Отдел народного творчества
Фольклорная школа «Калинушка»
«Центр театральной педагогики», театр «Взрослые и дети»
Школа раннего развития «Росток»
Отдел туризма, краеведения, спорта – пешеходный туризм, туристы-многоборцы, туристы-краеведы, военно-прикладное многоборье, спортивное ориентирование, клуб «Резерв», «Феникс», кудо.
Детские объединения
«Ориентир» - подготовка активистов и лидеров, для старшеклассников – «Молодежная волна» и «Живой океан»,
Интеллектуальная игра «Битва эрудитов» («Мудрая сова»).
Кроме того, Дворец является ведущим методическим центром среди учреждений дополнительного образования области, педагогами Дворца разработана более 30 авторских образовательных программ и воспитательная система Дворца, которая стала лауреатом Всероссийского конкурса воспитательных систем учреждений дополнительного образования и награждена Дипломом Министерства образования Российской Федерации.
Более 230 педагогов осуществляют учебно-воспитательный процесс, из них:
- 50 педагогов имеют высшую квалификационную категорию;
- 40 педагогов -1 квалификационную категорию.
Грамотами Министерства образования Российской Федерации награждены:
1. Медалью «За заслуги перед Отечеством II степени» - МаркушевичСемен Борисович.
2. Награждены знаком Министерства образования и науки Российской Федерации «Почётный работник общего образования Российской
Федерации» КашечкоГалина Илларионовна
2. Звание «Отличник народного просвещения» - Адарченко Е.В., Новиков С.В., Кудинова Т.М., Орлов С.П., Толкачева С.А., Калугина Л.Н.
3. Звание «Заслуженные работники культуры Российской Федерации» - Орлов СП., Кудинова Т.М., Кирюшина Е.К., Калугина Л.Н., Адарченко Е.В.
4. Звание «Отличник физической культуры и спорта» - Варсеев В.Е.
5. Звание «Мастер спорта по судомодельному спорту» - Шкодинов И.Н.
6. Пять педагогов награждены грамотой Министерства образования Российской Федерации
Педагоги, работающие во дворце детского и юношеского творчества.
Есть работа такая
Не скажу, что простая.
И не все о ней знают –
«Педагог ДДЮТ».
С девяти до заката
Незавидна зарплата
И почти невозможно
Подсчитать КПД
Есть такая работа
В ней проблемы без счета:
И проблемные дети
И один выходной
Научить и настроить
В трудный час успокоить
И панирую завтра
Возвращаться домой.
Только главное всё же
Не шедевр из кожи
Не жилеты, не платья,
Что ребенок сошьет
Смысл нашей работы
Чтобы долгие годы
Дети помнили тех, кто
Им сердца отдает.
А.З. Бедная
Галина Семёновна Сороковая в 1998 году открыла «Росток» - школу раннего развития для малышей начиная с 4-х летнего возраста. И она там не директор для своих учеников, а мама, которая поможет в решении всех возникших проблем: завязать шнурок, заплести косичку, ответить на любой вопрос, разобраться с обидчиком, подскажет, как поступать в непростой ситуации, потому что она – самая добрая, мудрая и справедливая. Она искренне радуется успехам каждого своего воспитанника: глаза ее так и светятся гордостью за ребят. Коллеги тоже учатся у Галины Семёновны житейской мудрости, такту, терпению, человеколюбию. Её заслуга в том, что коллектив «Ростка» дружный, отношения в нем доброжелательные, несмотря на то, что все педагоги разные. Тридцатилетний опыт работы с дошкольниками, знание возрастной психологии, методик преподавания позволяют сказать, что Галина Семеновна – профессионал своего дела. Её знания, опыт им она щедро делится с коллегами. То, какой стала школа раннего развития «Росток» сегодня – заслуга Галины Семёновна, человека творческого и целеустремленного.
Кирюшина Елена Кирилловна – руководитель образцового детского коллектива «Центр театральной педагогики».
Факты, не вошедшие в экскурсию
Рождественская горка – бульвар Гагарина.
А ведь по его инициативе в Брянске были учреждены комиссия по охране памятников искусства и старины (1919г.), Брянское художественно-историческое общество (1920г.), краеведческий музей (1930г.) Составленная им «Археологическая карта Брянской губернии» не утратила своего значения до сих пор. В 30-е годы он преподавал в Брянском строительном техникуме. В начале Великой Отечественной войны покинул город и в 1942 году умер в эвакуации. В 1930 г. был уволен с поста, как бывший царский чиновник. Несправедливое увольнение сослужило добрую службу. Он вовремя ушел из краеведения в самом начале волны массового уничтожения историков, археологов и краеведов сталинским режимом и начал работать преподавателем в Брянском строительном техникуме. Скончался в эвакуации в Казахстане в 1943 г., собранные им коллекции погибли, архивы его не уцелели.
Дворец был построен на средства заработанные на субботнике, его смешная стоимость 3,5 млн. рублей. Строительство Дворца продолжалось шесть лет с 1975 года по 1981 году. При ГК КПСС был создан штаб (руководитель III секретарь Буйволов, заседания штаба проводились еженедельно). Крылатая фраза того времени «Вся Япония на сваях стоит, и мы как-нибудь устоим». В строительство Дворца принимал участие весь город; за каждым предприятием был закреплен кабинет, его оборудовали и оформляли под ключ; пионеры и комсомольцы проводили субботники и воскресники, чтобы помощь строителем.
Но здание проработало в полную мощь недолго. Холм, на котором стоит здание, изначально имел недостаточную площадь, поэтому его «досыпали» щебнем, песком и даже, как говорят очевидцы, просто мусором. Это не могло не сказаться на устойчивости здания. Насыпанная часть частично просела из-за грунтовых вод и подземных движений. Сначала, в попытке уплотнить опоры, был закрыт цокольный этаж, потом по стенам всех этажей пошли трещины, и было решено перевести детей в другие помещения, а здание законсервировать.
Здание Дворца детского и юношеского творчества было закрыто 10 лет. Кружки и секции были раскиданы по 17 объектам в разных концах Брянска. Делать сборные концерты и творческие отчёты стало практически невозможно по ряду причин. Во-первых, не было собственного зала, во-вторых, достаточно сложно собрать вместе несколько десятков коллективов, которые занимаются в разных районах города. Не было возможности проводить даже педагогические совещания. Из закрытого здания постоянно что-нибудь крали, там ночевали бомжи и собирались наркоманы. Ни один сторож надолго не задерживался, поскольку оружие не выдавали, а оставаться в огромном четырехэтажном задании ночью было небезопасно.
Тем не менее, коллектива дворца продолжал работать и растить талантливых ребят. Из-за того, что творческие объединения находились в разных местах, многие брянцы и думать забыли, что все это — один большой коллектив.
Вот как описывался "Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина" в книге "Брянск 1000-летний": "Вряд ли найдешь в Брянске другое здание, к которому больше подходило бы это слово - дворец. Торжественность и простота, ощущение простора, обилие воздуха, света ... Таким мы видим его с дамбы Нижнего Судка. Проект Дворца создан московскими учеными и инженерами из Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования учебных зданий. Главный архитектор проекта - И. Сакальцев.
К созданию этого замечательного подарка детворе причастен почти каждый житель города. Дворец построен на средства, заработанные трудящимися Брянска на Всесоюзных коммунистических субботниках.
Через просторный вестибюль попадаем в зрительный зал на 500 мест. Здесь проходят концерты, спектакли, кинофестивали, торжественные вечера. Красные галстуки октябрятам повязывают в зале памяти В.И. Ленина. Есть во Дворце пионеров музей пионерской славы, спортивный зал, стрелковый тир, зимний сад, 28 комнат для кружковой работы и даже своя пионерская обсерватория с телескопом.
Рядом с Дворцом - площадка с флагштоком для проведения городских пионерских линеек и других торжеств, костровая площадка с амфитеатром. К главному входу ведет изящный пешеходный мостик, под ним построен бассейн.
Во Дворце - 85 различных кружков, которые посещают около 4 тысяч детей, клубы, пионерский и комсомольский штабы, школы актива.
"Пусть будет всегда всем весело!" - клуб под таким названием зимой и летом действует во Дворце, выходит в школы и на площадки, выезжает в загородные пионерские лагеря. Каждый номер концерта не только хорош по исполнению, но и наряден, ярок. Это постарались юные портнихи Дворца пионеров. Они в своем кружке кройки и шитья сшили костюмы. А мальчишки, конечно же, увлекаются техникой. Редкий парень откажется от удовольствия самостоятельно управлять автомобилем. Но этого мало. В автомобильном кружке ребята изучают устройство двигателя, правила уличного движения, занимаются авто-моделированием. Здесь воплощаются мечты мальчишек о том, чтобы его машина помчалась вперед, самолет взлетел. Для этого и работают кружки: авиамодельный, судомодельный, конструирования малогабаритной техники ...
По просьбе ребят Дворцу присвоено имя первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина, побывавшего в нашем городе".