Модуль 4. Социальное обслуживание различных групп населения

4.1. Социальное обслуживание семьи и детей

4.1.1. Детская социальная служба

Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, яв­ляются следующие: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степе­ни экономической самостоятельности; профилактика насилия над детьми и их эксплуатации; соз­дание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка неинституцио­нальных форм, в частности, «общинных».

Организационная структура детской социальной службы выглядит так: на уровне опреде­ленной территориально-административной единицы существует специальное учреждение соци­альной помощи детям, имеющее дочерние организации типа центров социальной помощи, распо­ложенных в районах, где проживает большинство клиентов этих центров. Это учреждение сотруд­ничает с «общинными» центрами помощи, находящимися на данной территории и представляю­щими собой добровольческие организации жителей этого района. Необходимо подчеркнуть, что деятельность детской социальной службы в зарубежных странах ориентирована не столько на ре­бенка, сколько на семью в целом.

Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает им следующие виды поддержки.

1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по
трудоустройству.

2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время.

3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей.

4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье.

5. Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, на­
блюдение за адаптацией ребенка.

6. Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении
домашнего хозяйства и др.

Деятельность специального учреждения социальной помощи детям определяется, в основ­ном, общегосударственной программой социального обслуживания, а также региональными пла-нами. Вспомним, что в США существует программа помощи семьям с детьми на иждивении. Кро­ме денежных выплат семьям оказываются перечисленные выше услуги, причем, бесплатно. Се­мьи, не входящие в число пользователей указанной программы, также могут обращаться за выше­перечисленными услугами, но уже за некоторую плату. Определенные услуги, например, защита детей от домашнего насилия оказывается бесплатно всем категориям населения. Кроме того, в экстремальных ситуациях социальная служба берет на себя заботу о детях, независимо от уровня доходов семьи.

Структурно детская социальная служба включает:

• отдел информации, который осуществляет сбор и обработку информации о работе служ­
бы и потребностях клиентов;

• отдел апелляций, куда можно подать жалобу. Например, в Великобритании в детской
социальной службе имеется книга жалоб и она доступна клиентам. Жалоба обязательно
рассматривается, сначала сотрудником, ответственным за эту работу, затем, если клиент
остается неудовлетворенным, независимым специалистом.

• консультативный совет, в который входят представители различных социальных служб,
члены профсоюзов, общественных организаций, частные лица, клиенты. Этот совет об­
суждает вопросы планирования по оказанию помощи детям и семье, распределяет де­
нежные средства, оценивает эффективность деятельности служб, осуществляет связи го­
сударственной социальной службы с другими формами организации помощи детям.

4.1.2. Семья в системе социальных служб: проблемы взаимоотношений

Любой социальный работник знает, что семья, при всей ее автономности, не висит в без­воздушном пространстве, она тысячами нитей связана с внешним миром, с различными организа­циями и системами. К таким организациям относятся социальные агентства, образовательные уч­реждения, больницы, система надзора и ухода по месту жительства, геронтологическая помощь т. п.

Часто семья и социальные агентства объединяются крайне неудачно, образуя, заведомо обреченные, на неуспех системы. Это ведет, с одной стороны, к вспышкам гнева и проявлениям цинизма у социальных работников, а с другой — к разочарованности и озлоблению клиента и его семьи. И эти плохие взаимоотношения затем воспроизводятся на многих уровнях, так что прогресс становится почти невозможным. Семьи жалуются на деспотизм социального помощника и прину­дительный характер помощи или же плохое качество работы. А профессионалы сетуют на непо­нимание их добрых намерений со стороны семей.

Эван Имбер Блек, американская исследовательница этих проблем, пишет, что есть специ­фические модели, скрытые до поры до времени внутри семей. Они начинают действовать только при вовлечении семьи в сферу действия социальных служб. Аналогичные модели скрыты в недрах самих социальных служб, и они тоже приходят в действие, сталкиваясь с моделью семьи. В таких случаях ситуация заходит в тупик. Рассмотрим наиболее типичные случаи таких тупиковых си­туаций, описываемых автором.

Многие семьи на протяжении целых поколений бывают связаны с социальными работни­ками, которые определяют их развитие и руководят их жизнью. Появляются все новые и новые помощники, они приходят в некую давно сложившуюся среду, и с этим связаны их удачи или про­валы. Новый помощник заменяет прежнего, но серийная модель поведения семьи остается преж­ней. Скажем, семья, которая в прежних поколениях воспринимала помощь как принудительную, как насилие, привыкла к вечным конфликтам с социальным работников, нового профессионала, наверняка, встретит с озлоблением и недоверием.

Может сложиться и обратная ситуация: бабушка с дедушкой прибегали к помощи соци­ального работника при всяком удобном случае. Их дети и внуки делают сейчас то же самое, даже, если оказываемая помощь не всегда была в прошлом действенной и сейчас не сулит особенных надежд.

В каждой семье существуют определенные правила, в соответствии с которыми семья встречает социального работника. Если это правило гласит: «не выноси сор из избы», то контакт будет весьма затруднительным. Никто этого не скажет специалисту напрямую, но он очень скоро

почувствует возрастающее отчуждение. Это может привести к тому, что помощник, работающий с семьей, охарактеризует ее как замкнутую, неподдающуюся влиянию. С этим ярлыком семья будет жить дальше, и каждый новый пришелец из социальной службы будет изначально ориентирован на негатив. А семья будет искренне считать всех социальных работников назойливыми, мешаю­щими жить людьми.

В иных семьях возникает ситуация еще более запутанная, потому что мать происходит из вышеописанного типа семьи, а отец из семьи, где охотно делились невзгодами с посторонними и искали у них помощи. В этом случае может развернуться настоящая драма с запутанными интри­гами помощников с контактным отцом против замкнутой в себе матери. В этнически неоднород­ных семьях такая драма может, даже перерасти в трагедию. К личному опыту каждого родителя примешивается нравственный императив иной этнической культуры. Если вдобавок сам социаль­ный работник является носителем традиционных западных ценностей, то налицо очередной тупик, выйти из которого очень трудно.

В некоторых семьях существуют неписанные правила относительно разделения по поло­вому признаку: кто может получать помощь и кто обязан обеспечить эту помощь. В западной культуре, как известно, традиционно помощь должна просить женщина. У мужчин это считается проявлением слабости. Но посторонняя помощь будет принята, наоборот, только от женщины или же только от мужчины.

Здесь важен еще один фактор: кто уважаемый родственник в той или иной семье. Мужчи­на это или женщина, находится поблизости или отрезан от семьи какими-либо обстоятельствами (развод, конфликт, переезд, эмиграция, смерть). Многие семьи обращаются в социальную службу, чтобы заполнить образовавшийся вакуум, оставшийся после близкого и авторитетного по крови человека. Важно и то, одобряют ли такие родственники обращение за посторонней помощью. Ес­ли нет, то семья будет метаться от одного социального работника к другому в поисках «любимой тети».

Разрушительные последствия вызывает развод. Тут важно знать точку зрения отсутствую­щего супруга на профессиональную помощь. Если мать пытается получить такую помощь, а дети уверены, что отец был бы против, то отношения социального работника и членов такой семьи не сложатся.

Окружение одиноких родителей нередко дает им понять, что их семья ущербна и нуждает­ся в многочисленных помощниках извне. Как правило, социальные работники пытаются воспол­нить отсутствующего родителя, но, не являясь членами семьи, они в своих действиях обречены на неудачу. Это еще один классический тупик в социальной работе с семьей.

Некоторые семьи вовлекают в свои проблемы множество профессионалов в попытке от­влечься от семейных распрей. Но самим помощникам об этом не говорят, более того, приглашая нескольких сразу, не сообщают им друг о друге, и те действуют автономно, каждый по своему ус­мотрению, запутывая ситуацию окончательно.

Вот несколько моделей семьи, требующих осмотрительного и вдумчивого подхода к рабо­те с ними, в частности, осторожности в навешивании ярлыков и секретности в работе социальных служб. В зарубежной литературе есть мнение, что активное вмешательство рекомендуется только в тех случаях, когда социальный работник помогает снять печать отверженности с семьи или ее отдельных представителей.

К сожалению, у большинства социальных служб, тем более у столь молодых, какими яв­ляются эти службы в России, нет перспективного видения, поскольку они считают само наличие проблем признаком патологии. Ограниченность перспективного видения негативно отражается в работе социальных служб, способствует появлению чувства безнадежности и подавленности у со­циальных работников. Для них характерны широкие обобщения, огульные суждения о целых ка­тегориях населения, упущенные возможности и «зацикленность» на недостатках. К примеру, не­полные семьи рассматриваются только с точки зрения недостаточности, а не с позиций внутрен­них сил и возможностей таких семей. Вероятно, хватило бы мобилизации внутренних ресурсов и финансовой поддержки, но вместо этого отражается целая армия «нянек» и наставников, пока у семьи не возникнет зависимость от посторонней помощи.

4.1.3. Услуги по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми

В настоящее время в странах Запада и США приобретает большое значение уход за детьми в дневное время. Услуги по уходу за детьми в дневное время могут осуществляться как на дому, так и в различных центрах, находящихся под государственным или частным контролем или в семьях, которые берут на себя заботу о нескольких детях. Последние получили в США название семейные детские центры.

Такие детские учреждения семейного типа получают в настоящее время все большее рас­пространение в странах Западной Европы и США. Чаще всего в роли организаторов таких учреж­дений выступают соседи. Детское учреждение семейного типа организуется неработающими женщинами, имеющими на попечении собственных детей (как правило, это многодетные семьи) и берущимися присматривать за детьми соседей в дневное время. Чаще всего группа состоит из 3-4 детей, что меньше численности, официально установленной для государственных детских учреж­дений. В обществе существует озабоченность, что ситуацию никто не контролирует, что люди, берущиеся за уход чужих детей, не связаны с официальными службами, не прошли соответст­вующей подготовки. Тем не менее, эта форма оказалась очень жизнестойкой, и в настоящее время к такой соседской взаимопомощи прибегает несколько миллионов американских семей. Распро­странена такая, близкая к условиям семьи, форма ухода за детьми, и в западных странах. В Герма­нии эту форму называют «дневная мама». В соответствии с новым Законом о помощи детям и мо­лодежи, вышедшем в Германии в 1990 году, дневная мама получает компенсацию за свои расходы и имеет право на консультативную помощь по всем вопросам ухода за детьми.

Увеличение спроса на услуги по уходу за детьми происходит в значительной степени ре­зультате роста уровня занятости матерей и изменение состава семей. Число разводов влечет за со­бой увеличение количества работающих женщин. Однако, как отмечают американцы, самый рез­кий рост занятости наблюдается среди матерей с маленькими детьми. В разных странах в настоя­щее время - это актуальная проблема.

В Германии расширение сети детских дошкольных учреждений входит в компетенцию фе­деральных земель и органов местного самоуправления. В Финляндии также муниципалитеты от­вечают за обеспеченность детей дневным уходом. Из-за того, что мест в садах не хватает, местные власти в Финляндии предлагают семьям, имеющим детей до 3 лет, выбрать или муниципальный дневной уход или пособие в обеспечении семейного воспитания. Обеспечиваются садом дети в первую очередь, имеющие вескую причину. Кстати, в Финляндии в малонаселенных районах му­ниципалитеты содержат передвижные садики, которые работают по гибкому графику.

Во многих странах вопросы качества ухода за детьми в детских дневных учреждения, в ча­стности, в садах, были предметом детального обсуждения и исследования. Например, в Америке было проведено исследование, как различные параметры ухода влияют на развитие детей (числен­ность групп, квалификация персонала и пр.).

В США отмечается рост детских учреждений, созданных коммерческими компаниями. Самая крупная из таких сетей - «Киндер кэр» - имеет более 950 центров в США и Канаде. Вторая по значению «Пти академи» имеет 400 центров в 24 штатах.

Приобретают значение услуги по уходу за больным ребенком для работающих родителей. Эти услуги могут оказываться на дому, например, посылается сиделка на дом («Мама в аренду» в Портленде). Ряд детских центров открывает лазареты («Чихаю и кашляю» в Метэйре, штат Луи­зиана, «Куринный суп» в деловой части города Миннеаполиса, «Сопим и хрипим» в Беркли и ряд других).

Широко распространены в Германии лечебно-профилактические дневные учреждения для детей. Это организации, в которых дети пребывают ежедневно с 8 до 17 часов. Они отличаются от детских садов и приютов своими целевыми группами и специальным лечебно-профилактическим и терапевтическим обслуживанием. Сюда принимаются дети дошкольного и школьного возраста, которые своим поведением и своей психической конституцией обращают на себя внимание и ну­ждаются в интенсивной лечебно-педагогической и терапевтической помощи. Преимущество дан­ных учреждений в отличие от других, например интернатных, в том, что они могут работать с ро­дителями, посредством совета, терапии и, если необходимо, вмешательства в ситуации семейного кризиса. В этом учреждении формируется небольшая группа детей, преимущественно от 6 до 8 человек с двумя педагогами и дополнительно к ним общей квалификационной службой дипломи-рованных психологов, терапевтов, социальных педагогов, логопедов, которые работают с детьми и родителями и сотрудничают со школой.

Широко развиты в зарубежных странах Центры семейного воспитания и семейной кон­сультации. Работа в этих центрах имеет преимущественно психолого-педагогический характер и ее основная цель — помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимоотношений привели к нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей и самих родителей. Основная форма работы - беседа, причем, она осуществляется только на добровольной основе. Практикуются и относительно новые формы социально-педагогической помощи семье: непосредственное участие социального работника в жизни семьи, когда по добровольному соглашению с клиентом социаль­ные работники наблюдают жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения специалисты обсуждают вместе с членами семьи и вместе ищут выход из создавшейся ситуации. Эта работа довольно сложна, она требует длительного сотрудничества с семьей и возможна лишь при согла­сии всех членов семьи. Она используется в тех случаях, когда другие формы консультации и соци­ального обслуживания оказались не очень результативными.

В настоящее время консультативная помощь семье и детям становится все более диффе­ренцированной за счет возросшей специализации социальных работников. Например, в Германии помимо центров семейной консультации, работают специальные консультационные центры для молодежи, для матерей и отцов — одиночек, для детей, употребляющих алкоголь и наркотики, а также детей, совершающих правонарушения, суицид и пр.

Во многих странах организованы специальные услуги по информированию родителей по вопросам, связанным с уходом за детьми. Например, в США существуют специальные информа­ционные службы, которые финансируются местными властями, местными органами, организаци­ей «Общий путь Америки» и корпорациями. Самая обширная программа по информированию ро­дителей об услугах по уходу за детьми действует в настоящее время в Калифорнии.

Наши рекомендации