Модуль №2. Тема 2.1. Слово в лексической системе языка
Пояснительная записка
Необходимость создания учебно-контрольного файла возникает в том случае, когда преподаватель использует личностно-ориентированные технологии, в частности, блочно-модульную. Основным принципом, лежащим в основе этой технологии, является ориентация на результаты обучения, которые измеряются компетенциями в сфере какой-либо деятельности. Термин компетенциипонимается как способность применять знания, умения и приобретенные навыки в конкретной практической деятельности.
Цель данной работы: использование технологии, позволяющей студентам включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, в рамках которой лежит основная идея: студент должен учиться сам, а преподаватель организует его обучение: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует и контролирует.
Задачи: 1) различать модульные образовательные программы в рамках профессии или профессиональной области и блочно-модульное обучение в рамках личностно-ориентированных технологий.
2) уяснить, что модуль– это функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им связаны в одно целое. Иными словами, это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу учебно-познавательной деятельности студентов.
3) осуществить попытку организовать учебную деятельность студентов в рамках указанной технологии по дисциплине «Русский язык».
Планирование системы уроков в логике модульного подхода в целом позволяет грамотно построить обучение, структурировать теоретический и дидактический материал, использовать различные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов и комбинированные способы контроля. Такая методика предполагает, что студент будет осуществлять свою деятельность по определенному алгоритму, что позволит ему формировать, прежде всего, умение учиться.Именно для этой цели и создаются учебно-контрольные файлы, в состав которых могут входить: целевой план действия, банк необходимой теоретической информации и списки дополнительной литературы для более глубокого изучения темы, методические рекомендации, блок практических заданий, памятки по оценке для обучающихся, контрольная ведомость и др.
Создание учебно-контрольного файла начинается с определения конкретных дидактических целей и на их основе формируются учебные элементы, с которыми каждый обучающийся большую часть времени работает самостоятельно: планирует свою деятельность по освоению материала, организует ее, контролирует и оценивает свои знания. Важно, что в любой момент, он может получить от преподавателя устные разъяснения по непонятному вопросу.
С учетом того, что практически каждый студент колледжа имеет дома компьютер и выход в интернет, логичнее создавать учебно-контрольный файл в электронном виде. В том случае, если студент не справился с объемом работы в аудитории, он может дома ее продолжить. Но материально-техническая база образовательных учреждений, отсутствие грамотных программистов не позволяет сегодня использовать электронную версию, поэтому наш первый опыт будет представлен и на бумажном носителе.
Структура учебно-контрольного файла в рамках модуля «Лексика и фразеология» может быть следующей:
- дидактические цели;
- теоретический блок;
- учебные элементы;
- методическое руководство обучающимся по работе над учебно-контрольным файлом;
- контрольная ведомость.
В пояснительной записке к рабочей программе поставлена интегрирующая дидактическая цель: в процессе обучения русскому языку развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую) и культурологическую компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любого модуля, поскольку все они взаимосвязаны. При этом необходимо учитывать, что при изучении русского языка как базовой учебной дисциплины решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Несомненно, что содержание каждого модуля должно быть ориентировано на синтез языкового, речевого и духовного развития студента.
Из интегрирующей вытекаютчастные дидактические цели к каждому модулю в рамках учебно-контрольного файла, где необходимо указать, что студент должен знать и какие умения сформировать для будущей профессиональной деятельности после освоения учебного материала каждого файла. Важно, чтобы они содержали в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Кроме того, дидактическая цель должна иметь два уровня: усвоение материала и ориентация его использования на практике.
Прежде чем приступить к освоению учебно-контрольного файла, проводим мотивационную беседу, в которой озвучиваем эти дидактические цели. Здесь обращаем также внимание на то, что уровень готовности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности разный. Не у всех обучающихся первого курса сформированы навыки самостоятельной работы. И первая трудность, с которой они сталкиваются: где найти необходимый учебный материал, чтобы выполнить те задания, которые предложены в учебно-контрольном файле? Современные учебники, которые есть на руках у студентов, не дают возможности сделать это так, как они привыкли: открыть параграф, прочитать его и выполнить упражнения. Именно поэтому встает необходимость не отправлять студентов к спискам литературы по данной теме, как это можно делать на 2 или 3 курсах, а предложить минимальный теоретический материал для того, чтобы предложенные задания можно было выполнить.
Обращаем внимание и на то, что нецелесообразно включать большой объем содержания, т.к. у студентов еще нет навыков быстрого отбора необходимого материала и ориентации во времени, которое ограничено рамками учебного занятия, а ему еще надо выполнить ряд упражнений и заданий и получить оценку. При этом успешные студенты, которые готовы самостоятельно углубляться в учебный материал, должны получить такую возможность: с этой целью можно предложить задания, выполнение которых потребует использования дополнительных источников, указать эти источники и, естественно, если они это успешно делают (неважно, на занятии в аудитории или дома самостоятельно), получают более высокую оценку.
Главный принцип подбора и формирования теоретического блока – совершенствование речевых умений и опыта (компетенций), позволяющих распознавать, устранять и не допускать ошибок, обусловленных незнанием лексических норм и правил речевого этикета, с учетом знаний, умений и опыта, приобретенных при освоении первого модуля.
На основе теоретического блока создаются учебные элементы, включающие в себя разного рода и уровни задания, которые должны предполагать и различные виды познавательной деятельности. Они должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность, ориентируя студентов на работу с различными видами источников знаний: текстами, словарями, таблицами, дополнительной литературой, интернетом и т.д. Выполняя их, студенты и формируют свои компетенции, совершенствуя определенные навыки. Этот структурный элемент учебно-контрольного файла очень важный, его подготовка может занять очень много времени преподавателя, но грамотный подбор учебных элементов и даст возможность студентам сформировать соответствующие компетенции.
Отметка в логике блочно-модульной технологии обучения, основанной на компетенциях, предполагает и обеспечивает индивидуальный подход к оцениванию достижений обучающегося по критериям соответствия частным дидактическим целям, поставленным к модулю (разделу). Оцениваются не заученные правила и абстрактные ответы, которые непродуктивны, т.к. проверяют, в основном, память, а конкретные умения, связанные с пониманием того, что студент усвоил из теоретического блока и уверенное использование этих знаний в конкретных практических заданиях.
Как показывает практика, чаще всего студенты направляют свои усилия на получение как можно более высокой отметки, а не на достижение результатов обучения, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности. В этой связи для объективного контроля знаний студентов следует развивать у обучающихся способность к самооценке и воспитывать у них ответственность за собственное обучение. Отметка должна перестать быть чем-то устрашающим и карающим, а доставлять удовольствие от достигнутых целей.
Обучающиеся должны четко осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала.
Для объективной оценки качества знаний целесообразно ввести систему рейтингового контроля. Преподавателю такая система позволяет:
- рационально планировать учебный процесс по своей дисциплине и стимулировать работу студентов;
- иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
-точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости.
Рейтинговая система оценки результатов обучения студентов основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за выполнение разного рода заданий: текущий рейтинг-контроль, рубежный рейтинг-контрольпо освоенному материалу каждого модуля (раздела)и итоговый- после освоения дисциплины.
Текущий рейтинг-контрольвключает оценивание в баллах факта и качества выполнения всех учебных элементов учебно-контрольного файла. Баллы может выставлять преподаватель, а также они могут быть выставлены на основе взаимоконтроля или самоконтроля. Во время оценивания преподаватель может попросить прокомментировать выполнение задания или обосновать свои выводы. Текущий контроль обеспечивает, прежде всего, оперативное управление процессом обучения. В каждой теме может быть разное количество упражнений и соответственно максимальное количество набранных баллов тоже. Они прописываются в контрольной ведомости, ее заполняют студенты после выполнения всех заданий темы.
Сумма баллов за текущий контроль в конце изучения каждой темы зависит от количества упражнений. Студент набирает такое количество баллов, которое позволяет ему иметь оценку, равную его притязаниям: «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Они заносятся в зачетную ведомость. В ней фиксируются баллы за тренировочные упражнения, контрольные задания, а также выставляются дисциплинарные баллы (за посещаемость).
Например, в блоке № 2 пять тем и рассчитан он на 10 академических часов. Задания, включенные в данный модуль, можно делать в аудитории, но если студент рассчитывает на хорошую отметку, ему еще предстоит поработать и самостоятельно, дома. Если он посетил все 10 часов, то ему в ведомость ставится дополнительно дисциплинарные баллы: два балла за присутствие на академическом занятии. Если студент болел или отсутствовал на занятии по другой причине, то он может дома выполнять задания самостоятельно, но дисциплинарных баллов он лишается.
Рубежный рейтинг-контроль предусматривает оценивание в баллах знаний, умений студентов, приобретенных ими в рамках модуля, и проводится в форме тестирования или интегрированных контрольных заданий, как результат демонстрации приобретенных умений. Помимо баллов за выполненные задания, учитываются и результаты текущего контроля; все суммируется и выводится общая отметка за модуль.
Итоговый рейтинг-контроль осуществляется с учетом оценок, полученных за выполнение заданий всех учебно-контрольных файлов. В нашем случае по дисциплине «Русский язык» их 7.
За основу можно принять следующую шкалу пересчета суммарного рейтинга по дисциплине (учитывая, что максимальное количество баллов -100):
От 50 до 74 – «удовлетворительно»;
От 79 до 90 – «хорошо»;
От 91 до 100 – « отлично».
Предлагаемая система контроля может сочетать как письменные, так и устные формы, позволяет студентам:
-осознать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала;
-четко понимать систему формирования итоговой оценки;
-углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг.
Подобная система оценки – это способ обеспечения обратной связи, т.е. получение информации о содержании и характере познавательной деятельности обучающихся и эффективности деятельности преподавателя.
Зачетная ведомость, куда заносятся баллы за выполнение заданий, заполняется студентами, после предъявления преподавателю выполненных заданий. На первом этапе преподаватель большую часть упражнений проверяет сам. Если позволяет формат заданий и есть техническая поддержка со стороны программистов, некоторые могут оцениваться компьютером. По мере привыкания студентов к такой форме обучения, проверять задания и ставить в ведомость оценки могут успешные сокурсники, которым преподаватель доверит такую работу. Вся необходимая информация на этот счет дается преподавателям в специальной памятке.
Таким образом, структурировав содержание дисциплины в виде учебно-контрольных файлов, преподаватель помогает обучающимся развивать самостоятельность, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. В идеале, студент в основном работает самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и способности к самооценке. Это, на наш взгляд, дает ему возможность грамотно осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения учебного материала, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Предлагаем в качестве примера учебно-контрольный файл второго блока «Лексика и фразеология», который состоит из 5 тем и на изучение которого отведено 10 академических часов.
В новом учебном 2011 году была осуществлена попытка организовать учебные занятия по русскому языку с использованием учебно-контрольного файла (один модуль). В связи с тем, что не во всех учебных аудиториях есть компьютеры, часть студентов работала с собственными ноутбуками дома и в аудитории, а часть – на бумажных носителях. И в том и в другом случае результат положительный. Более продуктивно работали студенты на компьютере: сказался интерес к работе в свободном режиме и самостоятельность в ее организации. Значительно облегчается труд преподавателя: при поддержке программистов уменьшилось количество проверок, а качество усвоения материала возросло. 78% участвовавших в экспериментальной работе студентов получили «хорошие» и «отличные» оценки. Даже слабоуспевающие студенты были увлечены новой формой организации работы и почти все довели ее до конца. Это подтверждает то, что по-новому организованный учебный процесс, несомненно, увлекает студентов, позволяя им активно включаться в учебно-познавательную деятельность.
Модуль №2. Тема 2.1. Слово в лексической системе языка
Теоретический блок
Слово - ключевая единица языка. Совокупность всех слов в языке составляет его лексику.
Словарный состав языка изучается в разделе науки о языке, который называется лексикологией.
Каждое слово характеризуется определенным лексическим значением. Лексическое значение –это содержание слова.
Помимо понятия в его состав может входить эмоционально-экспрессивная окраска.Под эмоциональностью понимается способность слова выражать чувства говорящего. Экспрессия – это выражение в слове личной оценки говорящего. Эмоционально-экспрессивная оценка может бытьнейтральной, положительной и отрицательной, например, девушка (нейтральная); девуленька, девчоночка (положительная); девица, деваха (отрицательная), но это слово имеет одно лексическое значение.
Слова, называющие только один какой-либо предмет, имеют одно значение и называются однозначными.Например, карандаш, врач и т.д.
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.Например, слово таять. Оно имеет три значения:
1.«превращаться в воду под воздействием тепла» («Уж тает снег, бегут ручьи»);
2.«худеть», «чахнуть» (девочка таяла с каждым днем);
3.«исчезать, постепенно растворяться» (в небе таяли облака).
У многозначных слов выделяются прямое и переносные значения.
Прямое значениенепосредственно указывает на явления окружающего нас мира.
Переносное –по смыслу связано с прямым и мотивировано им.
Явление многозначности (полисемии) обусловлено природой логического мышления человека, которое отражает то общее, что имеется у предметов реальной действительности. Для правильного употребления слов в речи важно знать их точное значение, в противном случае нарушается смысловая точность речи. Кроме того, необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Например, эти функции поручаютсяотделам маркетинга и рекламы. Правильно: эти функции возлагаются на отделы маркетинга и рекламы.
Нельзя сказать «красивая грязь», «причинить радость», т.к. в этих сочетаниях не учитывается лексическое значение слов, и друг с другом они сочетаться не могут.
Смысловая точность речи как признак культуры определяется и умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка.
Рассмотрим примеры стилистической правки предложений:
1. Ознакомимся с выводами 1. Ознакомимся с выводами
комиссии, проведенной год комиссии, работавшей год
назад. назад.
2. Эта проблема с каждым днем 2. Эта проблема с каждым днем