Проект деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Цель проекта: воспитание патриотических чувств младших школьников к Родине.

В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:

- развивать личность, обладающую качествами гражданина -патриота Родины

- расширять знания о родной стране, городе

- воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа

- формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней

- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям)

- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.

Содержательные линии проекта.

Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности нашей Родины.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности культуры народов Хакасии, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Для реализации данного проекта я выбрала разнообразные формы и методы воспитания патриотических качеств у учеников:

1) Убеждения — разъяснения, убеждения на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика, (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2) Пробуждения — увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском, героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрения, похвала, награда, требования и др. ( формирования высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендации которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3) Приучения — творческое поручение, физическая деятельность (народные игры), творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира, воспитание через коллектив).

В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий, таких как постановочные праздники. Например праздник «Русский лес».

Русский лес.

Участвуют: Ведущая, дети в костюмах, изображающих растения русского леса, — Шиповник, Одуванчик, Сосна, Брус­ника, Голубика, Иван-чай, а также Врач, вокальный и танце­вальный ансамбли.

Предварительная подготовка: готовятся музыкальные за­ставки, разучиваются монтажи, песни и танцы. Для оформ­ления аудитории можно использовать репродукции с картин известных художников , изображения лесных растений, размноженные плакаты с рецептами полезных приготовлений и лесных даров

Н сцене вокальный ансамбль, исполняющий песню «Русский лес» (муз. и сл. М. А. Давыдовой).

Ансамбль (поет).

Лес, русский лес, сосны, ели, осины, березы,

Лес, русский лес, зимний вечер и летние грозы,

Лес, русский лес, полон тайны и полон прекрасных

чудес.

Лес, русский лес, русский лес.

Лес, русский лес, встал стеной за Россию когда-то

Лес, русский лес, страшен был иноземным солдатам.

Лес, русский лес, вечно радуй людей и расти до небес.

Лес, русский лес, русский лес.

Ансамбль уходит. Появляется Ведущая.

Ведущая. Русский лес, без сомнения, достоин восхи­щения. Леса вообще играют большую роль в сохранении вла­ги на земле, регулируют сток воды в реки. Нещадное выруба­ние лесов влечет за собой увеличение влаги в почве, возрас­тание уровня воды в местных речках во время половодья и большую вероятность наводнений. Представьте себе, дожде­вая вода беспрепятственно поступает в реки, обрушиваясь в их речные долины и опустошая все, что попадается на пути. Из всех стран Европы больше всех богата лесами Россия. В Западной Европе в результате бесхозяйственной вырубки ле­сов к началу XXI века, увы, лесных массивов сохранилось ничтожно мало. Жители Германии, Италии, Франции, Бель­гии забыли, что такое обыкновенные лесные грибы. Теперь они лакомятся лишь грибами-шампиньонами, выращенны­ми в теплицах. Но ведь лесные грибы куда вкуснее.

Недаром русские люди любят чаще всего во время отдыха отправляться не на загородные курорты, а, догадайтесь, куда? Правильно, в близлежащие леса и рощи. Ведь здесь можно целый день провести с пользой для здоровья. А кроме того, можно сделать полезные запасы на зиму и унести отсюда не только грибы, цветы да ягоды, но и незабываемые впечатле­ния, которые потом станут основой долгих приятных вос­поминаний.

Появляется Врач.

Врач. Добрый день. Я слышу, вы рассуждаете о пользе лесов? Можно мне тоже принять участие в вашем разговоре?

Ведущая. Здравствуйте. Конечно, можно, только пред­ставьтесь, пожалуйста. Хотя я догадываюсь по вашему бело­му халату, что вы — врач.

Врач. Совершенно верно. Можно я присоединюсь к ва­шей беседе? Ведь лес и в самом деле великое благо для всех нас. Лесной воздух целебный. В нем мало микробов и много полезных микроэлементов. Поэтому санатории для больных людей и дома отдыха всегда возводят возле лесных массивов. Давайте вспомним, какие вы знаете полезные екарственные растения, произрастающие в лесах.

Дети отвечают.

Посмотрите, на наших стенах есть рецепты, где указано, как правильно использовать то или иное растение и что из него можно приготовить.

Ведущая. Пусть сегодня в нашем разговоре о лесе при­мут участие сами лекарственные растения, и пусть каждый из них сам немного расскажет о себе.

Появляются д е т и в костюмах лесных лекарствен­ных растений. Каждый из них рассказывает о себе.

Ведущая.А вот и наши гости. Уважаемый Врач, вы их представите?

В р а ч. Я думаю, ребята сейчас сами назовут имя каждого из них. Ребята, вслушайтесь в загадку, которую вам загадает каждый из гостей, и ответьте на нее.

Шиповник.

Витаминное варенье

Сварим всем на удивленье.

Меня зовут шиповник, у меня нарядные ярко-розовые цветы и острые шипы для защиты. Мои ягоды — чемпионы среди растений по количеству вита­мина С. Но мало кто знает, что можно использовать не толь­ко мои ягоды, отвар которых пьют при боли в желудке или нехватке витаминов, но и мои цветы. Когда они начинают расцветать весной, то их розовые лепестки заваривают и при­нимают от простуды, а если их сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье из розовых лепестков.

Одуванчик.

Я — всем хорошо известное растение.

Летом желтый я, как солнце.

Отцвету — сменю я цвет.

И увидите в оконце,

Что в другое я одет.

Белый, как зимою зайчик,

Ваш веселый...

(Одуванчик).

Мои цветы одними из первых появляются весной, а когда созревают, то рассыпаются веселыми парашютиками. Лис­точки одуванчика тоже используют при простуде. А если набрать несколько пригоршней моих зрелых, ярко-желтых цветков, добавить к ним нарезанный с кожицей лимон и сварить с сахаром, то также получится вкусное варенье. Сосна.

Дерево вечнозеленое,

Солнцем оно закаленное.

И зимою не до сна.

На горе растет...

(Сосна).

Отвары из сосновых иголок успокаивают нервную систему, помогают при гриппе и ангине. Из молодых сосновых ши­шек можно сварить отменное лакомство. Сначала их надо очистить, на минуту залить кипятком, чтобы размягчить, а затем сварить в густом сиропе. Брусника.

Хороша красавица!

Ягода всем нравится.

Лишь под снегом очень дико

Видеть ягоду...

Да, ведь даже зимой из-под снега можно выкопать ярко-крас­ные ягодки брусники. Ох, и вкусна моя ягода, замоченная в сахарном сиропе. Отвар листа брусники используют, если у человека болят почки, а также при носовом кровотечении.

Голубика.

Я — скромная лесная ягода. На поляне дружно в ряд Ягоды мои глядят. Из-под листьев, посмотри-ка, Показалась... {Голубика).

Да я — голубика. Отвар моих листьев помогает при сердеч­ных болезнях. Иван-чай.

Пчелы вьются взад-вперед — Собирают сладкий мед. Перед нами невзначай Появился... {Иван-чай).

Да, мое имя — иван-чай. Люди научились использовать все, что вырастает весной на моем корне. Листья иван-чая едят как салат, из стеблей варят суп, корни отваривают, и они могут по сытности и числу калорий заменить мясо. А еще можно все растение иван-чая высушить, смолоть его в муку и испечь из нее хлеб. Про цветки моего растения я уже не говорю: по ним мне дано название — иван-чай, значит, их можно заваривать и пить как вкусный и полезный напиток.

Ведущая. Прекрасно, мы вам очень рады, дорогие ле­карственные растения. А как вы считаете, ребята, о каком дереве чаще всего вспоминают, если хотят рассказать о Рос­сии? Послушайте загадку о нем:

И не девица, а красавица, Всем полюбится, всем понравится, Черно-белое на ней платьице, О кудрях ее слава катится.

Дети отвечают: «Береза».

Верно, это загадки о березе. Даже одна из самых популярных русских народных песен воспевает березу, помните, «Во поле береза стояла».

Исполняется хороводная песня «Во поле береза стояла».

Русский лес не только доктор и утешитель. Он — защит­ник. Ведь только в лесу человек может найти себе все необ­ходимое для жизни — деревья, чтобы построить жилище, растения и дичь — для пищи, а из меха лесных обитателей человек может сшить себе теплые шубы. А еще совершенно необычную роль взял на себя русский лес в годы тяжелых испытаний нашей Родины. Помните, на уроках музыки вы слушали песню о русском лесе, который стал защитой и охраной для бойцов-партизан, освобождавших свою Роди­ну — Россию — от немецко-фашистских захватчиков. Эта песня так и называется «Шумел сурово Брянский лес». Вот ее начало:

Шумел сурово Брянский лес.

Спускались серые туманы,

И сосны слышали окрест, как шли,

Как шли на битву партизаны. Давайте еще раз послушаем эту песню. Обратите внимание на то, как будет звучать песня: она начинается тихо, как будто мы видим в предрассветном тумане густой лес и партизан, отправляющихся на битву с врагом. А в середине песня зву­чит громко — музыка здесь рисует картину самого боя. Окон­чание песни — снова тихое, бой окончился победой, и снова мы видим лишь русский лес, укрывающий в своем сердце своих защитников.

Звучит начало песни «Шумел сурово Брянский лес» С. Каца.

В тяжелые годы военных испытаний русский лес стал род­ным домом для тех, кто не сдался врагу, а бесстрашно сра­жался за свою Родину, своих близких, за будущее своей стра­ны. А теперь давайте вспомним еще одно дерево, его нередко называют символом России, когда хотят подчеркнуть ее не­сгибаемость, богатырскую силу. О чем моя загадка:

У долины, по-над кручей

Богатырь стоит могучий,

Гром и ветры не страшны,

Желуди на нем видны.

Дети отвечают: «Дуб».

Верно, это дуб. Это дерево воспето в русской народной песне «Среди долины ровныя», где дуб сравнивается с богатырем, стоящим на часах. В русском лесу есть немало деревьев, вспо­миная которые хочется запеть песни. Давайте вспомним на­звания песен о лесных растениях («Ой, цветет калина», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Клен кудрявый, лист рез­ной» и др.). А одним из самых популярных русских растений стала, конечно, калина. Во всем мире знают напев народной песни «Калинка».

Исполняется перепляс под мелодию «Калинки».

Вот этой известной мелодией мы и завершим сегодня наш раз­говор о русском лесе — его красоте, пользе и музыкальности.

Так же дополнительно были использованный следующие способы методы:

- Беседа «Мы школьники, а это значит…»

- Классный час «Расскажи сам о себе и о своих предках»

- Конкурс-выставка рисунков «Тагил, я люблю тебя»

- Выставка поделок «Русская природа»

- Творческая работа «Герб моей семьи»

- Сочинение на тему «Мой милый город – ты цветок из камня!»

- Конкурс фотографий «Лучший город на земле»

- Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне

- Проектная деятельность «История моей семьи в истории города»

- Экскурсии в краеведческий музей и по памятникам родного города

- Урок мужества «День защитника Отечества»

- Классный час «Охранять природу – значит охранять Родину»

- Конкурс стихов о России.

Сроки реализации программы: сентябрь 2016- май 2017.

План мероприятий по патриотическому воспитанию детей начальной школы представлен в таблице 3.

Таблица 3

Срок проведения мероприятия Методы и способы
сентябрь Беседа «Мы школьники, а это значит… Творческая работа «Герб моей семьи»
октябрь Классный час «Расскажи сам о себе и о своих предках» Проектная деятельность «История моей семьи в истории города»
ноябрь Экскурсии в краеведческий музей и по памятникам родного города Сочинение на тему «Мой милый город – ты цветок из камня!»
декабрь Конкурс фотографий «Лучший город на земле» Конкурс-выставка рисунков «Тагил, я люблю тебя»
февраль Урок мужества «День защитника Отечества»
март Конкурс стихов о России
апрель Классный час «Охранять природу – значит охранять Родину» Выставка поделок «Русская природа»
май Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне

Не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Таким образом, мы можем утверждать, что гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста можно успешно осуществлять в учебно-воспитательном процессе, если для этого будут созданы следующие педагогические условия:

– организация и сплочение классного коллектива, развитие его деятельности;

– сочетание систематического воздействия на сознание младших школьников с организацией их практической деятельности;

– индивидуальный и дифференцированный подход в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников;

– разработка системы воспитательных мероприятий;

– включение в воспитательную систему школы гражданско-патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся – педагоги – родители;

– комплексное решение задач гражданско-патриотического воспитания: формирование патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в социуме;

– осуществление сотрудничества с родителями по проблемам гражданско-патриотического воспитания учащихся в процессе учебной и воспитательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патрио­тизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной куль­туры.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинного и патриотизма.

В наших школах необходимо постоянно проводит методики и диагностики по патриотической воспитанности учащихся, это вопрос остро затрагивает социальные стороны государства как большого так и малого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Классному руководителю. / Под ред. В. А. Караковский - М., 2011.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2005

3. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан / З.Т. Гасанов // Воспитание школьников. – 2005

6. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

7. Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А. Г. Вороненко. – Тюмень : ТГПУ, 2005. – 135 с.

8. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва : Вако, 2008.

9. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко // Избранные пед. соч. : в 2-х т. Т. 2. – М. : Правда, 1986. – С. 35–52.

10.

11. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3

12. Программа воспитания школьников «Я-гражданин России» // Народное образование. – 2002. - № 2.

13. https://ru.wikipedia.org/

14. http://archives.ru/programs/patriotic_11-15.shtml

15. http://festival.1september.ru/articles/625390/

16. http://www.moluch.ru/archive/80/14351/

17. http://vio.uchim.info/Vio_74/cd_site/articles/art_2_6.htm

Наши рекомендации