Подготовка преподавателя к уроку, организационное обеспечение урока
Система подготовки преподавателя к уроку включает в себя:
— составление плана-конспекта урока (письменно);
— проверка личной практической подготовленности по материалу предстоящего занятия;
— подготовка мест занятия, необходимого оборудования и инвентаря;
— предварительная подготовка помощников.
Составление плана-конспекта занятия осуществляется в следующей последовательности:
1. Вначале необходимо на основе рабочего плана четко формулировать или детализировать конкретные задачи урока определить очередность их решения.
2. Разрабатывается содержание, методика, дозировка нагрузки основной части. Тщательно подбираются основные и вспомогательные упражнения, необходимые для решения задач урока, указывается дозировка каждого упражнения.
3. После составления основной части урока приступают к разработке подготовительной части. Причем вначале разрабатывают содержание и методику специальной разминки.
4. В конце разрабатывается содержание заключительной части, т.е. преподаватель уже предполагает, в каком физическом и психическом состоянии занимающиеся будут находиться в конце урока. В соответствии с этими представлениями он определяет содержание завершающей части, чтобы привести их организм в нормальное послерабочее состояние. В конце заключительной части указывается домашнее задание, которое желательно давать после каждого урока.
Проверка личной практической подготовленности по материалу урока. Преподаватель всегда должен правильно показать упражнение своим ученикам. Если на уроке он попытается лично продемонстрировать какое-то движение, а оно не получится, то это в общем-то отразится на его авторитете. Поэтому преподаватель всегда должен держать себя в соответствующей кондиции.
Подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря также входят в обязанность преподавателя. Невыполнение этого пункта часто приводит к простоям на уроке, и к травматизму Места занятий, оборудование и инвентарь всегда должны находиться в хорошем, исправном, надежном состоянии. Очень важно, чтобы тщательно соблюдалась гигиена мест занятий, чистота и порядок. Подготовка помощников для проведения урока. Качество урока, его моторная плотность, соблюдение дисциплины во многом зависят от наличия хорошо подготовленных помощников. Поэтому такой актив надо специально готовить заранее. Обычно это наиболее сильные учащиеся или спортсмены, пользующиеся авторитетом у занимающихся. Преподаватель накануне либо перед началом урока должен тщательно их проинструктировать, чтобы они четко знали свои задачи, умели их решать и ответственно относились к порученному делу
44. Педагогический анализ школьного урока ФК и его составляющие.
Основное назначение пед анализа урока ФК заключается в систематическом повышении качества учебно-воспитат процесса. Пед анализ способствует становлению и росту педагогического мастерства преподавателя-тренера. Он позволяет реализовать следующие контрольно-воспитательные функции:
1. Оценивать отдельные стороны урока, такие как оздоровительное, образовательное и воспитательное значение занятия на достаточно объективной основе.
2. Выявлять уровень общего педагогического мастерства преподавателя, а также отдельные его составляющие: теоретические знания, методическую подготовленность, организационные способности, инициативу, творчество и т.д.
3. Определять соответствие запланированного в конспекте и реального на деле по всем параметрам содержания урока.
4. Выявлять типичные ошибки и недостатки в проведении занятия и тем самым способствовать росту педагогического мастерства преподавателя.
5. На основе всего изложенного давать обобщенную оценку урока, а также определять квалификацию преподавателя.
Частично анализ проводится самим преподавателем путем самооценки своих действий, а также наблюдением за работой занимающихся.
Комплексный пед анализ урока ФК складывается из трех видов:
— хронометрирование урока — для определения его общей и моторной плотности;
— определение физиологической кривой урока по ЧСС — для выяснения динамики нагрузки;
— собственно-педагогический анализ урока путем его визуального наблюдения.
Схема анализа урока
I. Общие сведения. (наименование класса, секции, команды; число учащихся по списку и присутствующих на занятии; дата и место проведения урока; фамилия проводившего урок и фамилия анализирующего)
II. Подготовленность учителя к уроку. Она определяется из анализа и оценки, 1. плана-конспекта урока, 2.качества подготовки условий для его успешного проведения.
III. Проведение урока. Этот раздел состоит из: как организация урока, методика его доведения и деятельность занимающихся.
IV. Педагогическое мастерство преподавателя. Качество урока зависит от деловой квалификации и личности преподавателя. Сам анализ в значительной мере направлен именно на становление и совершенствование педагогического мастерства преподавателя. Поэтому этот раздел анализируется и оценивается.
V. Общее заключение по уроку. Оно делается на основе анализа и оценки всех четырех разделов и сводится в целом к обобщению позиций: 1. Качество решения поставленных конкретных задач урока. 2. Образовательная ценность урока. 3. Оздоровительная ценность. 4. Воспитательная ценность урока. 5. Профессионально-педагогический уровень преподавателя в плане оценки его теоретической, методической, организационной к творческой подготовленности. 6. Основные ошибки и недостатки преподавателя при обучении и воспитании и возможные пути их устранения. 7. Общая оценка урока и предложения по совершенствованию проведения занятий.