Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения в современной России
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных ранее.
В последние 15 лет в России уделялось определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Был издан ряд законов и нормативных актов. Среди них: Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О первоочередных мерах по реализации всемирной Декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей в 1990-е годы»; Указ Президента РФ от 6 июня 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав»; Примерное положение Правительства РФ от 4 февраля 1994 г. № 1115-П 12 «О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», «Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской федерации до 2000 г.», Федеральные законы от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и другие с последующими дополнениями и изменениями.
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Все они (экономические, политические, в сфере культуры и др.) выполняют функции контроля поведения людей в различных областях общественной жизни, в том числе и в сфере, касающейся отклоняющегося поведения. Особенно важно значение таких социальных институтов, как государство, партии, общественные организации и движения, суд, семья, образование и культура. Самым непосредственным образом они оказывают влияние на поведение людей, в основном на формирование молодого поколения.
На самом деле, разве, например, устойчиво сложившиеся моральные и правовые нормы (как вести себя, какая реакция общества на это поведение, ответственность и безответственность за свое поведение, за поведение других и т. д.) не сказываются на взаимоотношениях людей, на разных слоях населения, в том числе на детях?
При этом надо отметить, что различные социальные институты по-разному влияют на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся моральные нормы, привычки, традиции, ценности, идеалы, общественное мнение, различные формы собственности и разделения труда и т. д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство, общественные организации, школа и другие общеобразовательные учреждения) — более активно, т. е. решающим образом воздействуют (призваны воздействовать) на сознание и поведение людей. Хотя, естественно, обе группы этих институтов трудно разделить, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В последние годы среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество. Так, если в 1994 г. территориальных центров помощи семье и детям было 92, то по состоянию на 2002г. — 437; соответственно социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних — 60 и 376; реабилитационных центров для детей и подростков и подростков с ограниченными возможностями — 94 и 237; социальных приютов для детей и подростков — 173 и 490; других учреждений — 158 и более 200. В целом в Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. стационарных учреждений, полустационарных и нестационарных. Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей.
В этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно выделить следующие:
- адресность профилактической и другой работы — необходимость работы, в частности, именно с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т. д.;
- повышение активности использования выделяемых средств (здесь критерием может служить, например, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективе, на улице);
- наступательный, опережающий характер работы – не лечить «социальные» болезни, а предотвращать их, в том числе путем реализации соответствующей социальной политики государства (а также международного законодательства), предусматривающей, в частности, гарантии людям таких прав, как право на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации и т. д.), образования, воспитания, с помощью реального механизма реализации этих гарантий, который предусматривает ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами, школой, медицинскими и другими учреждениями;
- усиление контроля над детьми, подростками, не посещающими школу, недопущение незаконного исключения детей, в частности, из общеобразовательных учреждений;
- дополнительная оплата труда специалистов, работающих с лицами и группами девиантного поведения (его надо рассматривать как «вредное» производство с точки зрения воздействия девиантности на социально-психологическое самочувствие таких специалистов);
- развитие социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;
- организация в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.
Необходимо обратить особое внимание еще на два важных фактора, способных значительно снизить уровень девиантности в стране. В качестве одного из главных направлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными формами отклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые обеспечили бы всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения. Это вполне естественно, поскольку, в конечном счете, сознание и поведение людей зависят от того, насколько удовлетворяются их насущные, наиболее важные материальные, духовные и другие потребности.
Необходимо срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение, от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации (СМИ).
Естественно, что каждый вид, каждая форма девиантного поведения обусловливают, с одной стороны, специфику реализации общих мер борьбы с девиантным поведением, с другой — применение специальных мер, ориентированных именно на данный вид отклонения.