Соотнести стрелками, где чье описание.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В связи с вводом в школьную практику учебников нового поколения остро встает проблема обеспечения педагогов и учащихся методическими пособиями. Большая часть материалов учебника «Русская словесность: миф и литература» для 6 класса (авторы: Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Туниянц) раньше в курсе школьной программы по литературе не изучалась. Поэтому актуальной является разработка методических и дидактических материалов, помогающих в полном объеме раскрыть тему урока и способствующих личностно-ориентированному и продуктивному обучению.

Исходя из этого цели данного дидактического пособия «Структурно-информационные карты» уроков русской словесности следующие:

1) для учителя – структурно-информационная основа урока, которую можно дополнять, проявив творческий подход;

2) для ученика – конструкция из логически выстроенных заданий, направленных на продуктивное усвоение знаний; дополнительная информация, помогающая понять материал учебника; задания, способствующие формированию умений работы с текстом и навыков самостоятельной работы.

Данные цели реализуются в структуре и содержании дидактического пособия.

Структура. Пособие разработано на основе новой программы и соответствуют трем разделам учебника «Русская словесность: миф и литература. 6 класс»:

1.Античная мифология и литература.

2.Славянская мифология и литература.

3.Библейская мифология и литература.

Вся информация представлена в виде структурно-информационных карт, которые расположены по темам и подчинены главному принципу дидактики: чему учить? как учить?

Содержание. Структурно-информационная карта – оптимальная форма организации учебного процесса, отражающая образовательные потребности современной школы. Она представляет собой системно подобранные задания, раскрывающие содержание определенной темы по курсу «Русская словесность: миф и литература».

Учебный материал структурирован от простого к сложному, от известного и неизвестному. Данное дидактическое пособие включает самые разнообразные формы деятельности учащихся:

работа с текстом художественного произведения; ответы на вопросы по учебному материалу; сравнительно-соотносительные задания; работа с таблицами и иллюстрациями; задания на понимание текста; составление и продолжение логических цепочек, планов и конспектов; работа с терминологией; тестовые задания; аналитическая и творческая работа.

Кроме того, что логика структурных карт способствует организации деятельности учащихся во время урока, в данном дидактическом пособии содержится интересный и доступный дополнительный материал, способствующий полному охвату темы и помогающий разобраться в сложном материале учебника. Задания карт учат детей внимательно относиться к тексту произведения и слову автора, обращать внимание на детали. Данное дидактическое пособие помогает изменить позицию ученика с пассивного восприятия на активную мыслительную деятельность.

Задания структурно-информационных карт не ограничивают учителя в творчестве. Каждый педагог, конструируя урок, может отобрать те виды работы, которые ему необходимы на разных этапах занятия в зависимости от поставленной цели: дать, закрепить или проверить знания, организовать поиск или подвести к диалогу. Задания можно отбирать и соответственно уровню подготовленности класса, часть материала можно предложить на самостоятельное изучение.

Структурно-информационные карты – это система деятельности учителя и учащихся, которая помогает в получении знаний, умений и навыков по курсу русской словесности, предъявляемых учебной программой и государственным образовательным стандартом в области литературно-языкового обучения школьников.

ВВЕДЕНИЕ.

1. Восстановить правильный порядок частей, чтобы получился текст. Какое предложение здесь лишнее?

1.Слово миф греческое и буквально означает «сказание, предание». Это не просто отдельные истории, не связанные между собой, а целостная система фантастических представлений о мире, богах и героях. Это совокупность мифов, из которых складывается мифология разных народов.

2.Человек всегда стремился понять мир, окружающий его. Но в древние времена люди еще не имели достаточно знаний, чтобы найти нужные ответы об устройстве мира, поэтому они фантазировали. Так создавались мифы.

3.Литература 19 века сильно отличается от литературы 18 века.

4.Мифическое время и заполняющие его события являются первопричиной всего последующего и образцом для всех последующих действий. Постепенно оно начинает восприниматься как лучший период жизни человечества – так называемый «золотой век» (или райская жизнь), на смену которому приходят все более ухудшающиеся условия жизни на земле.

5.Литература разных эпох и народов постоянно обращается к мифологии. Без знания мифов трудно читать многие классические произведения. Сознательное заимствование у мифа мотива, темы или ее части для воспроизведения в литературном произведении называется мифологемой.

6.Мифология является самым древним идеологическим образованием, в котором переплетены элементы религии, философии, науки и искусства. Миф стоит у истоков словесного творчества. Непосредственно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки с их фантастикой.

7.В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. На природные объекты переносились человеческие свойства, их одушевляли. Для мифа характерно, что различные его персонажи – титаны, боги, великаны, герои – связаны между собой семейно-родовыми отношениями.

8.Нынешнее состояние мира оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических богов и героев.

9.Мифологические образы и сюжеты связаны с живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой.

Помощь! В случае затруднения обращайтесь к тексту учебника на странице 3-5.

Информация в словарь! Миф –сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира; вымысел. Мифология –совокупность мифов; наука, изучающая мифы и сказания. Идеология –система идей и взглядов.

2.Многие устойчивые словосочетания, которыми мы пользуемся, мифологического происхождения. Знаете ли вы, что означают выражения «панический страх», «сизифов труд», «ахиллесова пята»? А другие? Найдите информацию в словаре.

Это интересно! Ахиллесова пята.

Ахилл – непобедимы, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку, и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой.

Панический страх.

Когда родился бог природы Пан, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок родился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородой. Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше напугал свою мать. Но Пан оказался добродушным, веселым божеством, изобрел флейту и хорошо играл на ней. Но люди, когда слышали в лесу дикие звуки, были уверены, что это Пан и очень боялись. Отсюда пошло выражение «панический страх».

Сизифов труд.

Хитрый и коварный царь Сизиф несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. Выражение «сизифов труд» стало обозначать тяжелую, бесполезную работу.

3.Прочитать отрывок из произведения Гесиода «Труды и дни». Заполнить таблицу.

«Века» по Гесиоду. Главная особенность «века» (2-3 предложения)
«золотой век»  
«серебряный век»  
«медный век»  
«век полубогов»  
«железный век»  

Задание для размышления!Что включает в себя понятие «век» в мифологии, литературе и искусстве?

4.Прочитайте стихотворение А.А. Фета. Каких мифологических богов вы в нем узнаете?

5.Каким вы представили себе «золотой век» (нарисуйте, опишите, расскажите)?

АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ.

Дополнительная информация!

Античную литературу называют «колыбелью европейского искусства». Пушкин говорил, что «каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Термин «античность» (антуквус – древний) в средние века обозначал все, что относилось к раннему периоду, а позже античным стали называть искусство древних греков и древних римлян (с древнейших времен до 4-5 веков нашей эры). Античная мифология не знала бога-творца! Вначале существовал Хаос, а постепенно из него появились Порядок и Красота, то есть Космос.

Боги-титаны могли принимать любой облик – оборотни. Но они лишены человеческой мудрости и разума, чаще жестоки.

Главных Олимпийских богов 12: Зевс, Гера, Аполлон, Афродита, Афина, Деметра, Гефест, Посейдон, Аид, Арес, Артемида, Гестия. Были еще постоянные жители Олимпа: Гермес, Ирида, Фемида, Геба, Ника и другие. Они наделены разумом, подвержены слабостям и порокам, но, в отличии от людей, бессмертны. Они владели огнем и были покровителями всех видов человеческой деятельности.

1.(1 вариант) Прочитать и пересказать материал учебника «Происхождение мира и богов».

Работа со словарем!Используя мифологический словарь в конце учебника, объяснить значение слов: Титаны, Крон.

2. (2 вариант) Прочитать и пересказать материал учебника «Рождение Зевса».

Работа со словарем!Используя материал учебника и мифологический словарь, объяснить слова: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон.

3. (3 вариант) Прочитать и пересказать материал учебника «Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами».

Работа со словарем!Используя материал учебника и мифологический словарь, объяснить значение слов: Зевс, куреты.

4. (4 вариант) Прочитать и пересказать материал учебника «Олимп».

Работа со словарем!Используя материал учебника и мифологический словарь, объяснить значение слов: Олимп, Афина, хариты, мойры.

5. (5 вариант) Прочитать и пересказать материал учебника «Посейдон и божества моря».

Работа со словарем!Используя материал учебника и мифологический словарь. Объяснить значение слов: Посейдон, Амфитрита, Атлас, Тритон, нереиды, Океан.

6. (6 вариант) Прочитать и пересказать материал учебника «Царство мрачного Аида».

Работа со словарем!Используя материал учебника и мифологический словарь, объяснить значение слов и выражений: кануло в Лету, Асфодел, Кербер (Цербер), Персефона, Эриннии, Гипнос.

7.Мифологическая разминка. «Я» знаю, «Я» размышляю.Прочитать и выполнить задание после текста.

Рог изобилия.

Жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса и поручила нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, что они пожелают.

Продолжить предложение: Так выражение «рог изобилия» стало обозначать _______________________ .

Золотой дождь.

Зевс пленился красотой Данаи, дочери аргосского царя, и явился к ней в виде золотого дождя. Это выражение, «золотой дождь», употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение.

Подумай! Являются ли синонимами выражения «рог изобилия» и «золотой дождь»?

8.Используя приведенную ниже информацию и материал учебника, подумай и ответь, что могут обозначать выражения: «литературный Олимп», «музыкальный Олимп», «олимпийское спокойствие»?

Олимп – гора в Греции, где обитали боги. Олимпийцы – бессмертные боги. Переносно – люди, всегда сохраняющие величественную торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие духа; так же называют людей высокомерных, недоступных.

ОВИДИЙ «МЕТАМОРФОЗЫ».

1.Что описывается в данном отрывке?

Нечленной и грубой громадой, бременем косным он был…

Там, где суша была, пребывали и море, и воздух.

И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.

2.Вставить пропущенные слова в описания.

Сила ___________ вознеслась, невесомая к сводам небесным…

________________ - ближайший к огню по легкости и расстоянию.

________________ свои притянула частицы.

Ее обтекая, глуби ________ заняла и устойчивый мир окружила.

3.Дать описание и нарисовать «землю с пятью полосами» (по Овидию). Где может на ней обитать живое существо? В чем несоответствие между географическими представлениями прошлого и современности?

4.Вставить пропущенные слова в описания.

__________ и ____________ небесную заняли почву.

Для обитанья _________ сверкающим рыбам досталась.

____________ зверям, а птицам - ___________ подвижный.

5.Почему Овидий называет человека «подобием богов»? Чем он должен отличаться от других живых существ?

Мережковский Д.С. «Титаны».

1.О какой обиде идет речь в стихотворении?

2.Что собираются делать и кому хотят мстить титаны?

Мы мщенье готовим, и землю копаем, и гложем, и роем когтями, зубами, и нет нам покоя…

3.Кем называют титаны олимпийских богов?

Мережковский «Леда», Мережковский «Юлиан Отступник», Фет «Венера Милосская», Фет «Диана».

1.Сравнить описание поэтами античных богинь. Соотнести описания и произведения.

С невинной прелестью лица, но вся коварство, вся измена * * «Диана» Фет А.А.

Богини девственной округлые черты, во всем величии блестящей наготы.

С продолговатыми, бесцветными очами высоко поднялось открытое * * Мережковский

чело «Леда»

И целомудренно и смело цветет божественное тело неувядающей красой.

Вся млея пеною морскою и всепобедной вея властью… * *Мережковский

«Юлиан Отступник»

Богиня как будто с улыбкой смотрела на небо и море, удивляясь прелести

мира, еще не зная, что это – ее собственная прелесть… * * Фет

«Венера Милосская»

А.А.Блок «Амур».

1.Кто описан в отрывке?

Мальчик стоит на пороге жалкий, озябший, нагой, мокрый колчан за плечами, лук с тетивою тугой.

2.Что вы знаете о мальчике, о котором идет речь в стихотворении Блока?

3.Какую рану нанес мальчик старику?

НАРЦИСС.

Найти верные утверждения.

1.Молвил правдивый пророк: «Коль сам себя не увидит» - о Нарциссе.

2.Нарцисс любил всех, но лишь себя считал достойным любви.

3.Над нимфой Эхо тяготело наказание богини Геры.

4.Нимфа Эхо всегда отвечала на вопросы.

5.Нарцисс оттолкнул нимфу из леса.

6.После этого Нарцисс страшно раскаялся.

7.Многих нимф сделала несчастным гордость Нарцисса.

8.Наклонился Нарцисс к зеркалу вод и поцеловал свое отражение.

9.Образ стал неясен из-за того, что Нарцисс замутил слезами струю.

10.Мраморно-белыми стал в голову голую бить он руками.

11.Тает Нарцисс, как роса на цветах в лучах горячего солнца.

12.Радовались нимфы после смерти Нарцисса, и им вторила Эхо.

Соотнести стрелками, где чье описание.

Кожу стянула худоба, телесные соки в воздух ушли, и одни остались

лишь голос да кости. * * Нарцисс

Очи – созвездье двойное; Аполлона достойные кудри; щеки без пуха еще,

и шея кости слоновой, прелесть губ и в лице с белоснежностью слитый

румянец. * * Эхо

3.Что общего между описанием ручья и Нарциссом?(устно)

4.О каком качестве человека говорят, когда сравнивают его с Нарциссом?

Наши рекомендации