Функционирование рынка социального обслуживания населения

Совокупность социально-экономических отношений по поводу предоставления благ в сфере социального обслуживания, порождающих спрос, предложение и цену формирует рынок социального обслуживания населения.

Рынок социального обслуживания населения неотъемлемо присутствует в общей структуре рынка, классифицируемой по признаку объекта продаваемого товара, работы, услуги, характеризующегося периодической дефицитностью. По масштабам охвата территорий – это внутренний территориальный рынок; по торговому обороту – ленивый рынок; по субъектам – рынок государственных и муниципальных учреждений; по формам контакта – рынок личного контакта; по учету ассортимента – рынок широкого ассортимента с признаками замкнутого. В настоящее время это формирующийся регулируемый рынок, состоящий преимущественно из муниципального сектора. Все перечисленные характеристики определяют сущность рынка социального обслуживания населения, заключающуюся в его функциях.

Рынок социального обслуживания населения выполняет следующие основные функции:

1. Информационная функция. Рынок социального обслуживания населения дает участникам информацию об общественно необходимом количестве, качестве и ассортименте благ, поставляемых на рынок, а также о существующей конъюнктуре. Информационные потоки направлены на производителей государственного и муниципального звена с тем, чтобы своевременно обеспечить социальное обслуживание населения территории. Для согласования действий и исключения их дублирования между производителями секторов происходит обмен информацией. Основными направлениями взаимодействия являются распределение полномочий, территориальная подчиненность и финансирование. Информация о рыночной ситуации востребована и другим участником – населением.

2. Посредническая функция. Относительно обособленные участники общественного производства вступают во взаимосвязь с потребителями и между собой. Цель таких взаимодействий – реализация интересов населения в сфере бытового, медицинского и других видов обслуживания. Рынок социального обслуживания с неразвитой конкуренцией не даёт потребителю возможности выбора оптимального поставщика.

3. Ценообразующая функция. Особенностью рынка социального обслуживания является то, что наряду с предоставлением платных услуг (с полной или частичной оплатой), населению оказывают бесплатные услуги, финансируемые из регионального или муниципального бюджета, в зависимости от подчинённости учреждения социального обслуживания. При оказании социальных услуг на условиях оплаты Центр в лице его директора обязан заключать с гражданами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон. Заключение, изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Средства, получаемые от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на реализацию его уставных направлений деятельности. Часть средств, получаемых Центром от оплаты социальных услуг, может направляться на стимулирование труда работников Центра сверх бюджетных ассигнований в размере, определяемом учредителем.

Формирование цены имеет несколько составляющих. Цена устанавливается с учётом рыночных и нерыночных факторов. К нерыночным факторам, кроме законодательной составляющей, относят: уровень жизни населения территории, демографическую ситуацию и другое.

4. Регулирующая функция позволяет рынку воздействовать на все сферы экономической системы и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения. Спрос на рынке социального обслуживания определяется в основном неценовыми факторами. Это социально-демографическая структура; изменение потребительского поведения и доходов населения; циклическое развитие экономики; социально-экономическая политика властных структур государства; природно-климатические условия; чрезвычайные происшествия (войны, катастрофы) и т.д. Изменение предложения обусловливается следующими факторами: изменение спроса или факторов на него влияющих; структуры издержек на производство благ; территориальных или финансово-экономических основ местного самоуправления.

5. Следующая функция - способствование развитию посредством социальной стабилизации. Социальная стабильность города во многом зависит от уровня и объёмов проводимых мер по обеспечению обязательств и гарантий в сфере социально-экономического обслуживания категорий граждан, относящихся к малообеспеченным слоям населения. Социальное обслуживание населения осуществляется территориальными учреждениями посредством предоставления различных благ. Экономические проблемы населения, как правило, имеют социально-экономическую направленность и порождают комплекс экономических потребностей, интересов, проблем.

Социальное обслуживание населения города призвано реализовывать не только социальные, но и социально-экономические интересы. К числу таких можно отнести обеспечение необходимого уровня жизнедеятельности, посредством улучшения жилищно-коммунальных, бытовых условий, поддержка малоимущих слоев населения, обеспечение полной и частичной занятости инвалидов и др., предоставление льгот.

Структура рынка социального обслуживания населения состоит из двух сегментов:

1. Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

2. Обслуживание семей и детей.

Безусловно, каждая форма реализации интереса граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании имеет свои особенности, но можно представить единый обобщенный механизм. Он включает в себя следующие стадии:

1. Формирование индивидуальной потребности жителя определенной категории;

2. Формирование коллективной муниципальной потребности в социальном обслуживании;

3. Определение предмета коллективной потребности и формирование мотивации выражения, производства. Спрос на услуги учреждений социального обслуживания может быть скрытым, то есть присутствовать, но не проявляться и даже не осознаваться. В такой ситуации учреждения социального обслуживания должны стимулировать проявление активности населения по поводу выражения своих интересов;

4. Выражение интереса, формирование «Заявки» на получение предмета потребности. Заявка предоставляется в устной или письменной форме в зависимости от вида услуг;

5. Формирование отношений выполнения заявки и формирование экономических потребностей учреждений социального обслуживания;

6. Присвоение-отчуждение блага (товаров, работ, услуг);

7. Потребление блага, удовлетворение потребности в социальном обслуживании.

Носителем интереса в социальном обслуживании выступают граждане пожилого возраста и инвалиды; выразителем, во-первых, сами граждане, во-вторых, органы местного самоуправления, в-третьих, учреждения социального обслуживания населения. Последние наряду с привлекаемым частным сектором – исполнители интересов.

Кроме того, органы местного самоуправления и учреждения социального обслуживания населения города Тюмени ведут активную деятельность по вовлечению в процесс реализации интересов частного сектора.

Функционирование рынка социального обслуживания населения зависит от механизма, регулирующего общественную производственную деятельность в соответствие с общественными потребностями, перебои которого отрицательно влияют на развитие экономики, ибо удовлетворение потребностей и интересов приостанавливается. Изучаемый рынок использует синтез существующих форм организации такого механизма. Именно сочетание элементов рыночного и планового хозяйствования будет оптимально в условиях современного муниципального образования городского типа.

А.А. Евсеева

Наши рекомендации