Особенности рассказа как словесного метода обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

Рассказ— этопоследовательное повествовательное изло­жениеучебного материала.

В дидактике термин «рассказ»относят не ко всем случаям повествовательного изложения материала, а только к тем, где идет речь о событиях, развертывающихся во времени. Это может быть повествование о биографиях ученых, о гео­графических открытиях, об эволюционных процессах. Ос­новными элементами этого рассказа являются завязка, кульминация и развязка. В повествовательном рассказе очень часто применяется так называемая образная или словесная наглядность.
По характеру изложения можно выделить и другие разновидности рассказа Описание деталей, явлений, расположенных в простран­стве. Схему построения описания определяет аналитический прием расчленения целого на части.

Во время описания обязательно применение предметных или изобразительных наглядных пособий.

Объяснение— изложение учебного материала, связанно­го с ответами на вопросы «Как?», «Почему?». Под объясне­нием понимается словесное истолкование существенных свойств изучаемых объектов, закономерностей рассматри­ваемых явлений.

Во время объяснения учитель должен:

1. четко формулировать проблему;

2. использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения;

3. устанавливать причинно-следственные связи;

4. 'применять приемы сравнения, сопоставления изучае­мых объектов и явлений;

5. логично излагать изучаемый материал.

Объяснение часто выделяется как самостоятельный сло­весный метод преподавания.

Доказательство— утверждение, подкрепленное факта­ми.

Методические требования к рассказу:

1. научность, доступность, логичность;

2. постановка познавательных задач, нацеливающих детей на восприятие нового материала;

3. использование образных примеров, демонстрация на­глядных пособий;

4. стилистически грамотное изложение, без искажения слов и их неправильного употребления, отсутствие фактических ошибок;

5.выделение главного и формулировка основных понятий;

6. установление значимых для данной возрастной катего­рии учащихся связей с жизнью.

Рассказ как метод активного обучения должен решать следующие учебные задачи:

1. Учить детей анализировать. Например, перед рассказом о растениях тундры детям раздаются гербарии и учитель просит их подумать над вопро­сом: «Как приспособились растения к жизни в тундре?».

3. Учить сравнивать. Например, можно попросить детей подумать над вопросом: «Смогла бы береза, растущая в средней полосе России, жить в тундре? ». Для ответа на этот вопрос учащимся нужно будет сравнить внешнее строение карликовой березки и березы средней полосы, климатические условия, в которых они рас­тут, и сделать соответствующие выводы.
3. Выделять главные, существенные признаки. Например, перед тем, как рассказать о северном олене, учитель вывешивает его изображение и ставит познаватель­ную задачу: «Выделите основные черты приспособленности оленя к жизни в тундре».

4. Учить составлять план рассказа и действовать по плану.
Например, учитель может спросить детей, по каким пунк­там плана строился рассказ о северном олене и выписать план на доску. Перед рассказом о другом животном дается задание: «Прослушайте рассказ и сделайте вывод, все ли пункты пла­на былираскрыты в рассказе о животном».

5. Учить задавать вопросы".Перед рассказом учитель просит каждого ребенка приду­мать вопрос к рассказу. После рассказа вопросы детей выслу­шиваются и анализируются. Нужно отметить, что в чистом виде рассказ в начальной школе применяется довольно редко. Обычно он сопровожда­ется элементами беседы.

№38 особенности работы с книгой и географической картой при обучении интегративному курсу «окружающий мир»

Работа с книгой – письменный источник знаний.

1) самостоятельно работать с учебно-справочной литературой

2) наблюдать и проделывать опыты

3) фиксировать результаты опытов

4) осуществлять самоконтроль за результатами работы

Задачи учебника:

1. Облегчать учащимся закрепление и усвоения материала

2. Самостоятельно восполнение пробелов знаний

3. Осуществлять контроль за усвоением материала

Вида работы с учебником:

1. Чтение учебного текста

2. Составление плана учебной статьи и пересказ по плану

3. Работа с терминами

4. Организация самостоятельной, групповой или парной работы с текстом

5. Использование инструкции учебника для проведения наблюдений и практических работ

6. Работа с иллюстрациями учебника

7. Работа с географическими картами

8. Ответы на вопросы после текста: репродуктивные, продуктивные применение знаний в новых ситуациях

9. Выполнение заданий помещенных в учебнике

Задачи работы с географической картой в начальной школе: научить младших школьников понимать, знать, читать географическую карту. Понимать – означает усвоить главные свойства географической карты, определяющие ее сущность (условность и абстрактность). Это понимание сущности и необходимости масштаба, условных знаков, элементов, указывающих на стороны горизонта, т. е. основных ориентиров карты (полюсов и экватора). Знать географическую карту – это знать ее содержание, определенный минимум названий географических объектов, знать по памяти как размещаются суша и вода, горы и равнины и т. д., помнить и ясно представлять по памяти местоположение объектов, их относительные размеры и форму. Читать географическую карту означает переводить условные знаки карты в словесное описание местности, т. е. видеть местность такой, какой она есть на самом деле.

К сожалению, в большинстве УМК по предмету «Окружающий мир» изучение плана местности теперь не предусматривается, а предлагается сразу же изучение географической карты, это в значительной степени затрудняет успешное ее восприятие младшими школьниками, так как нарушается последовательность и постепенность усвоения картографической наглядности. Традиционно работа младших школьников с географической картой начинается в третьем классе (УМК «Школа России», УМК З.А. Клепининой и др.), а иногда в четвертом классе – УМК «Планета знаний».

Работа по введению географической карты проводится последовательно и постепенно: условные знаки, масштаб, ориентированность, с использованием физической карты полушарий и физической карты России. Позднее учащихся знакомят с картой «Природные зоны России» и некоторыми другими («Охрана природы», «Экономика России», «Океаны Земли», «Климат Земли» и др.).

При изучении элементов географической карты учитель на первом этапе, прежде чем показать объект на карте, показывает его на картине, далее дает образный рассказ, проводит беседу или объяснение, выявляя особенности данного объекта, а затем показывает по карте. Все названия географических объектов записываются на доске, обязательно ставится ударение, а дальше читается учителем, проговаривается детьми вслух, затем дети переписывают в тетрадь. На втором этапе работа усложняется: учитель ничего не показывает, только называет объект и указывает где его найти, и дети на своих физических картах в атласах находят (Например, Средне-Русская возвышенность). Дальше используются дополнительные вопросы, какие реки берут начало на этой возвышенности, куда они впадают и т. д. На третьем этапе работы с физической картой России учитель пишет названия рек, берущих начало со Средне-Русской возвышенности, и предлагает детям найти их и сказать, куда они впадают.

Наиболее эффективными приемами работы с географической картой в начальной школе являются следующие сочетания:

• работа по географической карте и картине: углубляет понимание географического содержания картины и сообщает картографическим представлениям детей живость и конкретность, делает карту интересной и доступной детям. Например, изображение Новгородского Кремля и показ по карте, где находится город; картина «Степь» и степная зона на карте, ее положение и т. д. Могут также использоваться репродукции картин великих русских художников.

• Применение слайдов и работы по карте. Рассматривание учащимися изображений реальных географических ландшафтов сопровождается объяснением по физической карте России, что способствует лучшему пониманию детьми языка карты, углубляется понимание географического содержания слайдов пространственными представлениями. Например: Северный Ледовитый океан – слайды и карта.

• Использование географической карты совместно с рисунками и фотографиями учебника при работе по теме.

• Показ кино-, видеофильмов и работа с географической картой (физической, природных зон, охраны природы и др.), что позволяет познакомить детей с местонахождением районов, где происходят события, обитают животные, встречаются растения, живут другие люди.

• Просмотр фильма перед работой с географической картой. Карта используется в беседе, подводящей итоги просмотра фильма.

• Использование натуральной наглядности и географической карты (гербариев, чучел, коллекций и т. д.) в сочетании с картой. Карта знакомит детей с конкретными местообитаниями растений и животных, с занятиями населения, месторождениями и местами добычи полезных ископаемых.

Наши рекомендации