Доступное детям дошкольного возраста
Новицкая В.А., Римашевская Л.С., Хромцова Т.Г.
Правила поведения в природе для дошкольниковили как познавать, радоваться и не бояться. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 101 с.
Примерное содержание правил поведения в природе,
доступное детям дошкольного возраста
-гуляя в парке, сквере, на детской площадке, можно ходить и бегать по специальным засыпанным мелким песком и камешками дорожками;
- замечая проросшую молодую травку, не вытаптывай ее, она подрастет и газон превратиться в красивый зеленый «ковер»;
- бросай мусор в специально отведенное место (урну, контейнер), а не рядом, не на газон; помни, пожалуйста, если урны не оказалось рядом, унеси мусор с собой, положив его в карман, рюкзак, пакет;
- наблюдай за прилетающими городскими птицами, это интересно, но не разгоняй их громким голосом, бегом, хлопаньем в ладоши;
- если ты захотел в туалет, поищи его вместе с мамой, папой или бабушкой. Это может быть биотуалет, которые уже стали привычными в парках, на остановках транспорта;
- играя в песочнице вместе с другими детьми, старайся сохранять песок чистым, не бросай туда камешки, ветки, листья, пробки и другой мусор;
- не высыпай песок из песочницы на траву газона, там живут насекомые, на тротуар, его подметает дворник или уборочная машина;
- если ты увидел насекомых на траве, дорожке, коре дерева, рассмотри, какие они бывают разные, интересные, красивые. Не бойся их, помни у них своя жизнь. Тем более не наступай на муравьишек, жучков, дождевых червей, улиток ногой, не хлопай совком, лопаткой;
- опасайся нездоровых птиц, их несложно узнать, они малоподвижны, с трудом летают, ходят. Не подходи к ним близко, не беспокой;
- если в парке, сквере, например, в Летнем саду, Михайловском саду ты увидел памятник, музейный павильон, фонтан, посмотри, как это красиво. Скажи о том, что ты заметил родителям. Некрасиво мусорить рядом или рисовать на нем камешком или мелом;
- если увидишь красивое растение с яркими плодами, не спеши его срывать; оно может быть ядовито;
- нельзя брать в рот и жевать первую попавшуюся травинку;
- придя с прогулки из леса, парка, обязательно вымой руки;
- нельзя подходить к воде без взрослых, можно купаться вместе со взрослыми, например с мамой, папой или старшим братом. Нельзя купаться в неизвестных местах. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезать ноги, холодные ключи и глубокие ямы;
- если ты играешь у воды можно бросать в воду камешки, набирать воду в ведерко, но не оставлять в воде и у воды коробки от сока, очистки от фруктов, орехов, семечек, упаковки от мороженого, конфет, чипсов;
- если во время игры ты выкопал в песке глубокую ямку, закопай ее, когда будешь уходить, чтобы кто-нибудь неожиданно не оступился;
- не оставляй после игры у воды вставленные палочки, ракушки, дети могут их не заметить, наступить и повредить ногу;
- зимой реки и озера покрывает лед. Выходить на лёд без сопровождения взрослых нельзя. Это опасно;
- в лесу будь заботливым хозяином, когда с родителями собираешь грибы - не вырывай их с корнем, попроси взрослых, чтобы они помогли тебе срезать гриб ножом;
- если около тебя летает пчела, не маши руками, отойди в другое место;
- не подходи к животному, даже хорошо знакомому сзади и не прикасайся к нему, если оно тебя не видит; не подходи к животным, когда они едят, помни, они охраняют свою еду как добычу; не беспокой животных, когда у них появились детеныши;
- не надо дразнить животных, даже если они добрые;
- нельзя трогать, гладить, брать на руки и играть с незнакомыми животными (бездомными).
- если тебя укусило какое-нибудь животное, об этом обязательно нужно сказать взрослым и показать место укуса;
- при маленьких ранах и ссадинах ты можешь помочь себе или другу так: надо промыть рану под краном холодной водой в течение нескольких минут, или прикрыть рану носовым платком и идти домой.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДЕ
Уважаемые педагоги, по необходимости Вам несложно будет уточнить представления детей о правилах и нормах поведения в природе, понимание дошкольниками значимости их соблюдения при взаимодействии с животными и растениями, особенности следования им в реальной практике поведения. Для этого мы предлагаем использовать беседы с детьми, наблюдения в естественной обстановке на прогулке в группе детского сада и в специально организованных ситуациях.