Тема 3. Коммуникативные барьеры в социально-психологическом тренинге

Вербальный шейпинг (Цель: учить использовать речевые средства выразительности).

Имитационная игра «Можем ли мы разговаривать?» (Цель: показать значение личных представлений людей и побудить ленов группы регулярно осведомляться о взглядах и представлениях других людей)

Имитационная игра «Язык бизнеса» (Цель: учить трансформировать речь в зависимости от ситуации в педагогическом общении).

Вербальный тренинг «Кораблик» (Цель: формировать гибкости мышления).

«Вербальный шейпинг»

Ц е л ь : речевая отработка официально-делового стиля.

З а д а н и е 1 . Напишите предложения, включив в них профессиональные слова, чтобы их смысл адекватно вписывался в контекст предложения. На каждое слово по два предложения.

Имидж, фрустрация, назализация, эмпатия, консенсус, реноме, инновационность, креативность, паблисити, фасци нация, корректность, аттракция, лояльность, манипулятор, суггестия, девальвация, инвестиции, дивиденды, бартер, себестоимость, капитал, маркетинг, конкуренция, сервис, дилер, брокер, спонсор, стагнация, субсидия, супермаркет, реклама, рейтинг, приговор, ущерб, телесное повреждение, обвинение, репрессия.

З а д а н и е 2 . Замените слова, пришедшие в русский язык из других языков, русскими синонимами (обратитесь, если нужно, к толковому словарю).

Адаптация, альтернатива, апелляция, аудиенция, валюта, виза, девальвация, корпорация, лимит, лицензия, стереотип, фактор, экспертиза, эксклюзивный, номинация, маркет, сер тификат, санация, профанация, реклама, паритет, презен тация, офис, корпорация, коррупция, мафия, гамбургер, вексель, кворум, инновация, гарант, брифинг, бестселлер, парламент, партнер.

З а д а н и е 3 . Наугад выберите по паре слов из каждого блока и используйте их как «затравку» для создания рассказа. Разработайте сценарий на бумаге.

Фиаско, океан, путешествие, бумажник, дыня, сон, мотоцикл, собака, преступление.

Статуя, ноготь, мостовая, пальто, фанера, харизма, армия, нос, хоккей.

Спираль, финиш, кнопка, вор, суфле, ковбой, коробка, палка, плод.

Игра «Можем ли мы разговаривать»

Цель: показать значение личных представлений людей и побудить членов группы регулярно осведомляться о взглядах и представлениях других людей

Процедура:

- попросите членов группы перечислить их основные должностные функции (например, самые важные десять функций).

- попросите их предугадать, сколько из этих десяти функций перечислит их руководитель, если его попросить это сделать.

Вопросы для обсуждения:

1. Если есть разница в ваших ответах на первом и втором этапах игры, то попытайтесь объяснить ее существование.

2. Почему вы оправдываете существование этого несоответствия?

3. Какие конкретные шаги вы бы предприняли для разрешения этой проблемы?

Советы

Некоторые люди неохотно приступают к выполнению данного упражнения, так как боятся забыть и не учесть ключевые моменты своей работы. Поэтому лучше всего создать спокойную обстановку при выполнении данного упражнения и сказать, что недостаточность отводимого времени, скорее всего, скажется на полноте составляемого перечня.

Если у вас осталось время

1. Идеальным вариантом будет составление парами «начальник–подчиненный» таких списков заранее и независимо друг от друга. Затем играющие могут собраться вместе, сравнить свои перечни и иметь реальные данные о несоответствии их представлений. Если такой вариант невозможен, то постарайтесь убедить их обратиться после этой игры к своему начальнику с

целью определения его реальных представлений.

2. Если вы хотите несколько модернизировать или модифицировать это упражнение, то попросите также оценить:

- личные характеристики, необходимые для выполнения данной работы;

- возможные изменения в работе в будущем;

- препятствия на пути эффективного выполнения работы.

Несоответствие по многим из этих показателей будет гораздо выше, чем 25 %.

Примечание. Такое упражнение лучше всего проводить среди персонала одной организации; другой вариант – в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов одного должностного уровня; третий вариант – в любой группе обучающихся, но тогда должны быть описаны ситуация предприятия или организации, штатное расписание или выделенные отдельные должности, например коммерческий директор, маркетолог, психолог, адвокат, следователь и пр. Тогда «пары» будут разыграны в соответствии с выпавшей по жребию ролью: одни – начальники, другие – специалисты. Такое проигрывание

особенно полезно при обучении новым специальностям. Таким образом, ожидаемый результат игры будет двойной:

1) четкое усвоение функциональной деятельности в соответствии с заданной ролью;

2) освоение навыка вербализации: сформулировать функции, определить личные характеристики, рассказать об изменениях и пр. проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем ногообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и

чаще всего применяемой.

Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению. Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее.

Таким образом, одна из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения. Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций. К их числу относятся:

- взаимное общение работников из одной деловой сферы;

- совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

- контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

- поддержание деловых контактов;

- стимулирование деловой активности.

Основными этапами деловой беседы являются: начало беседы, информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений; принятие решения; завершение беседы.

Очень важной частью беседы является ее начало. Инициатору беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику, так как начало беседы – это «мост» между партнерами по деловой коммуникации. Задачи первой фазы беседы: установление контакта с собеседником; создание приятной атмосферы для беседы; привлечение внимания к предмету собеседования; пробуждение интереса к беседе; перехват инициативы (в случае необходимости).

Исследователями выделены следующие факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно: - профессиональные знания дают возможность для реализации высокой объективности, достоверности и глубины изложения информации, а также для владения ситуацией;

- ясность позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности;

- наглядность – максимальное использование иллюстративных материалов (документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.), общеизвестных ассоциаций и параллелей – снижает абстрактность изложения информации;

- постоянная направленность – следует постоянно держать в голове основные задачи беседы и в какой-то мере знакомить с ними собеседника;

- ритм – повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу;

- повторение – повторение основных положений и мыслей помогает собеседнику воспринять информацию;

- элемент внезапности представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов;

- «насыщенность» рассуждений – необходимо следить затем, чтобы в ходе беседы чередовались «взлеты», когда от собеседника требуется максимальная концентрация, и «спады», которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника;

- рамки передачи информации. Французский писатель и мыслитель Вольтер как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все»;

- юмор и ирония в определенной дозе и ситуативно уместны, они поднимают дух собеседников, их готовность к восприятию даже неприятных аспектов беседы.

Вербальный тренинг «КОРАБЛИК»

Ц е л ь : формирование гибкости мышления

В этом тренинге вместо кораблика можно использовать любой вид транспорта, например: самолет, дирижабль, оленью упряжку и т. д., в зависимости от состава играющих.

Правила тренинга. Все участники плывут на кораблике. Кораблик плывет вдоль берегов, островов, гор и лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник игры по очереди сообщает, куда плывет кораблик, что видно вокруг, что происходит на борту и т. д. Каждый участник, сидящий в круге, должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока не будет сделано ходов 10–15, а потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается на 180°, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Тренинг считается оконченным, когда кораблик вернется в исходную точку.

Упражнение требует фантазии, умения кратко формулировать мысли, внимания и запоминания деталей.

Наши рекомендации