Тема №60. Выразительность речи. Источники выразительной речи. Экспрессивный синтаксис.

2. Цель:Ознакомление обучающихся с понятием о выразительности речи, источниками выразительности речи. Понятие об экспрессивном синтаксисе.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

-формирование навыков и умений анализировать тексты, составлять вторичные тексты с такими особенностями речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Студент должен уметь:

-развитие интереса к устной и письменной научной речи, к творческой деятельности студентов.

4. Основные вопросы темы:

1. Выразительность речи.

2. Источники выразительной речи.

3. Экспрессивный синтаксис.

Выразительность речи — одно из коммуникативных качеств речи (см.), акцентированное на прагматическом и эстетическом качестве речевых произведений, а именно: обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия путём особой организации речи и текста. Выразительность речи усиливает воздействие на адресата, привлекает и удерживает интерес и внимание, удовлетворяет его эстетическое чувство в языковой сфере.

Выразительность речи создаётся самыми разными средствами и способами, в числе которых отбор фактов, ритм, экспрессивный фонд языка и речи, в том числе стилистически окрашенные языковые средства и специальные средства выразительности: тропы и фигуры речи; народная и книжная афористика, использование редкостных языковых средств и нестандартной сочетаемости, лаконизм, выдвижение и др. Целям выразительности способно служить всё, чем располагают язык и речь, поскольку любая единица текста может стать выразительной под влиянием её окружения и положения, а также способы текстовой или дискурсивной организации языкового материала.

Выбор тех или иных средств выразительности речи из языковой сокровищницы зависит от сферы употребления и цели создания текста. В типовых классах текстов сложились свои традиции, например, выразительность научного текста может обеспечиваться выдвижением, использованием метафор и сравнений, богатством синтаксического оформления, лаконичностью основных положений и выводов, а вот эмоционально-оценочные характеристики и эпитеты, за редкими исключениями, языку науки не свойственны, разговорные средства используются крайне избирательно. Кроме того, отбор средств выразительности зависит от индивидуальности автора. В пределах, установленных законами функциональных стилей, автор свободен выбирать такие средства и приёмы выразительности, которые соответствуют его конкретному замыслу, а также характеру, образованию и воспитанию.

Выразительность речи делится на две разновидности: логическая выразительность более всего характерна для «строгих» функциональных стилей: официально-делового и научного, эмоциональная выразительность, обращённая к чувствам адресата, ярко проявляется в художественной, разговорной, публицистической речи. В пределах второй разновидности можно также выделить изобразительность (см.) — создание наглядно-чувственных образов средствами языка и речи. Как логическая, так и эмоциональная выразительность может быть реализована разными способами. Открытый способ связан с использованием интонационных и лексических выразительных средств, с внешними приёмами (например, в газетах наиболее сильный по воздействию материал даётся на первой полосе, коротко, крупным шрифтом, с иллюстрацией); скрытый способ — грамматическими средствами, лаконизмом, особым размещением акцентируемого материала в тексте.

5. Методы обучения и преподавания:работа в мвлых группах, творческая работа, работа с текстом

1. Работа в малых группах. Подготовьте сообщение на тему: «Медицина XXI века».

2. Творческая работа. Определение крылатых выражений, способствующих развитию ораторского мастерства. Коммуникативный тренинг.

3. Работа с текстом.Прочитайте текст. Составьте вопросы к тексту. Найдити в тексте и определите средства языковой выразительсти.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ПРИРОДЫ.

В средние века держатели балаганов не только с удовольствием брали на работу карликов и горбунов, но и сами выращивали уродцев. С помощью нехитрых приспособлений можно было сделать, например, так, чтобы здоровый ребенок начал расти не в высоту, а исключительно в ширину. Через пару лет получался человек-бочка, чей облик должен был смешить непритязательную публику …

Лишь спустя века появилась возможность и желание не искажать, а улучшать природу человека. В середине 50-х годов XX века хирург районной больницы на Среднем Урале пытался ответить на сложные вопросы: можно ли изменить длину рук и ног, исправлять их форму? Он создал универсальную конструкцию – аппарат, который заставлял кость расти так, как это нужно человеку.

Спустя годы гениальный хирург Гавриил Илизаров стал директором курганского Центра восстановительной ортопедии, а уральский город Курган – настоящей ортопедической Меккой. Сюда приезжали, чтобы вырасти, научиться ходить, исправить искривленные травмой или болезнью конечности. Сегодня аппараты Илизарова есть в каждом травматологическом отделении.

Всего 30-40 лет назад главными инструментами ортопеда были гипс, спица Киршнера и гвозди Богданова. Считалось, что переломы срастаются очень медленно, потому что, в отличие от других тканей организма, кость инертна, обладает пониженной способностью к восстановлению. Человека, сломавшего ногу, заковывали в гипс и укладывали в постель на много месяцев. Одно неловкое движение – и обломки расходились…

Доктор Илизаров в такую «ошибку природы» не верил. Он доказал, что кость – одна из наиболее активных тканей, которая отлично регенерирует, если ей создать благоприятные условия. Аппарат Илизарова, заставляющий кость «работать», кажется очень простым: металлические спицы крепятся в кость, обеспечивая ее неподвижность, верхнее кольцо устанавливается над переломом, нижнее под ним, они соединяются стержнями. Жестко прижатые друг другу, обломки, взаимопроникая, начинают жить и расти.

Девушка попала под машину и с травмой черепа месяц пролежала в коме. Ее мозг забыл, кто она и откуда, руки и ноги не слушались… Практически безнадежной пациентке поставили аппарат на кости черепа – туда, где была травма. И произошло то, что иначе как чудом назвать трудно: костный дефект постепенно закрывается, возобновляется кровоснабжение участков мозга и возвращаются, казалось навсегда утраченные функции. Свою историю девушка смогла рассказать сама (хотя еще пару недель назад вообще не говорила). А врач показал образцы ее письма, взятые с интервалом в три недели: на одном листке – каракули, какими «пишут» двухлетние дети; на другом – грамотное письмо взрослого человека, правда, с очень плохим почерком.

Подобные операции пока не проводят больше нигде в мире. И возможно, это начало нового метода, который, кроме лечения черепно-мозговых травм, может быть использован при поражении сосудов головного мозга – например, вследствие инсульта. У таких больных после наложения аппарата будут восстанавливаться утраченные функции движения и речи.

Аппарат Илизарова – это не застывшая схема, а универсальная динамическая конструкция, которую сегодня научились использовать не только для сращивания или удлинения костей, но и в случае, когда необходима, например, коррекция осевой деформации позвоночника (проще говоря, сколиоза).

Пока такие операции с применением новой модели аппарата проводят только здесь. У юной пациентки аппарат Илизарова, внешне напоминающий лесенку, поставлен прямо на изогнутый дугой позвоночник: под его воздействием «столб жизни» распрямляется, сдвигаясь на несколько миллиметров в день. Во время проведения подобной операции хирург должен стать ювелиром: спицы проходят прямо сквозь позвонки, а ведь рядом – спинной мозг, крупные и мелкие кровеносные сосуды и нервы.

Илизаровский метод чрезкостного остеосинтеза был не без борьбы (доктора обвиняли в «слесарном подходе к медицине») признан во всем мире. Пациентами Илизарова были Дмитрий Шостакович, Валерий Брумель, писатель Карло Маури и тысячи обычных людей.

4. Работа с текстом.Прочитайте текст.

Наши рекомендации