Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Воронина , С.А., Щуринова, И.А. Учитель: личность и деятельность Учеб.-метод. пособие /Под ред. А.А.Орлова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2010. –112 с.

2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

3. Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия) / Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с.

4. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.

5. Орлов, А. А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе / А. А. Орлов: Монография. - Гродно: ГрГУ, 2011.

6. Пономарева, Т. М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин / Т. М. Пономарева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

7. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. А. А. Орлова. – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

8. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентного подхода: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

9. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентного подхода: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3 / Под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 41до 60 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов).

Оценка «хорошо» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 61 до 80 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов).

Оценка «отлично» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 81 до 100 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов).

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектных заданий.

7.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Формы контроля успеваемости студентов в рамках дисциплины «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли»:

· устный (собеседование, коллоквиум, зачёт);

· письменный (тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, заполнение таблиц, рецензирование, аналитический отчёт);

· смешанный (самоанализ и защита проекта, презентация, представление портфолио).

Собеседование проводится по каждой теме модуля. Вопросы указаны в практической части семинарского занятия.

Коллоквиум служит формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На кол-локвиумах обсуждаются отдельные темы, вопросы изучаемого курса, указанные в разделе «Самостоятельная работа студентов», а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

Зачет представляет собой форму промежуточной аттестации студента, определяется ученым планом подготовки по направлению подготовки.

На зачетевыставляется две оценки: зачтено (41 – 100 баллов)и не зачтено (от 0 до 40 баллов). Для оценки зачтенонеобходимо знание основных понятий, сформированность необходимых умений. Студент дает полный и правильный ответ на поставленные вопросы. В самостоятельном (без наводящих вопросов преподавателя) ответе должны быть обстоятельно раскрыты со­ответствующие теоретические и методологические положения изучаемого модуля, охарактеризованы нормативные документы, указанные в списке литературы, дан анализ основных историко-педагогических текстов, рекомендованных в программе (количество и наименование литературных источников определяется на каждом факультете ведущим преподавателем), показано отчетливое понимание своей профессиональной позиции в отношенииразличных проблем образовательной практики. Материал излагается в логической последовательности, литературным языком. Ответ может содержать 1-2 неточности или несущественные ошибки.

Оценка не зачтено ставится, если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала; допускаются существенные ошибки, которые студент не может исправить с помощью наводящих вопросов преподавателя; допускается грубое нарушение логики изложения.

Вопросы к зачёту

1. Сущность и содержание педагогической деятельности.

2. Условия и средства осуществления педагогической деятельности учителем.

3. Особенности организации проектной и исследовательской деятельности в педвузе.

4. Возникновение профессии «учитель» в странах Древнего Востока.

5. Роль учителя в афинской и римской школах. Образовательные идеалы во времена античности.

6. Генезис учительской профессии в эпоху средневековья. Учителя-схоласты и учителя-гуманисты.

7. Становление гимназического и университетского образования в эпоху Возрождения

8. Просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения

9. Гуманистическая теория элементарного образования И.Г. Песталоцци - основа развивающего обучения.

10. «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервега. Воспитывающее обучение.

11. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока.

12. Институты воспитания и обучения в Древней Руси: «кормильство», «дядьки», «кумовство». Мастера грамоты.

13. «Домострой» как источник педагогических традиций.

14. Школы и училища в России XVII в.

15. Развитие образования в России в первой половине XVIII в. (эпоха Петра I)

16. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник отечественной теории педагогики. К.Д. Ушинский о подготовке учителя.

17. Идеи свободного воспитания в истории педагогической мысли. Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори

18. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Принцип свободного воспитания в Яснополянской школе.

19. Педагогические течения в России в начале ХХ в. Антрополого-гуманистическая педагогика (педология) П.П. Блонского.

20. Воспитательные системы С.Т. Шацкого и В.Н. Сорока-Росинского.

21. Идеи А.С. Макаренко об авторитете и мастерстве воспитателя

22. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.

23. Профессиональное становление педагога. Факторы профессионального становления.

24. Самообразование педагога. Источники и пути самообразования педагога. Самооценка его деятельности.

25. Основные тенденции развития мирового историко-педагогического процесса. Особенности современного этапа развития образования.

26. Требования к личности будущего педагога ХХI в. в соответствии с новыми образовательными стандартами (ФГОС) как ориентир для профессионального становления студента педвуза.

Наши рекомендации