Обучение письму и чтению детей с ЗПР

Низкий уровень анализа звукового состава слова, с ко­торым дети с ЗПР приходят в школу, сказывается на со-

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

стоянии их письма и чтения. Первоклассники с ЗПР, обу­чавшиеся год в общеобразовательной школе, на письме до­пускают ошибки, которые условно можно распределить по 5 группам: 1) ошибки, связанные с недостаточным фонети-ко-фонематическим анализом слов (пропуск букв, слогов, замены по акустическому и артикуляционному сходству, добавление и перестановки букв); 2) ошибки, связанные с недостаточным анализом графического изображения букв (замены по графическому сходству); 3) грамматические ошибки; 4) синтаксические ошибки, связанные с неумени­ем выделить слово из предложения и предложение из тек­ста; 5) неверные написания, связанные с правилами, кото­рые не изучаются в 1 классе.

Нарушены у детей с ЗПР и графические навыки письма. Отмечаются частые отклонения от линии письма, ошибки и неточности в написании букв, их размера, плохой почерк, что связано с недостаточным развитием моторики кистей и пальцев рук.

Коррекция выявленных нарушений процесса письма проводится по используемым в логопедии методикам с уче­том характера и степени выраженности нарушений пись­ма и особенностей психофизического развития детей с ЗПР.

Трудности овладения навыком чтения детьми с ЗПР связаны с особенностями их познавательной деятельности и являются следствием недостаточной готовности к усвое­нию учебных знаний в школе. Темп чтения младших школь­ников с ЗПР медленный, оно монотонное, невыразительное, с множеством ошибок (замены и перестановки букв, про­пуск букв и слогов, неправильные ударения и др.).

Для формирования навыка чтения дети с ЗПР нужда­ются в специальных условиях обучения, которые включа­ют: особый подготовительный период, предусматривающий организацию направленности внимания детей на звуковую сторону речи; длительную и систематическую работу по фор­мированию фонематического слуха и фонематических пред­ставлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Плохая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире, бедностью

Особенности речевого развития и ... логопедической коррекции ...

словаря, ограниченностью общего речевого развития, при­водят к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом.

В начале обучения дети с трудом понимают смысл про­стых образных выражений, не могут использовать контекст, не могут составить собственные предложения с трудными словами и словосочетаниями даже с предварительным их разбором и объяснением. Детям трудно передать главную мысль, содержащуюся в прочитанном тексте, охарактери­зовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

Для формирования навыка чтения большое значение имеет длительная работа по развитию фонематического восприятия и фонематических представлений,совер­шенствованию навыков звукового анализа и синтеза. Практикуются упражнения в чтении столбиков слогов, на дифференциацию букв, используется усиленная работа с разрезной азбукой, упражнения в слогоизменении и слово­изменении способом подстановки или замены букв, спосо­бом наращивания букв, слогов. Распространенным видом помощи является анализ текста по вопросам, придумыва­ние окончания к прочитанному рассказу, ситуации, не опи­санной, в рассказе и т. д. (72).

Таким образом, работа по коррекции речи у дошкольни­ков с ЗПР должна определяться не только характером рече­вого дефекта, но и учитывать свойственные детям психоло­гические особенности. Она должна быть связана с развитием их познавательных процессов, коррекцией недостатков пси­хофизического развития.

Организация логопедической работы с детьми, у кото­рых задержка психического развития осложнена речевы­ми нарушениями, осуществляется с учетом следующих факторов.

1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием по­знавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).

2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружаю­щим миром и развитию речи, ритмике, музыке. Работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна проводиться





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

в тесной взаимосвязи логопеда, учителя-дефектолога, воспи­тателя, музыкального руководителя.

3. Системный подход к формированию речи: логопедичес­кая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической).

4. Использование наглядности с целью активизации по­знавательной и речевой деятельности, стимулирования мыс­лительных операций, повышения интереса к занятиям.

5. Включение в каждое занятие игровых упражнений (с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей).

6. Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с задержкой психического развития различных анализаторов (слухового, зрительного, речедви­гательного, кинестетического); учет особенностей межана­лизаторных связей, свойственных этим детям; учет особен­ностей психомоторики детей с ЗПР.

Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____

 

Наши рекомендации