Исследование как метод познания и метод обучения

Экологическое воспитание как новое направление дошколь­ной педагогики нуждается в специальных исследованиях, кото­рые могут доказать состоятельность нового подхода в ознакомле­нии детей с природой. Исследования важны во всех звеньях не­прерывного экологического образования, но в сфере дошкольно­го воспитания они особенно актуальны в силу возрастных особен­ностей детей, их ограниченных психофизических возможностей, в силу того, что в центр экологического воспитания положены хотя и адаптированные, но научные знания из области экологии.

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образова­ния. Еще в 1960-е годы в теории познания берет свое начало спе­циальное направление — теория научного поиска [88], которая рас­сматривает процесс познания с позиций творческой деятельно­сти конкретного субъекта. Внимание философов привлекает по­строение научного исследования, его логика, они выделяют основ­ные категории процесса научного поиска — проблему, факт, систему.

Эмпирическое исследование, в основе которого лежит про­блема, отражающая то или иное противоречие действительности, побуждает исследователя к творческой поисковой деятельности: строятся различные предположения, выдвигаются научные гипотезы, определяются способы их проверки — различные виды экспериментов. Итогом проделанной работы становятся новые факты, которые исследователь анализирует, осмысляет, сопоставляет с устоявшимися теориями. Исследование как творческая на всех этапах деятельность интенсивно развивает мышление того, кто ею занимается. Именно поэтому процедура исследования послужила эталоном для педагогов, исследующих методы обучения школьников.

В 60 —70-е годы XX в. дидакты начинают поиск новых методов обучения в школе в связи с возрастающей потребностью обще­ства в развитии у учащихся активного творческого мышления. Поиск приводит их к созданию проблемного метода обучения, что наиболее ярко представлено в монографическом исследовании М.И.Махмутова.

В своей работе автор постоянно обращается к научному исследо­ванию, сопоставляет его с традиционной дидактической процеду­рой передачи школьникам готовых знаний, т. е. сопоставляет твор­ческий метод исследования с ведущим на то время объяснительно-иллюстративным методом обучения, который требует сосредото­ченного внимания и активного запоминания и недостаточно раз­минает собственно мышление. М. И. Махмутов приходит к выводу, что проблемный способ обучения (по аналогии с исследованием: перед школьниками раскрывается конкретное противоречие, оп­ределяется проблемная задача и появляется необходимость поиска способов ее решения) вызывает интерес и активность учащихся. В ответ на обнаруженную проблему они вынуждены строить предположения, выдвигать ту или иную гипотезу, аргументировать ее, а потом проверять практическим способом, анализировать полу­ченные факты, обобщать их, затем, наоборот, применять их к конкретным ситуациям (т.е. делать восхождение от общего к частному). Нет сомнения, такое обучение становится фактором развития мыслительной деятельности учащихся, творческого мышления.

В последнее время проблемное обучение широко входит в жизнь во всех звеньях непрерывного образования: с дошкольниками осуществляется поисковая деятельность, опытничество; школьники часто выполняют творческие задания, пишут творческие сочинения, с ними проводятся поисковые практические работы, которые сменяются курсовыми и дипломными проектами в среднем и высшем про­фессиональном звене. Проблемно-исследовательский метод выходит в разряд ведущих методов обучения детей и молодежи. Именно поэтому конкретное и подробное ознакомление студентов с разными педагогическими исследованиями может выполнять наряду с функцией теоретического обоснования и функцию обучения.

Новый — экологический — подход в ознакомлении дошкольников с природой выдвигает целый ряд проблем, которые решаются посредством научного поиска. В рассматриваемых ниже исследованиях есть ответы на многие проблемные вопросы, в том числе на такие:

• Что такое экологическое воспитание детей и чем оно отличается от ознакомления их с природой? Каково содержание экологического воспитания?

• Доступно ли дошкольникам и в каком возрасте понимание фактов, отражающих взаимосвязь объектов природы, явлений закономерного характера?




• Способны ли дети понять процессуальные, длительно проте­кающие явления природы, их закономерные изменения?

• Выделяют ли дети дефиницию жизни, как относятся к про­явлениям живых существ?

• Какие экологические аспекты дети постигают стихийно, в про­цессе онтогенетического развития, а какие могут усвоить в про­цессе систематического обучения под руководством взрослого?

• Каким образом, какими методами следует осуществлять эко­логическое воспитание детей в дошкольном учреждении, в семье?

Наши рекомендации