Социально-педагогические технологии частного типа

Практическая реализация целевой технологии (технологии практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитацион­ный) характер. Социальный педагог, используя целевые технологии, способствует достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с клиентом, группой.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социально-педагогических целей. От эффективности их практического применения во многом зависит резуль­тат всей социально-педагогической деятельности специалиста. Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти техно­логии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий в социально-педагогической работе с клиентом, груп­пой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста. Они могут осуществляться и для определения перспектив социально-педагогической работы с клиентом.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной прак­тики.

№ 10.

Структура и содержание социально-педагогической технологии

Структура (от лат) – взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент – составная часть чего-либо.

Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправ­ленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой дея­тельности, как правило, выделяются определенные этапы действий, обеспечиваю­щие в совокупности достижение поставленной цели. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяются три основных этапа: подготовительный, непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии), результативный.

Иногда первый этап подразделяют на два самостоятельных – диагностико-прогностический и собственно подготовительный.

Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа по­казывает, что в ней целесообразно выделять:

- цель (основное назначение технологии);

- объект технологии;

- исходный материал для организации реализационной деятельности.

Всякая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответст­вующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение техноло­гии. Она может носить общий или частный функциональный характер.

Структура и содержание социально-педагогической технологии общего типа

Структура общей социально-педагогической технологии. Технология об­щего типа в своей структуре содержит 5 этапов:

1. Диагностика - прогностический - это этап диагностики объекта, определе­ния его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного раз­вития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его социально-педагогических проблем. Данный этап - на­чальный, он предназначен для получения информации, необходимой для после­дующей деятельности социального педагога.

2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивиду­альности клиента и его социально-педагогических проблемах, социальный педагог определяет цель социально-педагогической работы с ним и выбирает технологию.
Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми.

Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий соци­ально-педагогической работы с клиентом; индивидуализацию имеющейся техноло­гии с учетом ситуации, индивидуальных качеств клиента, его проблем, возможно­стей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствую­щей потребностям клиента.

3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методи­ческих аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективно­сти реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии.
Он позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и качество всей социально-педагогической работы с клиентом.

4. Реализационный этап - это основной этап, ради которого предусматривает­ся и проводится весь комплекс предшествующих мер.

5. Экспертно-оценочный - это этап, позволяющий оценить результат реализа­ции социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.

№ 11.

Структура и содержание социально-педагогической технологии частного типа

Диагностико-прогностическая

Структура частной социально-педагогической технологии. Структура частных социально-педагогических технологий во многом схожа со структурой общих социально-педагогических технологий. Однако при этом следует помнить, что в ка­ждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии.

Структура диагностика - прогностической технологии. Такая техноло­гия состоит из двух этапов:

1. Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и

выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. В зависимости от социальных проблем клиента, диагностика предусматривает выяв­ление:

- индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и воз­никших в связи с ним социальных проблем;

- состояния здоровья;

- индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направлен­ной на целесообразное преодоление недостатков;

- особенностей позиции человека, его активности и устремленности в дос­тижении социально-педагогических целей в работе над собой и своими проблемами, а также его отношение к социальному педагогу;

- условий среды, в которых он живет.

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с клиентом, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует у части я в ней нескольких специали­стов: врачей различных направлений, психолога, логопеда и пр. Такой подход по­зволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать реко­мендации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:

- показания;

предостережения;

- советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом
и его окружением.

Диагностический этап включает в себя ряд подэтапов:

а) анализ первичной информации тех сведений, которые социальный педагог
получает при первом знакомстве;

б) формулирование выводов – определение объекта, содержания диагностики
и того, как ее следует обеспечить;

в) подготовка к диагностической деятельности;

г) собственно диагностика- реализация методов и методики диагностики;

д) анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем бывает несколько. Определение социально-педагогической пробле­мы клиента позволяет социальному педагогу перейти к следующему этапу.

2. Прогнозирование (социально-педагогическое прогнозирование). С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность прогнозировать:

- направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекцию развития и воспитания клиента, социального воспитания, перевоспитания, исправ­ления, педагогическую реабилитацию;

- возможности клиента в целостном развитии, либо по определенным на­правлениям;

- возможную зону ближайшего развития как ближайшей цели работы по пе­ревоспитанию человека;

- возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей воспитания.

Прогностический этап состоит из следующих подэтапов: а) анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы; б) выводы по результатам анализа - определение объекта, предмета и способа прогнозирования;

в) подготовка к прогностической деятельности (техническая и методическая);

г) собственно прогностическая деятельность;

д) анализ прогнозного материала и формулирование выводов.

№ 12.

Наши рекомендации