Контроль и оценка владения ИЯ
1)Исходный и итоговый контроль – объективная оценка того, что есть на сегодняшний день. Proficiency assessment - не зависит от оценки за определенное время (оценка конкретного реального уровня владения ИЯ.
2) промежуточная оценка – оценка в конце отрезка обучения (achievement assessment - основан на материале, который проходился за конкретный отрезок учебного времени:
- объекты оценки: те виды речевой деятельности, умения, над которыми работали в данный период (напр.: специальный курс – специальные знания, традиционный курс – все виды деятельности)
- критерии оценки: уровневые критерии соответствуют уровню владения языком, они заложены в программу. Сами критерии – коммуникативные, предметно – содержательные, качество речи, разнообразие языковых средств, их вариативность, объем текста, языковая правильность (фонетика, грамматика, лексика, орфография), гибкость владения комплексными умениями, умение перестроить тему.
- форма оценки: такие виды деятельности, которые были заложены в учебном материале (определенные виды диалога, аналогичные темы, которые были в учебных материалах)
Proficiency assessment:
1) проверенные материалы, составленные независимо от материалов учебника
2) уровневые проверочные материалы (для порогового продвинутого уровня)
3) комплексная проверка – комплекс проверочных материалов, которые должны отражать характеристику соответствующего уровня. E.g.: Cambridge Proficiency Test (First certificate – upper intermediate / advanced)
Объекты: для каждого уровня есть определенные умения и характеристики в каждом виде речевой деятельности. Аудирование: с целью понимания основного содержания; выборочное, селективное аудирование; с целью детального или критического понимания.
Чтение: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Говорение: типы диалогов, нормы социокультурного поведения4 монолог – проводится реже, только на более высоком уровне. Письмо: жанры письменного высказывания, текста, которые характерны для данного уровня (открытка, официальное письмо). Лексико-грамматические навыки: чисто языковой тест – в уровневом тесте 5 языковых частей (комплексная форма проверки.
Формы проверки:
Лексико-грамматические навыки, так называемые объективные тесты (можно посчитать баллы)
Виды тестов:
- multiple choice
- multiple choice + completion
- matching
- slash technique (на уровне предложения, абзаца)
- intrusion (выкинуть лишний элемент)
- close technique (fill in the blanks, open the brackets) – восстановление текста (по подсказке и без)
В тестах международного образца чаще используется тест-восстановление или multiple choice
Аудирование: звучание пленки, перед прослушиванием – смысловая задача в зависимости от целей аудировния .Задания связаны с рисунком или таблицей.
Чтение:1) ознакомительное (multiple choice, questions); 2) просмотровое (таблицы – баллы)
3) изучающее (техника восстановления текста (предложения, которые выпущены предложены в форме multiple choice – баллы), найти несоответствие рисунка – начальный этап; 4) резюме – ответ на вопрос, объяснение фактов (продвинутый уровень)
Письмо: на более низких уровнях – заполнить анкету \ форму, на более высоких – задания, связанные с чтением и аудированием, развернутое сочинение, продуктивная речь.
Говорение: 2 варианта – 1) интервью: их готовят специально те, кто интервьюирует. Разные аспекты: структура речи и стратегии общения – монологическая речь мало развивается, в основном как часть диалогической. 2) Диалогическое общение – задание для пары экзаменуемых, но! Нельзя посчитать баллы, вопрос задается на базе аудирования.
Оценка:
Лексическо- грамматические навыки: количество баллов просчитывается в зависимости от правильности построения текста. Аудирование, чтение – баллы, в зависимости от предложенных заданий (100% - или гениальный ученик, или плохой тест; 85-90% - отлично; 70-75% - хорошо; 60-65% - удовлетворительно; меньше 60% - неуд.
Говорение: критериальные – экспертные оценки: сопоставляются экспертные оценки качественных критериев в: раскрытии содержания, глубине содержания, качестве речи, языковых критериев. Их оценивают эксперты – 3 экзаменатора.
Проблема суммарной оценки: при комплексных экзаменах – раздельная. Проблема вывести суммарную оценку.