Проект деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Цель проекта: воспитание патриотических чувств младших школьников к Родине.
В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:
- развивать личность, обладающую качествами гражданина -патриота Родины
- расширять знания о родной стране, городе
- воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа
- формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней
- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям)
- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.
Содержательные линии проекта.
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности нашей Родины.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности культуры народов Хакасии, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Для реализации данного проекта я выбрала разнообразные формы и методы воспитания патриотических качеств у учеников:
1) Убеждения — разъяснения, убеждения на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика, (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Пробуждения — увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском, героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрения, похвала, награда, требования и др. ( формирования высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендации которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения — творческое поручение, физическая деятельность (народные игры), творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира, воспитание через коллектив).
В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий, таких как постановочные праздники. Например праздник «Русский лес».
Русский лес.
Участвуют: Ведущая, дети в костюмах, изображающих растения русского леса, — Шиповник, Одуванчик, Сосна, Брусника, Голубика, Иван-чай, а также Врач, вокальный и танцевальный ансамбли.
Предварительная подготовка: готовятся музыкальные заставки, разучиваются монтажи, песни и танцы. Для оформления аудитории можно использовать репродукции с картин известных художников , изображения лесных растений, размноженные плакаты с рецептами полезных приготовлений и лесных даров
Н сцене вокальный ансамбль, исполняющий песню «Русский лес» (муз. и сл. М. А. Давыдовой).
Ансамбль (поет).
Лес, русский лес, сосны, ели, осины, березы,
Лес, русский лес, зимний вечер и летние грозы,
Лес, русский лес, полон тайны и полон прекрасных
чудес.
Лес, русский лес, русский лес.
Лес, русский лес, встал стеной за Россию когда-то
Лес, русский лес, страшен был иноземным солдатам.
Лес, русский лес, вечно радуй людей и расти до небес.
Лес, русский лес, русский лес.
Ансамбль уходит. Появляется Ведущая.
Ведущая. Русский лес, без сомнения, достоин восхищения. Леса вообще играют большую роль в сохранении влаги на земле, регулируют сток воды в реки. Нещадное вырубание лесов влечет за собой увеличение влаги в почве, возрастание уровня воды в местных речках во время половодья и большую вероятность наводнений. Представьте себе, дождевая вода беспрепятственно поступает в реки, обрушиваясь в их речные долины и опустошая все, что попадается на пути. Из всех стран Европы больше всех богата лесами Россия. В Западной Европе в результате бесхозяйственной вырубки лесов к началу XXI века, увы, лесных массивов сохранилось ничтожно мало. Жители Германии, Италии, Франции, Бельгии забыли, что такое обыкновенные лесные грибы. Теперь они лакомятся лишь грибами-шампиньонами, выращенными в теплицах. Но ведь лесные грибы куда вкуснее.
Недаром русские люди любят чаще всего во время отдыха отправляться не на загородные курорты, а, догадайтесь, куда? Правильно, в близлежащие леса и рощи. Ведь здесь можно целый день провести с пользой для здоровья. А кроме того, можно сделать полезные запасы на зиму и унести отсюда не только грибы, цветы да ягоды, но и незабываемые впечатления, которые потом станут основой долгих приятных воспоминаний.
Появляется Врач.
Врач. Добрый день. Я слышу, вы рассуждаете о пользе лесов? Можно мне тоже принять участие в вашем разговоре?
Ведущая. Здравствуйте. Конечно, можно, только представьтесь, пожалуйста. Хотя я догадываюсь по вашему белому халату, что вы — врач.
Врач. Совершенно верно. Можно я присоединюсь к вашей беседе? Ведь лес и в самом деле великое благо для всех нас. Лесной воздух целебный. В нем мало микробов и много полезных микроэлементов. Поэтому санатории для больных людей и дома отдыха всегда возводят возле лесных массивов. Давайте вспомним, какие вы знаете полезные екарственные растения, произрастающие в лесах.
Дети отвечают.
Посмотрите, на наших стенах есть рецепты, где указано, как правильно использовать то или иное растение и что из него можно приготовить.
Ведущая. Пусть сегодня в нашем разговоре о лесе примут участие сами лекарственные растения, и пусть каждый из них сам немного расскажет о себе.
Появляются д е т и в костюмах лесных лекарственных растений. Каждый из них рассказывает о себе.
Ведущая.А вот и наши гости. Уважаемый Врач, вы их представите?
В р а ч. Я думаю, ребята сейчас сами назовут имя каждого из них. Ребята, вслушайтесь в загадку, которую вам загадает каждый из гостей, и ответьте на нее.
Шиповник.
Витаминное варенье
Сварим всем на удивленье.
Меня зовут шиповник, у меня нарядные ярко-розовые цветы и острые шипы для защиты. Мои ягоды — чемпионы среди растений по количеству витамина С. Но мало кто знает, что можно использовать не только мои ягоды, отвар которых пьют при боли в желудке или нехватке витаминов, но и мои цветы. Когда они начинают расцветать весной, то их розовые лепестки заваривают и принимают от простуды, а если их сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье из розовых лепестков.
Одуванчик.
Я — всем хорошо известное растение.
Летом желтый я, как солнце.
Отцвету — сменю я цвет.
И увидите в оконце,
Что в другое я одет.
Белый, как зимою зайчик,
Ваш веселый...
(Одуванчик).
Мои цветы одними из первых появляются весной, а когда созревают, то рассыпаются веселыми парашютиками. Листочки одуванчика тоже используют при простуде. А если набрать несколько пригоршней моих зрелых, ярко-желтых цветков, добавить к ним нарезанный с кожицей лимон и сварить с сахаром, то также получится вкусное варенье. Сосна.
Дерево вечнозеленое,
Солнцем оно закаленное.
И зимою не до сна.
На горе растет...
(Сосна).
Отвары из сосновых иголок успокаивают нервную систему, помогают при гриппе и ангине. Из молодых сосновых шишек можно сварить отменное лакомство. Сначала их надо очистить, на минуту залить кипятком, чтобы размягчить, а затем сварить в густом сиропе. Брусника.
Хороша красавица!
Ягода всем нравится.
Лишь под снегом очень дико
Видеть ягоду...
Да, ведь даже зимой из-под снега можно выкопать ярко-красные ягодки брусники. Ох, и вкусна моя ягода, замоченная в сахарном сиропе. Отвар листа брусники используют, если у человека болят почки, а также при носовом кровотечении.
Голубика.
Я — скромная лесная ягода. На поляне дружно в ряд Ягоды мои глядят. Из-под листьев, посмотри-ка, Показалась... {Голубика).
Да я — голубика. Отвар моих листьев помогает при сердечных болезнях. Иван-чай.
Пчелы вьются взад-вперед — Собирают сладкий мед. Перед нами невзначай Появился... {Иван-чай).
Да, мое имя — иван-чай. Люди научились использовать все, что вырастает весной на моем корне. Листья иван-чая едят как салат, из стеблей варят суп, корни отваривают, и они могут по сытности и числу калорий заменить мясо. А еще можно все растение иван-чая высушить, смолоть его в муку и испечь из нее хлеб. Про цветки моего растения я уже не говорю: по ним мне дано название — иван-чай, значит, их можно заваривать и пить как вкусный и полезный напиток.
Ведущая. Прекрасно, мы вам очень рады, дорогие лекарственные растения. А как вы считаете, ребята, о каком дереве чаще всего вспоминают, если хотят рассказать о России? Послушайте загадку о нем:
И не девица, а красавица, Всем полюбится, всем понравится, Черно-белое на ней платьице, О кудрях ее слава катится.
Дети отвечают: «Береза».
Верно, это загадки о березе. Даже одна из самых популярных русских народных песен воспевает березу, помните, «Во поле береза стояла».
Исполняется хороводная песня «Во поле береза стояла».
Русский лес не только доктор и утешитель. Он — защитник. Ведь только в лесу человек может найти себе все необходимое для жизни — деревья, чтобы построить жилище, растения и дичь — для пищи, а из меха лесных обитателей человек может сшить себе теплые шубы. А еще совершенно необычную роль взял на себя русский лес в годы тяжелых испытаний нашей Родины. Помните, на уроках музыки вы слушали песню о русском лесе, который стал защитой и охраной для бойцов-партизан, освобождавших свою Родину — Россию — от немецко-фашистских захватчиков. Эта песня так и называется «Шумел сурово Брянский лес». Вот ее начало:
Шумел сурово Брянский лес.
Спускались серые туманы,
И сосны слышали окрест, как шли,
Как шли на битву партизаны. Давайте еще раз послушаем эту песню. Обратите внимание на то, как будет звучать песня: она начинается тихо, как будто мы видим в предрассветном тумане густой лес и партизан, отправляющихся на битву с врагом. А в середине песня звучит громко — музыка здесь рисует картину самого боя. Окончание песни — снова тихое, бой окончился победой, и снова мы видим лишь русский лес, укрывающий в своем сердце своих защитников.
Звучит начало песни «Шумел сурово Брянский лес» С. Каца.
В тяжелые годы военных испытаний русский лес стал родным домом для тех, кто не сдался врагу, а бесстрашно сражался за свою Родину, своих близких, за будущее своей страны. А теперь давайте вспомним еще одно дерево, его нередко называют символом России, когда хотят подчеркнуть ее несгибаемость, богатырскую силу. О чем моя загадка:
У долины, по-над кручей
Богатырь стоит могучий,
Гром и ветры не страшны,
Желуди на нем видны.
Дети отвечают: «Дуб».
Верно, это дуб. Это дерево воспето в русской народной песне «Среди долины ровныя», где дуб сравнивается с богатырем, стоящим на часах. В русском лесу есть немало деревьев, вспоминая которые хочется запеть песни. Давайте вспомним названия песен о лесных растениях («Ой, цветет калина», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Клен кудрявый, лист резной» и др.). А одним из самых популярных русских растений стала, конечно, калина. Во всем мире знают напев народной песни «Калинка».
Исполняется перепляс под мелодию «Калинки».
Вот этой известной мелодией мы и завершим сегодня наш разговор о русском лесе — его красоте, пользе и музыкальности.
Так же дополнительно были использованный следующие способы методы:
- Беседа «Мы школьники, а это значит…»
- Классный час «Расскажи сам о себе и о своих предках»
- Конкурс-выставка рисунков «Тагил, я люблю тебя»
- Выставка поделок «Русская природа»
- Творческая работа «Герб моей семьи»
- Сочинение на тему «Мой милый город – ты цветок из камня!»
- Конкурс фотографий «Лучший город на земле»
- Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне
- Проектная деятельность «История моей семьи в истории города»
- Экскурсии в краеведческий музей и по памятникам родного города
- Урок мужества «День защитника Отечества»
- Классный час «Охранять природу – значит охранять Родину»
- Конкурс стихов о России.
Сроки реализации программы: сентябрь 2016- май 2017.
План мероприятий по патриотическому воспитанию детей начальной школы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Срок проведения мероприятия | Методы и способы |
сентябрь | Беседа «Мы школьники, а это значит… Творческая работа «Герб моей семьи» |
октябрь | Классный час «Расскажи сам о себе и о своих предках» Проектная деятельность «История моей семьи в истории города» |
ноябрь | Экскурсии в краеведческий музей и по памятникам родного города Сочинение на тему «Мой милый город – ты цветок из камня!» |
декабрь | Конкурс фотографий «Лучший город на земле» Конкурс-выставка рисунков «Тагил, я люблю тебя» |
февраль | Урок мужества «День защитника Отечества» |
март | Конкурс стихов о России |
апрель | Классный час «Охранять природу – значит охранять Родину» Выставка поделок «Русская природа» |
май | Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне |
Не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Таким образом, мы можем утверждать, что гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста можно успешно осуществлять в учебно-воспитательном процессе, если для этого будут созданы следующие педагогические условия:
– организация и сплочение классного коллектива, развитие его деятельности;
– сочетание систематического воздействия на сознание младших школьников с организацией их практической деятельности;
– индивидуальный и дифференцированный подход в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников;
– разработка системы воспитательных мероприятий;
– включение в воспитательную систему школы гражданско-патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся – педагоги – родители;
– комплексное решение задач гражданско-патриотического воспитания: формирование патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в социуме;
– осуществление сотрудничества с родителями по проблемам гражданско-патриотического воспитания учащихся в процессе учебной и воспитательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинного и патриотизма.
В наших школах необходимо постоянно проводит методики и диагностики по патриотической воспитанности учащихся, это вопрос остро затрагивает социальные стороны государства как большого так и малого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Классному руководителю. / Под ред. В. А. Караковский - М., 2011.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2005
3. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6
4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан / З.Т. Гасанов // Воспитание школьников. – 2005
6. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
7. Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А. Г. Вороненко. – Тюмень : ТГПУ, 2005. – 135 с.
8. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва : Вако, 2008.
9. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко // Избранные пед. соч. : в 2-х т. Т. 2. – М. : Правда, 1986. – С. 35–52.
10.
11. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3
12. Программа воспитания школьников «Я-гражданин России» // Народное образование. – 2002. - № 2.
13. https://ru.wikipedia.org/
14. http://archives.ru/programs/patriotic_11-15.shtml
15. http://festival.1september.ru/articles/625390/
16. http://www.moluch.ru/archive/80/14351/
17. http://vio.uchim.info/Vio_74/cd_site/articles/art_2_6.htm