Основные этапы подготовки родительского собрания
1. Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения.
2. Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Подготовка выставок по теме собрания.
5. Подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания.
6. Проведение заседания родительского комитета до собрания.
7. Распределение обязанностей по подготовке собрания:
8. На столах необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей.
Примерная структура родительского собрания
(В.Л. Сергеева)
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность – 1, 1,5 часа.
1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора (5 мин).
2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи (5-7 мин.).
8. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин.). Обсуждение проблемы родителями (20 мин).
5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиямотстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно, использовать в качестве примеров моменты из жизни детей. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, длявыяснения причин и совместного решения в их преодолении.
К групповым формам работы с семьей можно отнести и психолого-педагогическое просвещение родителей, которое предполагает их активное, творческое участие в осуждении вопросов, занятий, определении тематики лектория. Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами).
Примерная тематика родительских собраний
Класс
Культурные ценности семьи.
Поощрение и наказание в воспитании ребенка. Дети и деньги.
Класс
Проблемы семейного воспитания (с привлечением психолога). Как их решать?
Формирование у подростков правосознания, культуры поведения, ответственности.
Класс
Круг общения у подростков и его влияние на формирование нравственного поведения.
Воспитание самодисциплины.
Класс
Детская агрессия и как ее преодолеть. (Переходный возраст продолжается). Советы школьного психолога.
Трудный диалог. Умеете ли вы общаться со своим ребенком?
Класс
Как подготовить своего ребенка к первым экзаменам.
Воспитывать доброту.
Класс
О допустимости требований
Какие дороги в самостоятельную жизнь мы выбираем (профориентация).
Класс
Свободное время для старшеклассников.
Экзамены на аттестат. Как подготовить к ним ребенка. Как избежать стресса.
Педагогическая задача
Выявление педагогических проблемных ситуаций, составление и решение педагогических задач является одним из важных методов формирования профессионального мышления студентов. В процессе решения профессионального решения педагогических задач студенты учатся управлять педагогическими проблемами, находить выход из трудной ситуации. Поэтому дается задание – составить условие и решение педагогической задачи из ситуации, которая имела место во время практики в деятельности учителя, другого студента или своей собственной.
Педагогическая задача состоит из условия и вопроса. В условии описывается педагогическая проблема, возникшая во время практики. Условие должно включать в себя необходимые и достаточные для решения задач данные. К ним относятся:
- условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
- возраст учащихся;
- объекты и субъекты воспитания, действия участников, от которых зависит решение ситуации.
При описании ситуации не указываются фамилии учеников, а также фамилии учителей. В то же время данные должны быть достаточными, чтобы понять суть проблемы. Вопрос педагогической задачи представляет собой одно или несколько вопросительных предложений.
Алгоритм решения педагогической задачи.
Выдвижение гипотезы.
1. Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.
2. Прогнозирование их результативности.
3. Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
Выбор организационных форм:
1. Выбор методов педагогического воздействия.
2. Определение соответствующих методов методических приемов.
3. Подбор методов и форм работы, способствующих решению задачи.
4. Структура действий педагога.