Нормативные требования к структуре
Методическая работа
В зависимости от цели, задач, качества и значимости, методическая работа может быть разных уровней:
1 уровень - преподаватель работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы;
2 уровень - преподаватель использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения. Представляет методическую работу в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ;
3 уровень - преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно- методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий;
4 уровень - преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения;
5 уровень - преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем. Разрабатывает УМК к электронному учебнику. Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей – единомышленников.
Методическая разработка
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
- содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели;
- содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;
- язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками к своему педагогическому опыту.
- методическая разработка должна учитывать конкретные материально технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
- методическая разработка должна раскрывать вопрос «как учить».
- должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки:
1.Содержание;
2.Пояснительная записка;
3. Стандарт по теме;
4. Информационно – теоретический блок;
5.Учебно – методическая карта;
6.Схема самостоятельной работы студента;
7.План самостоятельной работы студента;
8.План практического занятия;
9.Дидактический материал (тесты, задания, карты);
10. Список использованных источников.
Структура текста методических указаний:
1. Титульный лист(см. приложение)
· На титульном листе методической разработки приводится:
наименование образовательного учреждения (ГБОУ СПО «Тверской медицинский колледж»)
· заглавие (название) работы;
· вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методическая разработка, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - специальность, курс);
· составитель данной работы (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО составителя); данные о рассмотрении на заседании цикловой комиссии (с указанием № протокола, даты рассмотрения);
· место и год издания.
Пояснительная записка
Пояснительная записка состоит из обоснования темы и ее актуальности.
Цели
Стандарт по теме включает учебные цели:
· овладение компетенциями (конечная цель);
· в результате освоения темы студент должен уметь;
· для формирования умений студент должен знать (исходные базисные
знания и умения).
4. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.
5. Содержание занятия:
· контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов)
разного уровня, типовых задач;
· разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов,
необходимых для освоения новой темы занятия;
· разбор узловых вопросов изучаемого материала;
· демонстрация преподавателем методики практических приемов по
данной теме;
· самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя
(решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);
· контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение
ситуационных задач и др.).
6. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание
рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).
7. Литература: основная и дополнительная.
В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня освоения темы с эталоном ответов.
Нормативные требования к структуре
учебно – методического пособия
1.Место проведения занятия: кабинет, аудитория, лаборатория, больница и др.;
2. Необходимое оснащение:
- методическое (алгоритмы, схемы, видеофильмы, наглядные пособия);
- материальное (таблицы, оборудование и материалы, приборы ТСО).
3.Продолжительность изучения темы:количество часов, отведенное на изучение данной темы. Если тема изучаетсяв рамках различных организационных форм (лекции, семинары,практические занятия и др.), то необходимо структурировать тему.
4.Актуальность темы, мотивация к ее изучению:
Обоснование значимости темы для формирования специалиста. Возможно представление в виде графологической структуры или логико – дидактической структуры темы.
5.Формирование профессиональной компетенции(учебная цель); развитие общих компетенций (воспитательная и развивающая цели) через:
- формирование новых теоретических знаний по теме;
- формирование умений на базе теоретических знаний;
- закрепление теоретических знаний и умений, приобретение практического опыта;
- развитие и воспитание личности.
Учебная цель – достижение конкретной, конечной цели занятия –
формирование компетенций. Конкретизируется в виде задач, которые формулируются в терминах деятельности студента и являются одинаковыми и для педагога и для студента.
При обозначении цели необходимо учитывать следующие требования:
- соответствие цели занятия социальному заказу (ФГОС);
- воспроизводимость цели – возможность достичь ее за отведенное по плану время;
- определенность цели;
- формулировка в терминах деятельности студента и одинаково понимаемая
и педагогом и студентом;
-диагностические цели – описание цели через конкретные опознаваемые действия студента в терминах деятельности, позволяющие наиболее точно определить степень ее достижения.
Развивающие цели – развитие общих компетенций – познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию, работать в команде, формирование системного мышления.
Воспитательная цель – формирование ценностных установок и
профессиональных качеств, осознанного отношения к профессии, понимания ее значимости.
Задачи выражаются в терминах деятельности студента: студент должен
- иметь практический опыт;
- уметь:
- знать: