Современные методы обучения в области физической культуры и спорта

Программированное обучение. Образовательная задача в процессе обучения может быть успешно решена только при условии максимальной активности познавательной деятельности самих учащихся. Изучение активизации познавательной деятельности учащихся идет по различным направлениям.

Теория поэтапного формирования умственных действий исходит из понимания психики как деятельности, которая состоит из системы действий и операций. Образы сознания изучаются как элементы действия. Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, каждый из которых состоит из системы действий, которое понимается как единица деятельности учения.

Структура такого действия, по характеристике Н. Ф. Талызиной (1975), включает определенные цели, которые достигаются на основе мотива. Действие направлено на материальный или идеальный предмет, выполняется по внешнему или внутреннему образцу и включает совокупность операций, последовательность выполнения которых и составляет процесс его выполнения. Носитель действия – субъект. Действие делится на три части по выполняемым функциям: ориентировочную, исполнительную и контрольную. Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в содержание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть обеспечивает заданные преобразования в объекте действий. Контрольная часть направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия. В разных действиях эти части имеют различную сложность и объем, но их одновременное присутствие обязательно.

Процесс обучения и усвоения знаний с точки зрения данной теории рассматривается как определенная деятельность по переводу информации из внешнего (экстероцептивного) плана во внутренний, умственный план. Этот процесс осуществляется в пять этапов.

I этап – ориентировочная основа действия (ООД). На этом этапе учащиеся получают знания о цели действия и тех условиях, которые необходимы для его выполнения. В результате обеспечивается понимание логики действия, возможности его осуществления. Это очень важный этап, определяющий успешность всех остальных. ООД может быть нескольких типов.

Первый тип – неполная ООД, ее содержание выделяется самим учеником путем слепых проб; формирование действия на такой основе идет очень медленно, оно непрочно.

Второй тип – ООД дается в готовой конкретной форме. Действие формируется быстро, безошибочно устойчиво, но применяется в узких рамках и не может быть перенесено на новые условия.

Третий тип – ООД полная, ориентиры даны в обобщенной форме, характерны для целого класса явлений. ООД составляется самостоятельно, но с помощью общего метода, который предлагается. Действие характеризуется быстротой, безошибочностью, устойчивостью и широтой переноса.

Четвертый тип – ООД правильная, полная, обобщенная, дается в готовом виде, а не составляется самостоятельно, как в третьем типе. Как отмечает Н. Л. Талызина, наиболее продуктивен третий тип ООД.

Первый этап – выполнение действия во внешней материальной форме «...на данном этапе учащийся усваивает действие как материальное .... развернутое, обобщенное в пределах основных типов материала и сознательно выполняемое во всем составе операций».

Второй этап – формирование действия как внешнеречевого; действие проходит дальнейшее обобщение, но остается полностью осознанным, развернутым.

Третий этап – формирование действия во внешней речи про себя. Действие быстро сокращается, свертывается, автоматизируется. Четвертый этап – формирование действия во внутренней речи, собственно умственного действия. Оно максимально свернуто, обобщено, автоматизировано, полностью усвоено.

Частота контроля за правильностью выполнения действия зависит от этапа усвоения. На первом этапе нужен неоперациональный контроль, на втором – систематический, на последующих – эпизодический.

Теория поэтапного формирования умственных действий наиболее адекватна принципам программированного обучения. Под программированным обучением понимается система учебной работы с преимущественно опосредованным программным управлением познавательной деятельностью учащихся. Как видно из определения, программированное обучение понимается не как отдельные принцип, метод, средство, а как «качественно новая дидактическая система». Дидактическая система определяется как совокупность средств и методов управления познавательной деятельностью учащихся. В отличие от понимания программированного обучения как системы под программированием процесса обучения подразумевается составление программы. Главное требование к программированию учебного процесса – это четкое выделение познавательных задач, решение которых связано с такой переработкой информации учащимися, которая ведет к усвоению ими определенного объема знаний и методов мышления и на этой основе приемов деятельности. Именно внимание к деятельности учащегося в процессе решения им познавательных задач определяется как главное направление разработок в программированном обучении.

Программирование осуществляется в двух направлениях: программирование содержания и программирование усвоения знаний. Теория и практика программированного обучения показывает, что не все содержание предмета можно и нужно программировать, а только те разделы, где наиболее очевидны логические связи и зависимости. Основным критерием отбора содержания для программирования является его известная обобщенность, которая облегчит в дальнейшем восприятие деталей учебного материала, и требование развитой умственной деятельности. Таким образом, по мнению В. П. Беспалько (1970), «...программировать следует либо малоизвестный, либо совсем незнакомый учащимся учебный материал, либо материал, требующий очень точного усвоения». Те разделы курса, которые легко усваиваются и быстро ассоциируются с имеющимися уже знаниями, можно изучать при помощи обычного текста.

Определение новизны может вестись двумя способами: аналитическим (анализ характеристических таблиц) и экспериментальным с применением тестов-лестниц. В отборе учебного материала для программирования важное значение имеет разработка принципов классификаций учебной информации. Исходя из теории поэтапного формирования умственных действий, при программировании материала необходимо его оценить с точки зрения возможностей формирования качественно новой структуры умственной деятельности.

Наконец, к отбору содержания обучения относится так называемая проблема ориентировочной основы действия. Для программированного обучения она перерастает в проблему необходимой начальной организации познающей системы, обеспечивающей возможности дальнейшего самообучения и генерирования новой «формации».

Программирование содержания материала тесно связано с программированием усвоения этого материала. В. П. Беспалько дает следующее определение понятию «усвоение»: «Усвоение – психолого-педагогическое понятие, обозначающее сложный познавательный процесс, возникающий в ходе учебной деятельности и представляющий собой сознательное овладение учащимися опытом предшествующих поколений людей».

Усвоение обеспечивается всей совокупностью психических процессов: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, воображением, речью, волей и эмоциями.

Процесс усвоения характеризуется определенными признаками.

Во–первых, процесс усвоения возможен только при условии активной познавательной деятельности учащихся, которая осуществляется в процессе общения с другими людьми. Во–вторых, в процессе усвоения происходит сложный процесс переработки информации, которая во многом зависит от сложности учебного материала. В–третьих, он характеризуется управляемостью и, в–четвертых, – результативностью, то есть определенным уровнем владения информацией.

Программирование усвоения предполагает принудительно естественную и необходимую систему учебных процедур над каждым конечным отрезком информации учебной дисциплины, которая бы, безусловно, приводила к усвоению.

Полнота и точность усвоенного материала, а также и возможность им оперировать могут быть различны.

Выделяется четыре уровня усвоения (обучения) в зависимости от качественных особенностей определенного класса задач:

– уровень узнавания, опознания, различения, распознавания объектов изучения, действия осуществляется во внешнем плане;

– уровень воспроизведения информации об изучаемом объекте на основе памяти или понимания, вербальное мышление, реконструктивное действие;

– уровень умений, применение знаний на практике к знакомым объектам и ситуациям;

– уровень творческий; применение званий на практике с переносом их на незнакомые ситуации и объекты. Действия приобретают гибкий поисковый характер. Учащиеся овладевают методами мышления в данной области знания, что помогает им принимать решение в творческих ситуациях.

Выявление уровня усвоения возможно только с помощью суммы задач, адекватных сформированным на данном уровне знаниям и действиям.

Программирование содержания и усвоения в программированном обучении осуществляется в обучающей программе.

В зависимости от содержания и назначения программированные материалы делятся не обучающие и контролирующие программы. По отношению к техническим средствам следует различать программы для машинного и безмашинного обучения.

Современные психолого–педагогические концепции, положенные в основу обучающих программ, позволяют выделить следующие программы: линейные, разветвленные, комбинированные (линейно–разветвленные) и адаптивные.

В зависимости от преобладающих в обучающих программах имеются следующие их типы:

Репродуктивные (обеспечивающие усвоение обучаемыми знаний, сообщаемых преподавателем или посредством автоматизированных обучающих систем (АОС), организующие деятельность обучаемых по воспроизведению изученного и применению в аналогичных ситуациях).

Проблемные (обеспечивающие постановку и разрешение некоторых проблемных ситуаций и проблем в целях активизации познавательной деятельности обучаемых).

Эвристические (не содержащие готовых выводов, а обеспечивающие самостоятельный поиск обучаемых с помощью эвристических указаний).

Исследовательские (обеспечивающие самостоятельную творческую деятельность обучаемых и становящиеся для них как бы мини–лабораторией, средством исследования и незримого контроля).

Анализ обучающих программ, используемых в системе высшего физкультурного образования, показывает, что в настоящее время в них преобладают репродуктивные методы.

Контролирующие программы в зависимости от типа и характера вопросов могут быть:

– с ответами множественного выбора (с выборочными ответами) – среди 3-5 различных ответов на вопрос необходимо распознать правильный ответ;

– с ответами «Да» – «Нет», то есть вопросы, допускающие два варианта ответа: «Да» или «Нет»;

– с выборочно-конструируемым ответом – предъявляется N элементов, из которых необходимо составить ответ. Обучаемый указывает набор элементов, обеспечивающий формирование его ответа;

– с конструируемым ответом – обучаемый решает задачу, получает ответ и вводит его в техническое средство контроля знаний, или в компьютер, или в ответную карту (в случае безмашинного контроля).

Под обучающей программой понимается учебный материал, в котором описываются подлежащие усвоению звания, умения и навыки, а также способы их формирования. Другими словами, в обучающей программе дается не только учебный информационный материал, который необходимо усвоить, но и способы работы над ним, то есть то, как необходимо осуществлять работу в процессе обучения. Таким образом, обучающая программа является основой программированного обучения.

Обучающие программы могут органически включать в себя использование «обучающих машин» или иметь самостоятельное значение в виде программированного учебника и учебного пособия. Обучающая машина – устройство, предназначенное для реализации обучающих программ. В учебном процессе обучающие машины выполняют, прежде всего, следующие функции: предъявляют учебный материал, контрольные задания и вопросы, определяют дальнейшую последовательность прохождения курса в зависимости от достигнутых успехов, обеспечивают индивидуализацию работы, сообщают характер и тип ошибок.

Программированный учебник – книга, учебник, в котором напечатана обучающая программа. В программированном учебном пособии и учебнике содержится учебная и инструктивная (управлявшая) информация, предназначенная для управления познавательной деятельностью обучающегося в процессе учения. Главное отличие программированного учебника от обычного заключается в том, что он содержит не только систему знаний, но и систему действий (вопросы, задания, различные варианты ответов и решений, развернутых примеров и т. п.), составляющих основу овладения этими знаниями.

Обучающая программа, выполненная в виде программированного учебника или подготовленная для использования ее в автоматизированном классе программированного обучения, служит одним из основных источников знаний, обеспечивает контроль и самоконтроль усвоения изучаемого материала.

Работа с обучающей программой состоит в том, что, получив определенную порцию информации, студент выполняет предложенное ему задание. Затем, проконтролировав результаты своей работы и скорректировав дальнейшие действия, согласно предписаниям программы он получает новую порцию информации, задание, корректирующее воздействие. Процесс изучения учебного материала расчленяется на замкнутые циклы. Возникает пошаговая структура в построении обучающей программы.

Обучающая программа состоит из отдельных взаимосвязанных, последовательных шагов, которыми осуществляется продвижение студента вперед в процессе обучения. Шаг – это период, в течение которого студент полностью отрабатывает одну часть учебного материала, а именно:

а) читает обучающий текст;

б) выполняет действия по закреплению учебного материала;

в) устраняет непонимание, если оно обнаружено.

Таким образом, шаг – это микроэтап учебного процесса, направленный на усвоение некоторого объема знаний или действий. Шаг обучающей программы, кроме учебной информации, должен содержать указания по усвоению этой информации, систему действий, средства управления процессом усвоения и подкрепления, а также указания относительно дальнейшего порядка работы. Иначе говоря, шаг объединяет организацию материала и деятельность студентов и представляет собой единство информации и умственных операций.

Часть обучающей программы, обеспечивающая один шаг студента, называется «кадром». Кадр обучающей программы должен включать учебную информацию, подлежащую усвоению, и задание, для выполнения которого необходимо применить усвоенные знания. Таким образом, шаг – это действие студента, а кадр – средство управления этим действием.

Полный шаг обучающей программы должен включать в себя следующие кадры:

Кадр информации. Состоит из небольшой части учебного материала, содержащей новые знания. Учебный материал должен быть четким, кратким и ясным, доступным пониманию студентов.

Кадр операции (кадр действия). Предлагает соответствующие действия (задания), способствующие усвоению информации и формированию знаний и обеспечивающие активную мыслительную деятельность студентов.

Кадр обратной связи (внутренней связи). Корректирует ход выполнения каждой учебной операции или соответствующего действия, т. е. дает возможность проконтролировать успешность обучения. Обратную связь, предназначенную для информирования самого студента об успешности его работы, называют внутренней обратной связью. Она позволяет с помощью программы руководить работой студента и выправлять возможные ошибки и отступления от правильного усвоения учебного материала. Включает в себя различные виды подкреплений: правильный ответ, разъяснение, наводящий вопрос, консультацию и т. п. Если же возможность самоконтроля не обеспечивается, то нарушается один из основных принципов программированного обучения и его методики.

Кадр контроля. Позволяет установить внешнюю обратную
связь (связь с преподавателем), которая дает возможность судить о
том, как понимает и усваивает учебный материал студент. Студент,
работающий по обучающей программе, фактически представлен самому себе и поэтому возможны случаи, когда программа будет выполняться формально, а материал усваиваться поверхностно. Наличие одной внутренней связи не обеспечивает усвоение материала всеми студентами, поэтому необходима внешняя обратная связь, на основе которой можно сформировать управляющие воздействия на более высоком уровне.

Таким образом, управление процессом усвоения и закрепления теоретических знаний осуществляется как бы комбинировано.

Широко распространенным направлением программированного обучения является оперативный контроль знаний с использованием контролирующих программ. При программированном контроле используется тестовая методика. Под тестом в педагогике понимают вопрос (задание) и эталон правильного к нему ответа, который сопоставляется с ответом студента. На основе сопоставления преподаватель делает вывод о качестве выполнения теста.

При программированном контроле можно применять четыре типа ответов: а) результативный; б) конструируемый; в) выборочный, г) выборочно конструируемый. Отвечать на контрольные вопросы и задания можно как с помощью технических средств контроля знаний, так и безмашинным методом (путем заполнения специальных бланков или ответных карт).

При результативном методе ответов студент имеет возможность непосредственно отвечать на поставленный вопрос (результат решения задания, анализ техники вида спорта по кинограмме, видеосъемка плана учебно-тренировочного занятия и т. п.). Для реализации этого метода требуются весьма сложные технические устройства, а при безмашинном методе затрачивается много времени на проверку правильности выполненных заданий.

При конструируемом методе ответов студент имеет возможность самостоятельно строить свой ответ на каждый вопрос контролирующей программы. Для реализации этого метода также требуются сложные технические средства контроля знаний, а при безмашинном варианте – тратится много времени на проверку.

В этих методах преподаватель не имеет возможности оперативно получать необходимую ему информацию для управления познавательной деятельностью студентов и ее корректирования.

Наибольшее распространение при программированном контроле получил выборочный метод ответов. Студенту предлагается вопрос (задание) и несколько (как правило, 4–5) вариантов ответов на него. Из них он должен выбрать тот, который считает правильным, и ввести в контролирующее устройство или (при безмашинном варианте) внести в ответные карты. Этот метод обеспечивает простоту его реализации и удобство использования на учебных занятиях.

Осуществление контроля знаний занимает незначительное время и обеспечивает полный охват всех студентов учебной группы. Преподаватель имеет возможность оперативно получать необходимую ему информацию для управления познавательной деятельностью учащихся и ее корректирования.

Следует отметить, что программированный контроль знаний не отрицает существующие в вузах традиционные формы в методы проверки знаний учащихся. Наоборот, он дополняет их и является новым шагом в их развитии.

При составлении контролирующих программ в первую очередь определяется цель контроля, затем проводится отбор материала, по которому предполагается проводить контроль, и по нему разрабатываются контрольные вопросы. К каждому контрольному вопросу составляется несколько вариантов ответов, среди которых, как правило, только один правильный. Вопросы и выборочные варианты ответов к ним формируются в контролирующие программы, по которым проводится контроль знаний. Вопросы группируются таким образом, чтобы охватить основную информацию по пройденным темам или разделам учебного предмета. Каждая контролирующая программа предварительно должна пройти апробацию и экспериментальную проверку на учебных группах с целью:

а) выявления степени трудности и дифференцирующей способности заданий (вопросов);

б) получения удовлетворительной надежности заданий;

в) получения удовлетворительной информативности заданий;

г) выявления ошибок, неудачных вопросов и ответов и других недостатков в построении контролирующего программированного материала. После апробации и экспериментальной проверки следует
внести соответствующую коррекцию в контролирующие программы
и только после этого использовать их в учебном процессе.

Методические приемы составления вопросов. Вопросы в контролирующем программированном материале формулируются кратко и понятно, чтобы восприятие их студентами было быстрым и легким. Текст вопросов не должен содержать слов, которые к какой–то мере подсказывают, раскрывают правильный ответ. Вопросы в контролирующих программах составляются так, чтобы приучить студентов применять полученные знания в профессионально–практической деятельности. При этом разные по содержанию вопросы могут выполнять различную функцию – обучающую, контролирующую, управляющую, активизирующую и интенсифицирующую деятельность учащихся.

Организационно–обучающие игры в учебном процессе студентов. В настоящее время практика игрового обучения завоевывает все большую популярность. Игровые формы и методы подготовки управленческого персонала разных уровней оказываются эффективным средством совершенствования практики управления в различных отраслях народного хозяйства.

Развитие метода игрового обучения не только ставит перед педагогикой и психологией целый ряд принципиально новых задач, но и выдвигает новые требования к его развитию как научной дисциплины.

Важным преимуществом организационно–обучающих, теоретически обоснованных, разработанных и внедряемых в процесс обучения в ФПК, ФУС форм трансляции знаний (да и в целом в системе физкультурного образования) перед наскучившими и неэффективными традиционными является то, что мы предоставляем возможность участникам нового типа игр проследить реальное развертывание содержания профессиональной деятельности в игровой форме, «прожить» новую проблемную ситуацию с практическим освоением новых способов организации будущей деятельности.

Одним из существенных активных методов обучения и подготовки кадров считается игровой метод во всех его вариантах, который в настоящее время широко используется во многих странах, в том числе и в нашей стране. Вместе с тем в советской науке были заложены основы такого психолого– педагогического формирующего эксперимента, который соединяет в себе строгость научного исследования с ориентацией на педагогическую практику. В научно-практической работе, проводимой при подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта, используется метод игрового профессионального обучения, опираясь на возможности формирующего эксперимента. При этом в исследованиях были намечены такие способы проектирования социально-психологических взаимодействий участников игр, которые способствуют полноценному усвоению ими основ профессиональной управленческой деятельности.

Организационно–обучающие игры, основанные на обязательном использовании тесно взаимоувязанных принципов целостности, предметности, проблемности и рефлексии, а также различных систем познавательных задач, создают основы для получения особых форм и методов соединения теоретических знаний с постоянно меняющейся действительностью.

Методика проведения и структура организационно–обучающих игр.

Разная научная и практическая подготовка затрудняет в обычных условиях организацию их эффективного взаимодействия, со всей остротой ставит вопрос о налаживании коммуникации и создании оптимального социально–психологическою и морального климата в коллективе.

В этих условиях организационно–обучающая игра стимулирует интерес участников в творческом обсуждении проблем, поиск оригинальных и эффективных путей их разрешения. Игровое отношение позволяет сформировать нетрадиционный взгляд на проблему, отказаться от устоявшихся подходов к ней. Анализ осуществляется в контексте проблемного решения, систематическое развертывание которого предполагает следующие фазы:

– обсуждение темы с целью выявления и фиксации точек зрения на сложившуюся ситуацию;

– введение единой схемы, отражающей все точки зрения;

– принятие плана–карты – формы, фиксирующей выявленные при обсуждении темы парадоксы, антиномии и затруднения;

– упорядочение и оценка на разрешимость вопросов, составляющих содержание проблемы.

Задача организаторов игры – выявить и зафиксировать оптимальное сочетание различных организационных средств (форм, методов, приемов и т. д.), обеспечивающих функционирование и развитие творческого коллектива.

Следует отметить, что групповые формы мыслительного взаимодействия в процессе организационно–обучающих игр эффективны тем, что используются опыт и специфика организации тренерской деятельности каждого из участвующих в игре. В ходе противодействующих обсуждений по предмету игры каждый участник впитывает опыт и возможности другого, а значит, мы достигаем цели игрового обучения – каждый совершенствуется и развивается в объективности использования профессиональных методов и средств при составлении программ подготовки спортсменов независимо от вида индивидуальных или командных спортивных взаимодействий. В совместных коллективных обсуждениях, таким образом, мышление неизбежно мобилизуется, концентрируется и формируется как профессиональное творческое мышление.

Таким образом, организационно–обучающие игры в своем потенциале могут решать вопросы подготовки и переподготовки специалистов самых разнообразных профессий в соответствии с требованиями физической культуры и спорта.

Вопросы и задания для самопроверки:

1 Как осуществляется профессиональная самореализация выпускника вуза?

2 Перечислите основные квалификационные характеристики бакалавра.

3 Перечислите основные квалификационные характеристики магистра.

4 Какие вы знаете инновационные методы обучения?

5 Что такое программированный контроль студента?

6 Охарактеризуйте игровой метод обучения.

Наши рекомендации