Закономерности процесса обучения
Наука в любой области знания — и педагогика в том числе — имеет дело с обоснованием теоретических законов и закономерностей.
Достаточно давно педагоги и психологи пытались понять природу изменений личности ученика в процессе обучения: насколько они случайны, непредсказуемы или все-таки закономерны? Современная педагогика обосновала две важнейшие тенденции, которые принято считать закономерностями процесса обучения. Это устойчивые тенденции, которые отражают существенные связи между ведущими компонентами процесса обучения (целями, содержанием, преподаванием, учением) и возникающими в процессе обучения механизмами развития, воспитания и социализации.
1. Первая закономерность обучения:в процессе обучения происходит развитие личности ученика.
Л. С. Выготский убедительно доказывал зависимость процесса развития ребенка от характера и содержания процесса обучения. Зависимость эта не прямая и однозначная. Вполне возможны ситуации, когда обучение не продвигает развитие ребенка и даже тормозит его. Что же определяет развивающий механизм обучения? Ответом на этот вопрос явилось блестящее открытие Л. С. Выготского — его учение об уровнях развития ребенка.
Первый уровень — «зона актуального развития».Она складывается как результат завершенных циклов развития. Этот уровень характеризуется самостоятельными действиями ребенка при решении интеллектуальных задач, но в психологическом смысле — это «вчерашний день» развития, уже состоявшийся, освоенный уровень.
Второй уровень — «зона ближайшего развития».Она определяет такие функции ребенка, которые еще не созрели в достаточной мере, он ими самостоятельно не владеет, но вполне справляется в совместной деятельности со взрослым, при его некоторой помощи, или в сотрудничестве, как писал Л. С. Выготский, «с более умными товарищами». Этот уровень, по Л. С. Выготскому, — «завтрашний день развития»: те области, куда устремлено любопытство, мотивы познания и сотрудничества.
Таким образом, смысл закономерной взаимосвязи обучения и развития Л. С. Выготский определяет так: обучение ведет за собой развитие.
2. Вторая закономерность обучения:в процессе обучения происходит воспитание личности.
В процессе обучения воспитывающее начало могут нести все его компоненты: содержание, методы, организационные формы, отношения между участниками педагогического взаимодействия. Но реализуется воспитывающая закономерность обучения только при соблюдении определенных условий, к которым относятся:
- специальная организация не только познавательного и преобразующего компонентов содержания обучения, но и ценностно-ориентировочного (на уроках по всем предметам необходимо включать гуманитарное начало, учащиеся должны получать достаточную и убедительную информацию о выдающихся людях, их жизненных целях, принципах, убеждениях, своеобразии жизненного пути, что важно для становления их собственной «Я-концепции»);
- «переведение» социокультурной, мировоззренческой, нравственной, эстетической цели в конкретные дидактические задачи и организация их решения в познавательной деятельности и общении учащихся; освоение научного знания не в абстрактных формах, а обращение к реальной общественной практике, к жизненному опыту самих учащихся;
- обеспечение личностного принятия учениками учебной задачи, учет его индивидуального стиля учебной деятельности;
- организация активного общения учащихся в учебной деятельности, создание таких ситуаций, в которых каждый ученик мог бы соотносить свои личные интересы и потребности с интересами товарищей;
- создание для учащихся специальных ситуаций рефлексии, когда они могли бы, осваивая определенное учебное содержание, посмотреть на себя со стороны, соотнести себя с героями литературного произведения или «примерить» на себя их поступки в каких-то жизненных обстоятельствах, идентифицировать себя с носителями определенных взглядов и убеждений;
- формирование самооценки личности учащихся: приобретение ими опыта оценивания себя в учебной деятельности, освоение критериев учебной оценки, соотнесение оценки учителя, товарищей и своей оценки, развитие способности оценивать себя критично.
Для того чтобы все компоненты системы обучения в реальном педагогическом процессе были согласованы, учитель должен иметь достаточно четкие и строгие ориентиры в своей деятельности. Роль таких ориентиров выполняют принципы обучения (дидактические принципы).
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Первый принципего дидактики — наглядность («золотое правило дидактики» именовал он его). До Я. А. Коменского наглядность, конечно, использовалась в обучении с древних времен, но . как метод, то есть отдельные учителя по своей воле и разумению, когда хотели что-либо пояснить ученикам, могли обратить их внимание, например, на летящих птиц или на часы городской ратуши. У Коменского наглядность — принцип! И это значит, что, если любой учитель, в любой школе, на уроке по любому предмету хочет научить своих учеников, он должен сначала дать «пищу» их органам чувств, вызвать ощущение, создать наглядные образы в их сознании раньше словесных знаний.
Второй принципдидактики Я. А. Коменского — принцип сознательности и активности ученика в процессе обучения. Этот принцип требует от учителя, чтобы он обязательно добивался от учеников понимания, прежде чем материал будет подлежать заучиванию. Не бессмысленная зубрежка и механическое повторение, а активное размышление над изучаемым является основой для достижения истинного знания.
Третий дидактический принципКоменского — принцип упражнения. Он утверждал, что все, что понято учеником, должно быть закреплено в его памяти, в речи и в практических действиях. По-настоящему прочным может стать только то знание, в котором ученик многократно упражнялся.
Наконец, четвертый принципдидактики Я. А. Коменского — принцип последовательности и систематичности обучения. Он считал, что в обучении, как и в природе, должен царить порядок: обучение должно начинаться своевременно, основное содержание обучения следует четко распределить по годам обучения и предметам, определить занятия на каждый учебный день и каждый урок. Я. А. Коменский советовал избирать неторопливый темп обучения, чтобы все изучалось последовательно от начала до завершения и чтобы все после-дующее основывалось на предыдущем; учебный материал следует выстраивать от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от известного детям к неизвестному.
Условная классификация современных дидактических принципов содержит три группы.
I. Принципы, предопределяющие цели обучения как закономерно реализуемые «дидактические идеалы»
1. Принцип ценностной направленности обучения. Этот принцип предполагает, прежде всего, ценностное переосмысление содержания обучения, создание для учащихся ситуаций переживания своего отношения к главным жизненным ценностям.
2. Принцип равных возможностей.
Этот принцип является основой демократически организованного обучения. Система государственного образования обязана предоставить всем учащимся равные возможности для обучения. Государственный образовательный стандарт выступает своеобразным гарантом такой демократической меры.
3. Принцип сотрудничества.
Этот принцип требует создания в учебном процессе атмосферы взаимопонимания, доверия и совместной деятельности. Он прямо воплощает идею Л. С. Выготского: развитие ребенка в обществе, преобразование социального в индивидуальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Любое знание по природе своей социально, поэтому оно может возникнуть только как результат совместных стремлений людей к познанию, как результат взаимодействия и сотрудничества.
II. Принципы, закономерно определяющие отбор содержания обучения
1. Принцип научности обучения. Этот принцип обращает процесс обучения к необходимости предлагать в качестве содержания обучения современное состояние наук. Он указывает на необходимость знакомить учащихся с историей научного поиска и научными прогнозами.
2. Принцип связи обучения с жизнью.
Этот принцип указывает на необходимость «наполнения» обучения реальным социокультурным контекстом. В процессе обучения у ребенка формируется образ мира, вырабатывается собственный опыт решения различных жизненных задач. Кроме того, обучение должно обращаться к жизненным проблемам самих учащихся, преобразовывать и обогащать их субъективный опыт.
III. Принципы, утверждающие реализацию в процессе обучения закономерностей познавательной деятельности учащихся
1. Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении.
Этот принцип указывает на необходимость осознания учащимися изучаемого знания, усвоения его логической структуры. Когда ученик выделяет в учебном материале теоретические положения, стремится их понять, а значит, ищет факты, примеры для подтверждения, доказательства, то такая структура мыслительной деятельности обеспечивает сознательное усвоение. Но если ученик воспринимает учебный материал как единый поток, без выделения теоретических положений и разъясняющей части, то он невольно вынужден все это выучивать или выборочно запоминать самые интересные факты, примеры. О сознательном учении здесь не может быть и речи.
2. Принцип системности обучения,
Этот принцип диктует процессу обучения необходимость организованно структурировать знания, предлагать их в определенной логике, последовательности и в соотнесении с системой самой науки. Каждая наука обосновывает определенную систему связей реального мира, поэтому содержание учебного предмета должно отражать эту систему.
3. Принцип доступности обучения.
Этот принцип требует от процесса обучения учета важнейших особенностей развития учащихся. В первую очередь, в поле зрения учителя должны оказаться качественные новообразования развития ребенка данного возраста. Этот принцип диктует необходимость постоянно учитывать достигнутый уровень развития учащихся и конструировать учебный материал на уровне их «зоны ближайшего развития». Учебный материал должен быть не только доступен, но и достаточен для умственного развития ученика.
4. Принцип наглядности обучения.
В дидактической системе Я. А. Коменского, как мы помним, этот принцип являлся ведущим и именовался не иначе, как «золотое правило дидактики». Будучи сенсуалистом по своим воззрениям в области гносеологии (теории познания), Я. А. Коменский был убежден, что, чем больше органов чувств участвует в акте ощущения (вспомним, по Коменскому, это первая ступень обучения), тем полнее, ярче и точнее будут знания учеников. Он предлагал для полноты ощущений организовывать не только зрительное и слуховое восприятие объектов, но и, если возможно, давать детям их потрогать, ощупать и даже облизать и понюхать.
5. Принцип продуктивности результатов обучения.
Этот принцип в классической дидактике именовался «принципом прочности» — тем самым обращалось внимание на то, что результат обучения должен сохраняться в памяти ученика, в его умениях и навыках, достаточно основательно служить ему в последующей жизни (стоит иметь в виду, что почти до середины XX века люди учились единожды и на всю жизнь).
6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных начал обучения.
Этот принцип требует строить учение, в первую очередь, как индивидуальную познавательную деятельность ученика. Парадокс школьного (да и профессионального) обучения заключается в том, что оно организуется как совместная деятельность 30-40 учащихся, и при этом каждый из учащихся — неповторимая индивидуальность. Вот здесь — область действия индивидуального подхода в обучении: на одном и том же содержании учащимся предлагаются задания разного объема и трудности, используются индивидуальные карточки при фронтальном опросе, отдельные варианты самостоятельной работы. Но индивидуальные различия учащихся в знаниях, в жизненном опыте, в свойствах личности, в структуре мышления следует использовать и для более глубокого понимания общих психических особенностей учащихся данного класса. Невозможно вести урок, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям каждого ученика, поэтому в педагогическом отношении очень эффективен дифференцированный подход: выделение в классе групп учащихся и организация учебной работы с ориентацией на их особенности. В обыденной практике учителя делят учащихся класса на «отличников», «хорошистов», «троечников» и «неуспевающих». Такая примитивная дифференциация ориентируется только на результат учебной деятельности, даже, точнее, на его выражение в отметках, и не учитывает особенности мыслительной деятельности учеников, их мотивы, уровень владения основными учебными навыками, степень самостоятельности.
Кроме того, учение, как и любая деятельность, предполагает общение участников. Этот принцип требует учитывать эту особенность и организовывать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обучения. Групповые формы учебной деятельности «встраивают» ее в систему межличностных отношений учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников.
Коллективные формы обучения создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, переживание коллективных достижений — и все это становится эффективным регулятором учебной деятельности.
Глава 9
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ