Тема 6. Социально-педагогические технологии
1. Социально-педагогическая технология — это:
✓ совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения;
✓ способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.
2. Социально-педагогические технологии обладают следующей спецификой:
✓ концептуальностью — опорой на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования;
✓ системностью — обладают всеми признаками системы;
✓ экономичностью — их применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени;
✓ относительной (частичной) алгоритмизируемостью — в социально- педагогических технологиях крайне ограничено использование принципа четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие части;
✓ корректируемостью деятельности — обладают возможностью постоянной оперативной обратной связи в процессе своего осуществления;
✓ воспроизводимостью, которая напрямую зависит от степени их алгоритмируемости.
3. Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах:
✓ в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;
✓ в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.
Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях.
✓ индивидуальном (или авторском), на котором происходит реализация технологии в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи;
✓ групповом (или профильном), на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в рамках определенного социального института;
✓ управленческом (или территориальном), на котором реализация конкретных задач осуществляется в границах определенной территории.
Виды и формы социально-педагогических технологий:
✓ общие — воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности;
✓ частные — в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке;
✓ специальные — посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п.
✓ экстренные — направлены на выживание индивида;
✓ непрерывные (или постоянные) — направлены на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.
Структура конкретной социально-педагогической технологии включает несколько обязательных компонентов".
✓ определение цели деятельности;
✓ отбор и формулирование ее содержания;
✓ выбор основного способа организации деятельности;
✓ подбор методов и средств деятельности;
✓ определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы;
✓ подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов.
4. Технологизация — комплекс мер, направленных на повышение эффективности социально-педагогической деятельности. Этапы технологизации:
✓ теоретический, включающий обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними;
✓ методический, связанный с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием;
✓ процедурный, который связан с непосредственным осуществлением конкретной деятельности.
В настоящее время внедрение социально-педагогических технологий в деятельность социального педагога позволяет решать более эффективно весь широкий аспект социальной пдагогики. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной В.П. Беспалько: "Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем началось сначала". Действительно технология - это то, что уже сложилось, принято. Однако ни одна педагогическая технология не дает гарантии успеха: нужно искусство, мастерство исполнителя - социального педагога, чтобы добиться необходимого результата.
Социально-педагогическая технология - один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.
В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.
Так, Л.Е. Никитина считает, что в отношении социального педагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Применительно к деятельности социального работника подходы технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.
Л.В. Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:
· Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);
· Условия ее реализации;
· Особенности и возможности объекта;
· Особенности места реализации;
· Возможности по времени для реализации цели;
· Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.
На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая.
Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в "открытой" среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.
По своей сущности процесс реализации социально-педагогической технологии - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.
По содержанию процесс реализации социально-педагогической технологии проявляется в его структурных компонентах, каждый из которых выполняет определенное функциональное назначение и качественно-количественное решение.
Субъект - это либо подготовленный специалист (социальный педагог), либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа), либо человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию. Позиция субъекта в социально-педагогической работе во многом определяется его подготовкой, социальным опытом, мотивацией. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом в данном обществе. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности.
Для социального педагога учреждения социальным заказом являются его должностные (функциональные) обязанности. Они определяют его предназначение как должностного лица по отношению к клиенту: что, как и в каком объеме он должен уметь обеспечить своей профессиональной деятельностью. В должностных обязанностях отражаются основные цели, задачи и содержание профессиональной деятельности специалиста (социального педагога).
Однако следует подчеркнуть, что реализация социального заказа осуществляется не просто специалистом, а человеком, наделенным индивидуальной самобытностью, своеобразием восприятия и понимания явлений окружающей жизни и своей роли в ней, накопленным жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности. Этим обусловлен субъективизм в понимании сущности и содержания социального заказа, своего места, роли и содержания самой профессиональной деятельности. Социальный педагог не только субъективно уясняет требования социального заказа, но и своеобразно реализует их в социально-педагогической работе. Ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса реализации технологии, выступает ее объект. А поскольку объектом также является человек, ему тоже присущи индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту этого процесса, самостоятельному решению своих социальных проблем, своему социальному самосовершенствованию.
Социально-педагогическая технология, выбранная для реализации в конкретной ситуации, ориентирована на достижение определенной (прогнозируемой) цели. Каждая цель нуждается в решении определенного круга задач и предполагает конкретное содержание социально-педагогической деятельности по ее достижению.
В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант:
1. Диагностический этап.
А. Анализ исходной ситуации:
а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;
в) выявление причин, ее породивших;
г) постановка проблемы;
д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;
е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.
Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).
2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.
3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.
4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).
5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
6. Анализ результатов выхода из проблемы.
7. Оценка собственной деятельности.
8. Последствия - формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.
9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.
Л.В. Мардахаевым и И.Г. Зайнышева были разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.
Вариант Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:
1) диагностико-прогностический;
2) этап выбора (разработки) оптимальной технологии;
3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;
4) реализационный;
5) экспертно-оценночный.
И.Г. Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности: социальный педагог ребенок воспитание
Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.
Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.
Технология оценки предшествующей социально-педагогической деятельности социального педагога ориентирована на конкретное проявление ее результата. Оценка результата, полученного по итогам этапа (подэтапа), позволяет одновременно выявить действенность и всей социально-педагогической деятельности специалиста в работе с клиентом. Социальный педагог использует возможности оценки промежуточных результатов и в соответствии с ними проводит корректировку последующей педагогической деятельности, ориентируясь на конечный результат. В этом проявляется не только активная реализация педагогической технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.
Технология оценки включает следующие компоненты:
- кто оценивает (субъект оценки);
- кого оценивает (объект оценки);
- что именно оценивается (предмет оценки);
- критерии и их показатели;
- методика оценки каждого показателя (инструментарий оценки).
Отсутствие оценки или небрежное отношение к ней часто ведет к неадекватности результата социально-педагогической деятельности. Социальный педагог в этом случае не может ни спрогнозировать результат, ни предусмотреть его негативные последствия. Нередко в подобных ситуациях (при появлении отрицательного результата) воспитатель винит кого угодно, но только не себя. Например, в семьях, где имеются трудные в воспитательном отношении дети, редко задумываются над тем, что и как делают родители в интересах воспитания. Оценочная деятельность в них сводится к минимуму либо проводится по искаженным критериям и показателям, что и определяет их позитивное отношение к педагогически неправильной работе со своими детьми.
Оценка осуществляется в определенных условиях среды. Для каждой технологии выявляются свои, наиболее оптимальные условия, обеспечивающие достижение необходимого уровня качественно-количественной оценки.
В подобных ситуациях особенно ярко проявляются возможности профессиональной деформации личности самого социального педагога.