Понятие о методах обучения естествознанию. Классификация методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

Понятие о методах обучения естествознанию.

Наиболее общепризнанной среди методистов-естественников и применяемой в практике естественнонаучного, в том числе и начального образования является классификация методов, предложенная Н. М. Верзилиным.

В основу классификации он кладет источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности ученика. Как и в случае определения метода, здесь учитываются обе стороны учебного процесса: деятельность и учителя, и ученика, а источники знаний находятся в тесной взаимосвязи с деятельностью того и другого. На основании этого Н. М. Верзилин выделяет три группы методов: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения реализуются через приемы, в определенных формах и с помощью определенных средств. Между этими тремя категориями существует тесная связь, которая при недостаточно глубоком понимании сущности каждой из них приводит к их смешению и разным толкованиям. Так, экскурсию, игру, практические, лабораторные, самостоятельные работы, работу с учебником одни ученые считают «формой» другие — «методом». Нередко отдельные приемы — сравнение, аналогия, классификация и др. отождествляются с методами обучения. Эти противоречия также свидетельствуют о недостаточной разработке проблемы методов обучения.

Каждая группа методов включает родственные виды методов. Видами словесных методов являются: лекция, рассказ, беседа, объяснение; видами наглядных — изучение природы с помощью

а) натуральных объектов;

б) изображений объектов, явлений;

в) демонстрации опытов; практических — наблюдение, распознавание и определение признаков, эксперимент.

Классификация методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

Поскольку ученые не пришли к единому толкованию методов обучения, то в настоящее время нет единой точки зрения и на их классификацию. Разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут различные признаки. Боровицкий, Б.В. Всесвятский и В.А. Тетюрев в основание классификации положили обучающую деятельности учителя и учебную деятельность учащихся. Они выделили две группы методов:

методы изложения предмета преподавателем (рассказ, беседа, лекция);

методы самостоятельной работы учащихся (наблюдения, опыты, трудовые или производственные операции, работа с учебником).

Эта простая классификация получила широкое распространение в практике преподавания. Однако, она не учитывала самой сущности процесса обучения, при котором деятельность учителя и учащихся взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основанием классификации, предложенной Е.Я. Голандом, является степень активности учащихся. В зависимости от нее все методы обучения разделены на -

пассивные -методы, при которых учащиеся только воспринимают готовую информацию (рассказ, беседа, демонстрация учителем наглядных пособий) ;

активные— методы, организующие самостоятельную работу детей (лабораторный метод, работа с учебником)

Этот подход был поддержан и развит М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, которые предложили классификацию по уровню включения в продуктивную творческую деятельность и складывающийся в зависимости от этого характер познавательной деятельности учащихся. Они выделили :

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод, проблемное изложение материала, частично-поисковый (эвристический);

исследовательский методы.

В естественно-научном образовании наиболее полно отвечает требованиям учебного процесса способ классификации методов по источнику знаний, предложенный Д.О. Лордкипанидзе и Е.И. Перовским. Н.М. Верзилин дополнил данную классификацию, предложив учитывать характер деятельности учителя и учащихся. Он писал: «В практике преподавания передача знаний учащимся осуществляется словом, показом и в работе. Учащиеся усваивают знания слушая ( или читая), наблюдая, работая.

Из этого вытекают методы: словесный, наглядный и практический.

Словесные, в которых источником знаний служит устное или письменное слово. Деятельность учащихся при этом выражается в слушании (или чтении), осмысливании и в последующих устных и письменных ответах.

Наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения. Деятельность учащихся выражается в восприятии наглядных, экранных пособий или опытов.

Практические, источником знаний в которых является самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя.

№35 Словесные методы обучения интегративному курсу «Окружающий мир», их достоинства и недостатки

Методы обучения — это способы организации учителем учебно-познавательной деятельностиобучаемых с целью реализации поставленных задачобразования и развития личности детей.

Поскольку ученые не пришли к единому толкованию ме­тодов обучения, то в настоящее время нет единой точки зре­ния и на их классификацию. Разные авторы в основу подраз­деления методов обучения на группы кладут различные признаки. Боровицкий, Б.В. Всесвятский и В.А. Тетюрев в основание классификации положили обучающую деятельности учителя и учебную деятельность учащихся.

Они выделили две группы методов:

1. методы изложения предмета преподавателем(рассказ, беседа, лекция) и

2. методы самостоятельной работы учащихся(наблюдения, опыты, трудовые или производственные операции, работа с учебником).

Эта простая классификация получила широкое распространение в практике преподавания. Однако, она не учитывала самой сущности процесса обучения, при котором деятельность учителя и учащихся взаимосвязаны и взаимо­обусловлены.

Основанием классификации, предложенной Е.Я. Голандом, является степень активности учащихся. В зависимости от нее все методы обучения разделены на

пассивные -методы, при которых учащие­ся только воспринимают готовую информацию(рассказ, бе­седа, демонстрация учителем наглядных пособий)

активные— методы, организующие самостоятельную работу детей (лабораторный метод, работа с учебником)

Этот подход был поддержан и развит М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, которые предложили классификацию по уровню включения в продуктивную творческую деятельность и складывающийся в зависимости от этого характер познава­тельной деятельности учащихся. Они выделили

1. объяснитель­но-иллюстративныйметод,

2. репродуктивныйметод,

3. проблемное изложение материала

4. частично-поисковый (эвристический)

5.исследовательский методы

Наши рекомендации