ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА МАТЕРИАЛ ДАННЫХ ТЕЗИСОВ – ОН ВКЛЮЧЕН В МОДУЛЬНУЮ РАБОТУ

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ТЕЗИСЫ)

Просвещение(с большой буквы) – это интеллектуальное движение в странах Западной Европы в 18 веке, антифеодальное по своей сущности. Идеи Просвещения зарождаются в Англии в 90-ые годы 17 в. Самым радикальным Просвещение оказывается во Франции (в конце 18 века – Великая французская революция).

*О Просвещении прочитать самостоятельно (философы Просвещения; идея просвещенной монархии; понятие естественного человека; Просвещение и религия, понятие деизма – восприятие мира, когда бог признаётся, но не отвечает за земные дела). *

Идеи Просвещения нашли отражение в различных сферах духовной жизни: в политике и философии, историографии и экономике, в педагогике и искусстве. Просветители считали литературу очень действенным средством борьбы за установление нового, более справедливого строя.

! Литература эпохи Просвещения включала не только создаваемую просветителями (которая рассматривается в рамках данного курса), но и антипросветительскую, и нейтральную по отношению к Просвещению или безыдейную.

В литературе этой эпохи выделяют несколько направлений и течений:

1. Классицизм(просветительский, или вольтеровский; эпигонский; революционный).

Просветители наполнили произведения новым содержанием, стремились провести и реформу системы драматических жанров (Вольтер и др.).

2. Просветительский реализм.Наибольшее развитие получает в прозе, особенно в Англии, в английском романе – в творчестве Дефо, Филдинга, Смоллетта. Теория реализма в 18 в. только формируется; в области романа этим занимается Филдинг, в области драмы – Дидро и Лессинг.

3. Рококо.Развивается в первой половине века во Франции. Название происходит от слова rocaille («раковина»), поэтому это искусство и стиль называли также рокайлем. Эмблемой этого искусства считается рисунок раковины, сделанный Антуаном Ватто. Для литературы рококо характерны лёгкость, фривольность, гедонизм. Рококо создало особый стиль в поэзии малых форм; литература была безыдейной, не поднимала серьёзных общественных проблем. Иногда элементы стиля рококо использовали просветители (Вольтер в «Орлеанской девственнице», Дидро в «Нескромных сокровищах»).

4. Сентиментализм.Сентиментализм формируется в английской поэзии со второй половины 1730-х годов. В середине столетия он проявляется в прозе и не только английской. Название закрепилось благодаря роману Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768). Сентиментализм – это общее наименование умонастроения, где главное внимание уделяется чувству в противовес разуму. Сентименталисты считали, что если научить человека чувствовать, то он сам изменится к лучшему и изменит мир к лучшему. Для сентименталистов характерны: культ чувства; чувствительность; интерес к внутреннему миру простого человека; интерес к природе и умение ощущать ее красоту и одухотворенность; меланхолические настроения; часто – неприятие существующего мира. В сентиментализме выделяют 2 течения:

1) дидактическое; оно представлено семейным романом и мещанской драмой.

2) идиллическое; проявляется в небольших романах, поэзии; часто – в стремлении уйти в экзотические страны или вернуться к патриархальности.

Сентиментализм может получать национальную окраску (в Германии: штюрмерская литература; во Франции – руссоизм).

5. Предромантизм.

Формируется в английской литературе 60-х гг. 18 в. Во многом близок к сентиментализму: то же разочарование в разуме, апелляция к чувству. Писатели-предромантики проявляли интерес к фольклору, к средневековой литературе. Появляются стилизации народных поэм – напр., «Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона (1762-65 гг.). Создается новый вид романа – готический (готика – стиль Средневековья); иногда называют романом ужаса. В этом романе писатели ставили перед собой целью соединение элементов старого и нового романов: в средневековом романе (Romance) все было фантастичным и неправдоподобным, современный же роман (Novel) всегда имеет целью воспроизведение природы. Готический роман объединяет их черты; он сохраняет фантастическую окраску событий; выражает непознаваемость мира, насыщен религиозной символикой, основным конфликтом является столкновение добродетелей и пороков (добра и зла). Представители: Горас Уолпол, Клара Рив.

-------------------------------------------------

Высылаю график модульной работы и тезисы вводной темы. Пожалуйста, передайте их своим сокурсникам.

Желаю всем хорошо написать тест!

Л. С.

Наши рекомендации