Изучение истории и становление личности
Е.В. Подопригорина
Личность – единственная реальность,
которую мы познаём и одновременно
создаём изнутри
Эмманюэль Мунье
Постоянный эпиграф газеты «Первое сентября» заканчивается словами: «...У вас прекрасные ученики». Наша профессия дарует нам великое счастье общения с детьми. Но всегда ли дети ждут нашей встречи с радостью? Всегда ли предмет, любимый нами» становится таковым и для детей?
Мыслящий учитель в современной школе всё больше отходит от авторитарных методик. Гуманистическая парадигма всё прочнее укореняется в нашем сознании. Сложность труда педагога-историка — в отсутствии методических разработок, облегчающих внедрение этого подхода, помогающих построить урок так, чтобы способствовать совершенствованию и развитию индивидуальных способностей учащихся.
Какими средствами может быть достигнута эта цель?
Прежде всего благодаря активному внедрению диалогических форм общения учеников и учителя. Диалог — это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблем. Ответы школьников при этом являются не повторением текста учебника, а отстаиванием собственных взглядов. В ходе беседы у детей развиваются аналитические, синтетические, оценочные навыки.
Аналитические задания обычно начинаются словами: «Объясните причины...*; «Сравните...». Примеры таких заданий: определить. в чем состояла двойственность политики Александра Невского или причины того, что норманнам удалось относительно легко завоевать Англию.
Навыки синтеза отрабатываются в заданиях, требующих, например, спрогнозировать последствия исторических событий. Например. при изучении темы «Парадоксы Афинской демократии» дети получили задание: «Обрисуйте идеальную форму государственного устройства»
Оценочные суждения дети высказывают, выполняя задания, которые требуют, например, определить негативные и позитивные последствия какого-либо процесса.
Отметим далее, что в личностно ориентированном обучении информация — это не сообщение отдельных фактов. Учитель создает ситуацию, которая диалогична и находится в координатах жизнедеятельности ребенка. Например, при изучении темы «Русско- турецкие войны XVIII в.» учащимся предлагается разыграть диалог двух русских купцов либо купца и дворянина, раскрывающий интересы этих слоев общества на юге. Таким образом, ребята подходят к пониманию смысла внешней политики Екатерины II.
Иммитационные игры помогают ребенку мысленно перенестись в иные эпохи. На уроке «Экономическое развитие России в XVII веке» детям предлагается задание: «Мы стали свидетелями разговора двух немецких купцов. Один советует другому торговать с Россией. Какие аргументы он может привести? Другой возражает первому. Какими могут быть его доводы?»
Следует сказать и о творческих работах: сочинениях, социологических мини-исследованиях, рассуждениях о возможных вариантах развития событий. При этом в некоторых случаях представляется полезным предложить школьникам пофантазировать, вообразить, как сложилась бы, например, история России, если бы на престоле нашей страны не оказался бы Петр I. Хотя, как известно, «у истории нет сослагательного наклонения», подобные задания оправданны — так как они способствуют формированию важных интеллектуальных качеств.
Не менее важно предоставить детям возможность выбирать посильное задание (как по содержанию, так и по форме исполнения — рисунок, схема, тезисы, таблицы и т.д.). Хорошо, если ребенок может при желании поработать с дополнительной литературой или выбрать иное интересное ему дело.
Учитель не должен навязывать свою точку зрения как единственно верную; неоднозначность и противоречивость оценок событий уместно показывать, сопоставляя и сталкивая разные взгляды, теории.
Реализация принципов личностно ориентированного образования требует отказа от традиционной структуры урока. Урок подчиняется цели выявления опыта учеников — в связи с содержанием предмета. Ученик не столько получает знания, сколько добывает их, занимаясь творческой работой.
Первый этап урока — мотивационный. Нужно заинтересовать детей, увлечь их теми проблемами, о которых пойдет речь на занятии. Я выделяю несколько типов мотивации.
1. Эмоционсигъная мотивация. Изучая тему «Смутное время», ребята подбирают слова, ассоциирующиеся у них с понятием смута.
2. Гностическая мотивация. Ученикам предлагается подумать, не хотят ли они узнать побольше о чем-то приблизительно известном.
3. Этическая мотивация. У детей можно, например, спросить: что, на Ваш взгляд, выше: личная выгода или благо Родины? Как на этот вопрос ответил своей жизнью Александр Невский?
Возможны и другие варианты мотивации.
Не менее значимый этап урока — целеполагание. При изучении темы «Крестовые походы» целеполагание происходит так.
Учитель говорит:
— Парадоксально, что военный поход, организован Церковью; его участники – мирные крестьяне. Какие вопросы возникают у вас в связи с этим?
Учащиеся спрашивают:
— Когда состоялся первый крестовый поход? Каковы были его цели и последствия?
В любом случае на уроке применяется деятельностный подход, предполагающий такие формы "работы:
— учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
— решение нравственных проблем на базе исторического материала;
. — установление исторических параллелей;
— обсуждение проблем в группах; _______
— разыгрывание сценок (по материалам учебника);
— знакомство с различными точками зрения на события;
- изучение дополнительной литературы.
Описанная система работы будет более эффективной, если предварительно дети будут протестированы психологом на предмет развития логического, абстрактного мышле-' ния, умения обобщать и т.п. Задания каждому ребенку даются в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Так, дети плохо умеющие выделять главное, получают задание: «Слушая рассказ учителя, выделите и запишите три аргумента «в пользу существования Атлантиды». Образное мышление развивают задания такого типа Сделайте рисунок на сюжет наиболее запомнившегося мифа; перескажите этот миф».
Предложенная система работы позволяет активно формировать ребенка как личность — мыслящую, нравственную, творческую.