Педагогическое общение, стили педагогического руководства и отношений учителя с учащимися
1) Педагогическое общение и его функции и структура.
Все начинается с педагога, с его умения организовывать со школьниками педагогически целесообразные отношения, как основу творческого общения. Общение важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Его функции: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.
Информационная функция – пед. общение, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска.
Организационная функция – образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует у нее тот или иной шаблон социального поведения
Социально-ролевая функция- смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого.
Функция самоутверждения – задача педагога способствовать осознанию учеником своего «я». А формирование способности стать на точку зрения другого нормализует отношения в коллективе.
Структура педагогического общения:
1. Моделирование предстоящего общения с классом.
2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия.
3. Управление общением в ходе пед. процесса.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Первый этап требует знания особенностей аудитории; характеристика познавательной деятельности, вероятных затруднений и др. Второй этап называют коммуникативной атакой, здесь нужна техника быстрого включения класса в работу, нужны приемы самопрезентации и динамичного воздействия. Далее, на третьем этапе, необходимо умение поддерживать инициативу, организовывать диалог, корректировать свой замысел согласно ситуации. И в завершении, требуется направить анализ на соотнесение целей, средств и результатов общения.
* Рекомендации: оперативность начала контакта, формирование чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие, показ ярких целей деятельности, передача учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организация цельного контакта с классом.
Барьеры общения и приемы их снятия: боязнь класса – психологическая установка; негативная установка – оптимистический прогноз; физическая закрытость – демонстрация открытой позиции; социальный барьер – не подчеркивание своей позиции «сверху»; гностический барьер – адаптация речи под аудиторию.
В общении 2 стороны: отношение и взаимодействие, это подводная и надводная часть айсберга. Видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а невидимая – внутренние мотивы, интересы, чувства, все, что толкает человека к общению.
3 основных стиля отношения учителя к классному коллективу: устойчиво-положительное, пассивно-положительное, неустойчивое, ситуативно-отрицательное, устойчиво-отрицательное. Эмоционально-положительное отношение: деловая реакция на недостатки, спокойный ровный тон в обращении, школьники раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательно-неустойчивое отношение, попадающее под настроение учителя вызывает замкнутость, неуверенность, лицемерие и подхалимство среди учеников.
Стили руководства классным коллективом - совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер применения этих методов).
1. Авторитарный стиль – учитель единолично определяет направление деятельности группы. Формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Начальственный тон, нетерпимость возражений, без руководителя работа стоит.
2. Демократический (возвращающийся бумеранг) – опора руководителя на мнение коллектива, подключение к обсуждению хода работы по достижению цели. Развивается самоуправление, индивидуальная инициатива и склонности. Способы общения: просьба, совет, информация.
3. Либеральный стиль (плывущий плот) – анархо-попустительский, учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности, формально управляет, подчиняясь другим влияниям, нет авторитета учителя.
Хотя показатели работы первого стиля могут быть лучше, чем у второго, но там желание работать не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус и чувство ответственности.
Стили отношений и характер взаимодействий в процессе руководства коллективом воспитанников создают в совокупности стили педагогического общения. Кан-Калик выделяет следующие стили:
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
устойчиво-положит. отношение + демократический стиль рук-ва коммунарская методика
2. На основе дружеского расположения. Педагогика сотрудничества (Амонашвили)
устойчиво-положит. отношение + демократический стиль рук-ва, не панибратство.
3. Общение – дистанция.
Положительное отношение + авторитарный стиль «Вы не знаете, а я знаю!»
4. Общение – устрашение. Крайняя форма предыдущего стиля пед. общения.
Отрицательное отношение + авторитарный стиль (организация УВП).
5. Общение – заигрывание.
возможно положит. отношение + либеральный стиль рук-ва. Стремление завоевать дешевый авторитет.
Все варианты можно свести к двум: монологическому и диалогическому стилю.
Монологическое общение строится на исполнительской роли одной из сторон (3,4,5).
В диалогическом общении суть взаимодействие. Признаки диалога: духовная общность, взаимное доверие, доброжелательность, равенство позиций воспитатель – воспитанник, несводимость результатов общения к оцениванию.
Педагогический такт – от слова tact (прикосновение). Тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к человеку. Пед. такт обозначает не только свойства личности учителя (уважение, вежливость, любовь к детям), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. воспитывающее действенное средство влияния на детей.
Педагогический такт – мера пед. целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения, без крайних мер, дозировка влияний (не сверхтребовательный и не снисходительный), связь уважения и требовательности. Уравновешенность поведения учителя, умение показать уважение, все это обнаруживает сопротивляющихся пед. воздействиям. Пед. такт предполагает и гибкость поведения учителя, тактику – умение пользоваться ролевыми позициями (пристройки сверху – родитель, снизу – дитя, рядом – взрослый, позиция неучастия), менять тональности в зависимости от специфики занятий.
Пристройка сверху – учитель демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Предполагает диалогичное взаимодействие лишь когда ребенок в позиции «дитяти», это или тормозит развитие личности, или приводит к конфликтному общению.
Пристройка снизу – обнаруживается зависимая, подчиняемая, неуверенная в себе личность, рассчитана на то, чтобы ребенок проявил самостоятельность.
Пристройка рядом – выражается корректность, умение считаться с ситуацией, поднимать интересы других и распределять ответственность между собой и детьми.
Роль учителя проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. В выборе позиции важно учитывать установки другого.
Обеспечение правильного стиля общения учителя, соблюдение им пед. такта в любой деятельности требует развитых коммуникативных умений.
Характеристика коммуникативных умений по Леонтьеву.
- социальная перцепция «чтение по лицу»,
- умение понимать и адекватно моделировать личность ученика,
- умение подавать себя, в общении с учащимися,
- умение оптимально строить свою речь в психологическом плане,
- умение вступать в контакт.
Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоц. Состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоц. Эффекта (например: страх потерять уважение). Этому способствует пед. такт. Сложность раскрытия сущности пед. такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт». Это нравственная категория помогающая регулировать отношения людей.
Пед. такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего это знание психологии возраста и индивидуальных основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. Необходимы так же знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения:
- любить детей показывать свою любовь;
- наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей;
- ориентироваться в обстановке;
- избирать целесообразный способ воздействия;
- беседовать с детьми не отводя им пассивную роль.
Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание — или внимательное молчание — применяется в ситуации, когда цель общения со стороны говорящего — «излияние души», эмоциональная разрядка.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, изложение промежуточных выводов.
Функции, содержание и средства профессионально-педагогического общения. + Этическая защита. + Трансактный анализ педагогического общения. + Педагогическое манипулирование.
Краткий психологический словарь трактует общение как целостный многоплановый процесс установления и развития контакта между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработки конкретной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека.
Психологи условно выделяют в общении три аспекта коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Коммуникативный аспект общения, прежде всего, связан обменом информацией. Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие и воздействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Интересный подход к описанию видов общения предлагает М, С. Каган. Понимая общение как взаимодействие субъектов, он выделяет четыре основных вида: общение с реальным партнером; общение с иллюзорным партнером; общение с воображаемым партнером; общение воображаемых партнеров. Общение с реальным партнером, т.е. с подлинным субъектом, имеет несколько разновидностей. Это может быть межличностное общение отдельных субъектов. Если же в роли субъектов выступают реальные группы людей. Представительское общение представляет собой взаимодействие индивидов, выступающих не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов то их взаимодействие называется групповым общением. Профессионально-педагогическое общение можно считать представительским общением. Ведь каждый учитель предстает перед своими учениками и их родителями не только как интересная творческая личность, как специалист в конкретной области педагогических знаний, но также и как представитель огромного педагогического корпуса страны, и как представитель педагогического коллектива своей школы. Еще одной разновидностью общения реальных субъектов является диалог культур. Одна культура может относиться к другой как к некому объекту или как к подобному себе равноценному субъекту. Общение реального субъекта с иллюзорным партнером осуществляется тогда, когда человек приписывает человеческие свойства и способности тем, кто ими не обладает: животным, вещам, природе.