ДИСЦИПЛИНЫ. При освоении дисциплины студенты обязаны тщательно изучить соответствующие положения уголовно-процессуального права
При освоении дисциплины студенты обязаны тщательно изучить соответствующие положения уголовно-процессуального права, рассмотренные на лекционных занятиях, и отведенные на самостоятельное изучение, а также нормы Конституции РФ, УПК РФ, иных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность, определяющих характер правоотношений в ходе ее осуществления.
При этом изучать учебную и специальную литературу следует с учетом новаций, внесенных в уголовно-процессуальное законодательство, содержащихся в проектах уголовно-процессуальных законов. Такой подход к усвоению материала позволяет выработать навыки творческой деятельности, получить более широкое представление и углубленные знания о содержании изучаемых уголовно-процессуальных институтов и является одним из условий получения высокой оценки.
Настоящий учебно-методический комплекс содержит перечень литературы, рекомендуемой студентам. Следует обратить внимание на то, что в перечень рекомендуемой литературы в некоторых случаях включены источники, изданные до принятия УПК РФ, поэтому их необходимо использовать только в части, не противоречащей УПК РФ.
Общая и Особенная части учебной дисциплины составляют органичное единство, что требует определенной системности при изучении учебного материала. При изучении вопросов Особенной части невозможно обойтись без привлечения знаний, полученных по Общей части уголовного процесса. Более того, бесполезно изучать стадию предварительного расследования, не усвоив основные понятия стадии возбуждения уголовного дела. Отсюда следует необходимость строгой последовательности в изучении учебного материала.
Юридический характер дисциплины предопределяет тщательный анализ студентами нормативного материала - законов, определяющих порядок уголовного судопроизводства, прежде всего таких источников, как Конституция Российской Федерации, УПК Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации.
Действующее уголовно - процессуальное законодательство обусловливает необходимость исследования вводимых им правовых институтов с позиции теоретического анализа и практики применения. Именно этим объясняется необходимость в теоретическом переосмыслении и уточнении некоторых научных взглядов, изучении новых концепций и идей.
Студентам рекомендуется следить за публикациями в таких периодических изданиях, как «Государство и право», «Закон и право», «Законность», «Законодательство», «Правоведение», «Российская юстиция», «Журнал российского права», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Черные дыры в Российском законодательстве», чтобы иметь представление об актуальных проблемах теории и практики уголовного процесса. Следует держать в поле зрения и журнал «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». Помещаемые в нем постановления Пленума и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным уголовным делам помогут в усвоении дисциплины, кроме того, их необходимо использовать при подготовке контрольной и реферативных работ.
Большое значение в изучении дисциплины «Уголовный процесс» имеют постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Для будущих практических работников правоохранительных органов необходима также осведомленность о ведомственных нормативных актах, содержащих разъяснения закона, регламентирующего порядок производства по уголовному делу.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное изучение студентами значительной части учебного материала. В современных условиях постоянного сокращения аудиторных часов освоить эту дисциплину достаточно сложно. Решение проблемы видится, с одной стороны, в более эффективном использовании учебного времени на аудиторных занятиях, с другой - в правильно организованной индивидуальной работе. Речь идет о самостоятельной подготовке студентов вне ВУЗа.
Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов.
Порядок проведения семинарских занятий подробно излагается в учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий по учебной дисциплине.
В целях закрепления полученных студентами заочной и очно-заочной форм обучения знаний, умений и оценки степени их усвоения, они выполняют контрольную работу, которая представляет собой варианты контрольных заданий, выполнение каждого из которых позволяет студенту набрать определенное количество баллов.
В соответствии с учебным планом по дисциплине предусмотрена одна аттестация после изучения материала, входящего в первые три модуля тематического плана, и вторая, которая проводится по завершению изучения всего курса.