Институты воспитания и образования в отечественной истории

Традиции русской народной педагогики. Воспитание и обучение в

Киевской Руси и Русском государстве (до XVII века).

Просвещение в России (XVIII век).

Культура и быт восточных славян. Практика воспитания, формирование педагогической мысли и закрепление ее в устном народном творчестве. Православие как основа формирования целей и средств воспитания в Древней Руси. Образовательные институты Древней Руси: церкви, монастыри, школы. Домашнее обучение. «Мастера» грамоты, пения и др. Памятники педагогической мысли Древней Руси и Русского государства до XVII в.

Просветительские реформы Петра I, Екатерины II. Открытие светских государственных школ, университетов. Идея создания «новой породы людей». Закрытые учебное заведения XVIII в. Педагогические идеи М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева.

Школа и педагогика в России до 90-х годов XIX века. Формирование и развитие научной педагогики в России.

Развитие образования в XIX веке. Идеи православия, самодержавия, народности как основа русской школы XIX века. Диалог славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) и западников (А.И. Герцен, В.Г. Белинский) по поводу развития отечественного образования. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова. Предпосылки формирования русской педагогической научной школы.

К.Д. Ушинский – создатель педагогической антропологии в России. Принципы христианской духовности, народности, научности в трудах К.Д. Ушинского. Учебные книги К.Д. Ушинского. Развитие православной педагогической мысли в России. К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого как реализация идеи свободного воспитания. Проблемы народной школы в XIX в. и различные модели народных школ.

Школа и педагогика в России

конца XIX – начала ХХ вв. и Российского Зарубежья ХХ в.

Основные типы школы в России конца XIX века. Выделение и систематизация самостоятельных отраслей научного педагогического знания (история педагогики, теория обучения, теория воспитания). Педагогическое творчество П.Ф. Каптерева. Педагогическая деятельность В.П. Вахтерова, П.Ф. Лесгафта. Развитие концепции свободного воспитания (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий). Развитие принципа культуро-сообразности воспитания в трудах В.В. Розанова.

Реформа средней школы 1915 г. и формирование новых общеобразовательных школьных предметов.

Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. Развитие христианской педагогической антропологии в трудах И.А. Ильина, В.В. Зеньковского.

История педологии в России. Развитие школы и педагогики в

России после Октябрьской революции 1917 г.

Формирование педологии в начале ХХ в. Основные концепции педологии: рефлексологическая (В.М. Бехтерев), биогенетическая (П.П. Блонский), социогенетическая (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др.). Организация и деятельность Единой Трудовой школы. Педагогическое наследие Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. Развитие социальной педагогики в России. Педагогическое творчество С.Т. Шацкого. Теория и практика воспитания личности в коллективе. А.С. Макаренко.

Образование и педагогическая мысль в

России после второй мировой войны.

Взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом творчестве В.А. Сухомлинского.

Развитие и реформирование системы образования в СССР. Развитие дидактики в послевоенные годы. Теория развивающего обучения. Проблемное обучение. Движение педагогов-новаторов. Педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский)

Основные этапы развития педагогического знания и педагогической практики.

Основные категории педагогической науки.

Воспитание

– в широком смысле – передача жизненного опыта;

– в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.

Образование – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление).

Следовательно:

Образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика.

Развитие – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей

Формирование – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственной сферах.

Самообразование и самовоспитание – педагогические процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности).

2. Почему в педагогике используется несколько истолкований понятия воспитания?

Найдите правильный ответ:

1) наличие определений позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи;

2) обилие определений предает педагогике статус развитой теоретической науки;

3) бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и не может быть использовано для построения научной теории;

4) воспитание – понятие настолько широкое, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком воспитании идет речь.

3. Из приведенных ниже определений понятия «обучение» выберите правильный ответ. Докажите ошибочность других приведенных ответов:

1) «Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни»;

2) «Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умения и навыками»;

3) «Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку их к жизни»;

4) «Обучение – это двусторонний процесс деятельности, учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное, овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных процессов учащихся».

Деятельность обучения считается завершенной, а цель её — достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. Это достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика, и требует от обеих сторон процесса обучения приложения усилий и действий, способствующих успешному достижению поставленных целей. Необходимо также совпадение поставленных целей, а в случае их несовпадения, приведение целей во взаимное соответствие всеми участниками процесса обучения в процессе общения. Учитель должен прилагать усилия и организовывать учебный материал по форме и содержанию для улучшения понимания учеником знаний, которые он воспринимает в процессе обучения. Уровень понимания учеником воспринятой информации зависит от затрачиваемых учеником усилий по овладению материала, а также от уже имеющегося уровня знаний, который был воспринят и понят учеником ранее.

Задания для СРС:

1. Перепишите приведенную ниже таблицу и заполните. Вместо пропусков внесите даты, название работ, основные идеи ученых.

Имена Даты жизни Произведения Основная идея
Платон      
Сократ      
Аристотель      
Тертуллиан      
Я. А. Коменский      
Августин      
Ж.-Ж. Руссо      
И. Ф. Гербард      
А. Дистервег      
В. Г. Белинский      
А. И. Герцен      
Н. И. Чернышевский      
Н. А. Добролюбов      
С. Т. Шатский      
В. А. Сухомлинкий      

Платон.

Годы жизни: 428/427до н.э. 348/347 до н.э.

Произведения: Антология Сократа, Критон, Квтифронт, Лахет, Лисид, Хармид, Протагор, 1-я книга Государства, Горгий, Менон, Эвтидем, Кратил, Гиппий меньший, Ион, Гиппий больший, Менексен, Федон, Пир, Федр, II—X книги Государства Теэтет, Парменид, Софист, Политик, Филеб, Тимей, Критий, Законы (50-е гг.), Послезаконие.

Идея Блага:

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять, как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона – это «благо само по себе».

Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины».

Сократ.

Годы жизни: 470/469 г. до н. э– 399 г. до н. э

Произведения: Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой

Философские взгляды Сократа:

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Аристо́тель.

Годы жизни: 384/383 г. до н. э – 322 г. до н.э.

Произведения: Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.

Идея души:

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевлённых тел». Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. "Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего».

Квинт Септи́мий Фло́ренс Тертуллиа́н.

Годы жизни: 155/165 – 220/240,

Произведения:Апологетик, К язычникам, О зрелищах, Об идолопоклонстве, О женском убранстве, К жене, О крещении, О молитве, О покаянии, Об отводе возражений еретиков неистовый муж.

«Верую, ибо абсурдно»

Согласно Тертуллиану, философии следует ограничиться объяснительной функцией, отказавшись от функции исследовательской. Тертуллиан отвергал возможность аллегорического толкования Писания, считая споры о скрытом смысле библейского текста бесплодным умствованием, «расстраивающим желудок» (De pr. 15) и зачастую ведущим к ереси. Он отдавал предпочтение буквальному толкованию, даже если оно шло вразрез с основными требованиями логики. Если нечто превосходит способности нашего понимания, то это, по мысли Тертуллиана, не говорит о том, что оно само по себе абсурдно. Скорее наоборот, если некое положение Писания представляется нам абсурдным, это указывает на то, что в нём содержится тайна, которая заслуживает тем большей веры, чем менее она тривиальна. Согласно общемировоззренческому кредо Тертуллиана, следует верить тому, что с точки зрения античной мудрости противоразумно, а, возможно, только этому и следует верить (credo quia ineptum). Соответствующая этой позиции максима «Credo quia absurdum est» («Верую, ибо абсурдно») вдохновляла теологов, защищавших концепцию чистой веры, выступая против притязаний рациональной теологии.

Ян Амо́с Ко́менский.

Годы жизни: 28 марта 1592 – 15 ноября 1670

Произведения:Пансофическая школа, Открытой двери к языкам, Школа-игра, Мир чувственных вещей в картинках, Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, Единственно необходимое.

Философские воззрения:

«Мир чувственных вещей в картинках»

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Авре́лий Августи́н Иппони́йский

Годы жизни: 13 ноября 354 года – 28 августа 430 года,

Произведения:О граде Божьем, Исповедь, О Троице, О свободной воле, Пересмотры

О бытии:

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.

Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая

Жан-Жак Руссо́

Годы жизни: 28 июня 1712 – 1778.

Произведения:Новая Элоиза, Эмиль, Общественный договор.

Философия Жан-Жака Руссо:

Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.

Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

Иога́нн Фри́дрих Ге́рбарт.

Годы жизни: 4 мая 1776, - 14 августа 1841.

Произведения:Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)

Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике, учебник психологии, письма о приложении психологии к педагогике, очерк лекций по педагогике.

Психологические идеи:

Основоположник эмпирической психологии в Германии. Выступал против теории способностей Вольфа. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания. По Гербарту сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе. Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией).

Наши рекомендации