Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
Казанский Федеральный университет, Институт физической культуры и восстановительной медицины, кафедра спортивних дисциплін к.п.н.,доцент Э.Л.Можаев
Игровой метод обучения студентов должен подчиняться потребностям и мотивам их будущей профессиональной деятельности. Существенным моментом игрового обучения студентов является воспроизведение ими в воображаемой ситуации своих профессиональных действий и взаимоотношений. Такое обучение предполагает преодоление некоторых сложившихся способов действий и овладение новыми.
Возникает необходимость в разработке научно обоснованного содержания и методики применения игровых методов обучения в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, позволяющих успешно использовать их в режиме учебного дня, как средство обучения. Научно обоснованное содержание методики игровых методов обучения является рациональным средством выполнения общедидактических задач занятий.
В настоящее время целями современного образования становится формирование навыков исследования сложных проблем, воспитание способности самостоятельно и критически мыслить, развитие навыков прогностической деятельности, развитие комбинаторных и эвристических способностей. Критериями качества образования современного человека является не только уровень знаний, но и умение нестандартно вести себя в экстремальных ситуациях, способность формировать проблему и предлагать оптимальные способы ее решения. Результат образования во многом зависит от характера отношений между учителем и учеником, от формы передачи знаний, от характера передаваемой информации, ее назначения, от уровня развития обучающего субъекта и субъекта, получающего информацию Во многих ведущих странах мира сегодня реализуются программы, направленные на совершенствование системы подготовки педагогических кадров.
Совершенствование системы педагогического образования и подготовки педагогов на уровне современных требований получило отражение в документах и рекомендациях Международных конференций по образованию. В частности отмечалось, что улучшение подготовки работников образования является одним из существенных факторов его развития и важным условием любого нововведения в образование. Никакие совершенствования в области просвещения не могут быть достигнуты без высокого уровня педагогического образования.
Многими авторами предлагаются и рассматриваются различные модели подготовки будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта. Так, например, В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева (2001) предлагают прогностическую модель, отражающую структуру подготовки будущего специалиста.
По отношению к решению проблем формирования профессионального творческого потенциала будущих специалистов в области физической культуры и спорта деятельностный подход означает, что этот процесс должен осуществляться в активной деятельности студентов, а именно при решении студентами учебных педагогических задач, имитирующих реальные практические ситуации деятельности специалиста сферы физической культуры, спорта и туризма. Система теоретической и практической подготовки будущего специалиста и заключается в формировании у студентов готовности к практической профессиональной деятельности. Поэтому, по мнению Вербицкого П.А. и др. (1996) особую актуальность приобретает проблема активизации процесса обучения специалистов посредством подбора эффективных методов и форм организации обучения. Однако традиционные методы обучения обеспечивают усвоение учебного, материала в среднем на 20%. Поэтому в дидактике идет постоянный поиск более эффективных путей и способов обучения. Его осуществление происходит в двух основных направлениях: предпринимаются попытки активизации традиционных методов обучения; новые активные методы обучения. По данным ЮНЕСКО, такие исследования в области методик обучения позволили поднять коэффициент полезного действия по усвоению учебного материала с 20% до 50% (Сидоров А.А.,1998).
Решение проблемы повышения качества управленческой подготовки студентов мы видим в использовании программ, построенных на основе принципов развивающего обучения В.В. Давыдова (1986). Они позволяют преобразовать эмпирическое мышление в мышление теоретического типа, развивать способность к осуществлению творческой неалгометрической деятельности, нахождению новых управленческих решений .
Отличие новых программ от традиционных является то, что содержание образования выстраивается в них не в соответствии с традиционным предметно-тематическим принципом, а согласно историческому принципу развертыванию знаний, то есть логике создания научного знания. При этом содержание образования разворачивается в логике движения от общего к частному.
В отличие от обучения школьников, последовательное решение учебных задач является для студентов не средством постоянного приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы, а средством решения профессиональных задач управленческой деятельности, то есть практических задач. Использование теоретических знаний для решения практических задач позволяет развивать практическое мышление обучающихся. Особенно большое внимание в последнее время разработке и применению методов активного обучения уделяется в высшем физкультурном образовании, сфере физической культуры и спорта. Это обусловлено тем, что деятельность специалиста по физической культуре и спорту постоянно совершенствуется и трансформируется в соответствии с изменениями в сфере физической культуры и спорта, с новыми достижениями и социальными условиями. Поэтому обучать специалистов по физической культуре и спорту на высоком качественном уровне возможно только через применение комплекса методов активного обучения-проблемных, дискуссионных, игровых, имитирующих условия постоянно меняющейся профессиональной деятельности (Попова Е.П.,2003).