Выполнение упражнений по подготовке детей к письму
6. Итог.- С какими знаками препинания мы сегодня познакомили - Как читается предложение, в конце которого стоит точка? (Как сообщение) Как читается предложение, в конце которого стоит вопросительный знак?
(Спрашиваем) Как читается предложение, в конце которого стоит восклицательный знак) (Радуемся, восклицаем)
- Что значит «прочитать»? (Посмотреть на буквы и произнести звуки, которые они обозначают.)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 11
Развитие речи. Звук [О]. Осень в лесу.
Цель:
• обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе;
·расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Осень»;
· познакомить со звуком [о];
· упражнять в умении находить место звука [о] в словах;
·упражнять в звуко-слоговом анализе слов, делении на слоги, постановке ударения, составлении и анализе предложений;
• упражнять в образовании относительных прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, родственных слов;
· .знакомить с многозначными словами;
· упражнять в употреблении различных форм существительных, антонимов, согласовании числительных с существительными;
· учить детей при составлении рассказа точно и выразительно строить высказывания, определять последовательность событий;
·Развивать связную речь, фонематический слух, внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
·Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картинках, любовь к природе.
Ход занятия
1. Представьте, что сейчас ранняяосень, наши руки и лица еще пригревает солнышко, нам тепло. Вдруг подул ветер, облако закрыло солнышко, стало холодно, сожмитесь в комочек. Дети напрягаются. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. Дети имитируют расслабление.
Повторяется несколько раз.
2.Послушайте загадку:
«Несу я урожаи, поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я …Осень»
III. 1. Прислушайтесь к слову осень.Какой первый звук вы услышали? (Звук [о]) Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком [о].
2. Артикуляция звука. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [о]? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются). Спойте звук [о]. Звук поется, тянется. Какой это звук? (Гласный) Какие гласные звуки вы знаете. ([а], [у])
Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев: а - указательный и средний пальцы правой руки соединяются с указательным пальцем левой; у -- поднимаются указательный и средний пальцы; о - делается колечко.
IV. 1. Выделение звука [о]. - Ребята, всю красоту необыкновенно сказочного времени года можно увидеть в лесу. Я вам предлагаю отправиться туда, а поедем мы на поезде. Есть ли звук [о] в слове поезд? Где слышится звук [о] в этом слове? (В середине слова.) Паровоз, паровоз, все вагончики повез. Есть ли звук [о] в слове вагончики? Где слышится звук [о]? (Тоже в середине слова.) Едем, едем, а лес находится далеко. Где слышится звук [o]? (В конце слова.) Мы смотрим в окно и видим большое озеро. Где слышится звук [о]? (В начале и в конце слова).
2. Словарная работа. Обогащение лексического словаря.
- Вот и приехали. К какому дереву мы подошли? (К тополю) Постоим ... (тополями). Дальше пошли, к соснам подошли. Постоим у ... (сосен). Сосчитайте, сколько их. (Три сосны) А сколько тополей? (Два тополя)
_ - Вот береза, а как ласково назвать? (Березонька) Тут и ель, а ласково?
(Елочка)
- - Что это'? Весной вырастают, а осенью опадают? (Листья) Скажите о них ласково (листики, листочки). Какие они по цвету? (Желтые, красные, золотые) С деревьев слетает много ... (листьев). Что листья делают? (Падают, летят, шуршат, шелестят, желтеют, сохнут, вянут) Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы будете называть какие листья.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листья дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем.
(Н. Нищева)
Листья березы (березовые), листья рябины (рябиновые), листья тополя (тополиные), листья клена (кленовые), листья дуба (дубовые).
Дети подбирают для каждого дерева свой листок. Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на 'землю снова сели.
3.Понимание многозначности слов. Дальше идем. Чьи рога показались из-за деревьев? (Лосиные) Здесь бродит большой ... (лось), мама ... (лосиха) и маленький ... (лосенок). Слова лось, лосиха, лосенок, лосиные называются родственными. Это семья слов.
Закончи предложение.
Если река длиннее ручья, то ручей ... (короче реки).
Если тополь выше березы, то ... (береза ниже тополя).
IV. Развитие связной речи. Покажи стрелочками, что было сначала, что потом. Расскажи, как созревает яблоко.