о” и “у” старайтесь произносить как можно более низким голосом и протяжно, добивайтесь ощущения ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.
1. Стоя, положить руку на грудь; зевнуть с закрытым ртом и зафиксировать гортань в нижнем положении. На выдохе произносить звук “о” или “у”, стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если это не получается, надо искусственно вызвать вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.
2. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить гласные “о”, “у” длительно и протяжно. Тоже на выдохе пронзим сить нараспев слова:око, окно, олово, молоко, мука.
Дикция
Дикция формируется одновременно с развитием речи ребенка. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции .Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает говорящему выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Аппарат дикции значительно легче формируется в младшем возрасте, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывают рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный речевой навык.
Нередко нечеткая дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, у детей, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четкой, смазанной, они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз.
Чтобы устранить недостаточную гибкость, неподвижность и "не послушность" частей речевого аппарата, чтобы не было небрежного произнесения звуков и слов "смазанности речи", неясности и нечеткости - нужны специальные упражнения и тренировки.
Существует комплекс артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ. Упражнения для челюсти. Упражнения для языка.