Обратите внимание на с. 10 и 11, на которых размещен материал, содержащий информацию о 3 из 4 сферах финансовой системы (первая сфера раскрыта в третьем вопросе).

I.Финансовая политика составляет основу управления финансами и представляет собой совокупность действий, осуществляемых государством и организациями для эффективного функционирования финансового механизма.

Элементы финансовой политики:

1. Бюджетная политика.

2. Налоговая политика.

3. Таможенная политика.

4. Денежно-кредитная политика.

5. Ценовая политика.

6. Инвестиционная политика.

7. Социальная политика.

Виды финансовой политики:

1. Финансовая стратегия. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий реализацию крупномасштабных проектов.

2. Финансовая тактика. Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на реализацию финансовой стратегии.

Цель финансовой политики заключается в экономической, социальной и политической стабильности.

Задачи финансовой политики:

1. Обеспечение условий, необходимых для формирования максимально возможного объема финансовых ресурсов.

2. Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов.

3. Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов с помощью финансовых методов.

4. Формирование и развитие финансового механизма.

5. Создание эффективной системы управления финансами.

Принципы финансовой политики:

1. Зависимость от конечной цели.

2. Соответствие интересам всех членов общества.

3. Сбалансированность всех отраслей экономики.

4. Соблюдение объективных экономических законов.

5. Учет внутренних и внешних факторов при осуществлении мероприятий.

II. Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Сферы финансовой системы:

1. Государственные финансы.

2. Финансы организаций.

3. Частные финансы.

4. Страхование.

Звенья финансовой системы:

1. Государственный бюджет.

2. Государственные внебюджетные фонды.

3. Государственный кредит.

4. Государственный долг.

5. Доходы и расходы организаций.

6. Доходы и расходы физических лиц.

7. Доходы и расходы от страховых операций.

Функции финансовой системы:

1. Функция потребления. Функция потребления направлена на текущее использование денежных средств.

2. Функция сбережения. Функция сбережения направлена на сохранение и преумножение покупательной способности временно неиспользуемых денежных средств.

3. Функция обслуживания платежей. Функция обслуживания платежей направлена на обеспечение комплексного и своевременного осуществления финансовых операций.

4. Функция экономической политики. Функция экономической политики направлена на обеспечение эффективных результатов мероприятий, проводимых в различных отраслях народного хозяйства.

Принципы построения финансовой системы:

1. Принцип единства. Принцип единства означает взаимосвязь между всеми сферами и звеньями финансовой системы.

Элементы принципа единства:

1) единая материальная база;

2) единая нормативно-правовая база;

3) единые финансовые планы.

2. Принцип функционального назначения. Принцип функционального назначения означает специфику отдельных сфер и звеньев финансовой системы.

Элементы принципа функционального назначения:

1) дифференцированные финансовые цели и задачи;

2) дифференцированные финансовые функции.

III.Государственные финансы связаны с финансированием деятельности государства и местного самоуправления.

Звенья государственных финансов:

1. Государственный бюджет.

2. Государственные внебюджетные фонды.

3. Государственный кредит.

4. Государственный долг.

Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды образуют бюджетную систему РФ, кассовое обслуживание исполнения бюджетов которой осуществляет Федеральное казначейство.

Функции государственных финансов:

1. Экономическая функция. Экономическая функция направлена на регулирование общественного воспроизводства.

2. Социальная функция. Социальная функция направлена на регулирование доходов и расходов населения.

3. Управленческая функция. Управленческая функция направлена на содержание органов государственной власти и местного самоуправления.

4. Оборонная функция. Оборонная функция направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

Государственный бюджет –это форма образования и расходования фондов денежных средств органами государственной власти и местного самоуправления, необходимых для выполнения ими своих функций.

Элементы государственного бюджета:

1. Доходы государственного бюджета:

1) налоговые доходы:

а) налоги. Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти и местного самоуправления с юридических и физических лиц для финансового обеспечения своей деятельности;

б) сборы. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый органами государственной власти и местного самоуправления с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из главных условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий;

в) пени. Пеня – это штрафная санкция за неуплату в срок или несвоевременное выполнение финансовых обязательств, начисляющаяся в процентах за каждый просроченный день.

Налоги и сборы образуют налоговую систему РФ, исполнителем которой является Федеральная налоговая служба;

2) неналоговые доходы:

а) доходы от использования государственного имущества;

б) доходы от внешнеэкономической деятельности;

3) доходы целевых бюджетных фондов.

2. Расходы государственного бюджета:

1) экономические расходы;

2) социальные расходы;

3) расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления;

4) расходы на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны;

5) расходы на внешнеполитическую деятельность.

Равенство доходов и расходов означает сбалансированность государственного бюджета. Если запланированные доходы превышают расходы бюджета, то возникает бюджетный профицит, в случае обратной ситуации – бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит может привести к урезанию запланированных расходов (секвестру).

Уровни государственного бюджета:

1. Федеральный бюджет.

Направления использования средств федерального бюджета:

1) обеспечение экономической безопасности страны;

2) обеспечение деятельности органов федеральной государственной власти;

3) финансирование бюджетов нижестоящих уровней, юридических и физических лиц за счет дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня или юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня, физическим или юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферты – это средства, предоставляемые бюджетам нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ, нуждающегося в финансовой помощи, устанавливается расчетным путем;

4) обслуживание и погашение государственного долга.

2. Региональные бюджеты:

1) бюджеты областей;

2) бюджеты республик;

3) бюджеты краев;

4) бюджеты городов федерального значения;

5) бюджеты автономных округов;

6) бюджет автономной области.

Направления использования средств региональных бюджетов:

1) реализация региональных целевых программ;

2) обеспечение деятельности органов региональной государственной власти;

3) обслуживание и погашение задолженности регионов;

4) оказание финансовой помощи местным бюджетам.

3. Местные бюджеты:

1) бюджеты территорий городов федерального значения;

2) бюджеты городских округов;

3) бюджеты городских поселений;

4) бюджеты сельских поселений.

Направления использования средств местных бюджетов:

1) реализация муниципальных целевых программ;

2) обеспечение деятельности органов муниципальной власти;

3) содержание и развитие учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

4) содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению всех уровней государственного бюджета представляет собой бюджетный процесс.

Разработкой проекта государственного бюджета (бюджетным планированием) занимается Министерство финансов РФ. После доработки и уточнения Правительством РФ данный проект направляется на рассмотрение сначала в Государственную Думу (рассмотрение осуществляется в трех чтениях), потом в Совет Федерации и на подпись Президенту РФ.

Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом, который составляется для анализа и планирования социально-экономических показателей.

Виды консолидированного бюджета:

1. Консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет РФ – это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

2. Консолидированный бюджет субъекта РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ – это свод регионального бюджета и местных бюджетов региона.

Государственные внебюджетные фонды – это форма образования и расходования фондов денежных средств для удовлетворения социальных потребностей населения.

Источники финансирования государственных внебюджетных фондов:

1. Обязательные страховые взносы юридических лиц.

2. Обязательные страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд).

3. Добровольные взносы юридических и физических лиц.

4. Ассигнования из государственного бюджета.

5. Доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах, предусмотренных бюджетом.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

1. Пенсионный фонд РФ (ПФР).

Направления использования средств ПФР:

1) выплата пенсий по возрасту;

2) выплата пенсий по инвалидности;

3) выплата пенсий военнослужащим;

4) выплата пенсий при потере кормильца;

5) выплата пенсий одиноким матерям;

6) выплата пенсий лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

7) индексация пенсий;

8) оказание материальной помощи престарелым и инвалидам.

2. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).

Направления использования средств ФСС РФ:

1) выплата пособий по временной нетрудоспособности;

2) выплата пособий по беременности и родам;

3) выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

4) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

5) частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

6) проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Направления использования средств ФОМС:

1) оплата медицинских услуг;

2) осуществление профилактических мероприятий по снижению заболеваемости;

3) развитие медицины и здравоохранения.

Государственный кредит – это форма денежных отношений государства с юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями, связанных с использованием ссуды, предоставляемой на условиях возвратности, срочности и платности.

Назначение государственного кредита:

1. Регулирование макро- и микроэкономических процессов.

2. Обеспечение сбалансированности государственного бюджета.

3. Финансирование государственных расходов.

4. Воздействие на денежно-кредитную и социальную политику.

Мероприятия по управлению государственным кредитом:

1. Определение порядка, условий и форм предоставления государственного кредита.

2. Выпуск и размещение новых облигационных займов.

3. Регулирование рынка государственного кредита.

4. Поддержание вторичного рынка долговых обязательств.

5. Обслуживание и погашение государственного долга.

Государственный долг – это обязательства государства по выпущенным и непогашенным займам (включая начисленные проценты) перед внутренними и внешними кредиторами.

Виды государственного долга:

1. Внутренний государственный долг. Внутренний государственный долг – это задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

2. Внешний государственный долг. Внешний государственный долг – это задолженность государства другим странам, международным организациям и иным кредиторам, выраженная в иностранной валюте.

Последствия накопления государственного долга:

1. Переложение налогового бремени на будущие поколения.

2. Перераспределение доходов среди населения.

3. Сокращение частных инвестиций в связи с выпуском государственных ценных бумаг.

Методы управления государственным долгом:

1. Реструктуризация государственного долга. Реструктуризация государственного долга – это составление нового, более приемлемого графика погашения государственного долга.

2. Конверсия государственного долга. Конверсия государственного долга – это создание механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими обязательствами.

Наши рекомендации