Нормативные требования к структуре

Методическая работа

В зависимости от цели, задач, качества и значимости, методическая работа может быть разных уровней:

1 уровень - преподаватель работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы;

2 уровень - преподаватель использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения. Представляет методическую работу в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ;

3 уровень - преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно- методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий;

4 уровень - преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения;

5 уровень - преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем. Разрабатывает УМК к электронному учебнику. Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей – единомышленников.

Методическая разработка

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

- содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели;

- содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

- авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

- материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

- язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

- рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками к своему педагогическому опыту.

- методическая разработка должна учитывать конкретные материально технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

- Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

- методическая разработка должна раскрывать вопрос «как учить».

- должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки:

1.Содержание;

2.Пояснительная записка;

3. Стандарт по теме;

4. Информационно – теоретический блок;

5.Учебно – методическая карта;

6.Схема самостоятельной работы студента;

7.План самостоятельной работы студента;

8.План практического занятия;

9.Дидактический материал (тесты, задания, карты);

10. Список использованных источников.

Структура текста методических указаний:

1. Титульный лист(см. приложение)

· На титульном листе методической разработки приводится:

наименование образовательного учреждения (ГБОУ СПО «Тверской медицинский колледж»)

· заглавие (название) работы;

· вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методическая разработка, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - специальность, курс);

· составитель данной работы (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО составителя); данные о рассмотрении на заседании цикловой комиссии (с указанием № протокола, даты рассмотрения);

· место и год издания.

Пояснительная записка

Пояснительная записка состоит из обоснования темы и ее актуальности.

Цели

Стандарт по теме включает учебные цели:

· овладение компетенциями (конечная цель);

· в результате освоения темы студент должен уметь;

· для формирования умений студент должен знать (исходные базисные

знания и умения).

4. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.

5. Содержание занятия:

· контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов)

разного уровня, типовых задач;

· разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов,

необходимых для освоения новой темы занятия;

· разбор узловых вопросов изучаемого материала;

· демонстрация преподавателем методики практических приемов по

данной теме;

· самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

(решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);

· контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение

ситуационных задач и др.).

6. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание

рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).

7. Литература: основная и дополнительная.

В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня освоения темы с эталоном ответов.

Нормативные требования к структуре

учебно – методического пособия

1.Место проведения занятия: кабинет, аудитория, лаборатория, больница и др.;

2. Необходимое оснащение:

- методическое (алгоритмы, схемы, видеофильмы, наглядные пособия);

- материальное (таблицы, оборудование и материалы, приборы ТСО).

3.Продолжительность изучения темы:количество часов, отведенное на изучение данной темы. Если тема изучаетсяв рамках различных организационных форм (лекции, семинары,практические занятия и др.), то необходимо структурировать тему.

4.Актуальность темы, мотивация к ее изучению:

Обоснование значимости темы для формирования специалиста. Возможно представление в виде графологической структуры или логико – дидактической структуры темы.

5.Формирование профессиональной компетенции(учебная цель); развитие общих компетенций (воспитательная и развивающая цели) через:

- формирование новых теоретических знаний по теме;

- формирование умений на базе теоретических знаний;

- закрепление теоретических знаний и умений, приобретение практического опыта;

- развитие и воспитание личности.

Учебная цель – достижение конкретной, конечной цели занятия –

формирование компетенций. Конкретизируется в виде задач, которые формулируются в терминах деятельности студента и являются одинаковыми и для педагога и для студента.

При обозначении цели необходимо учитывать следующие требования:

- соответствие цели занятия социальному заказу (ФГОС);

- воспроизводимость цели – возможность достичь ее за отведенное по плану время;

- определенность цели;

- формулировка в терминах деятельности студента и одинаково понимаемая

и педагогом и студентом;

-диагностические цели – описание цели через конкретные опознаваемые действия студента в терминах деятельности, позволяющие наиболее точно определить степень ее достижения.

Развивающие цели – развитие общих компетенций – познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию, работать в команде, формирование системного мышления.

Воспитательная цель – формирование ценностных установок и

профессиональных качеств, осознанного отношения к профессии, понимания ее значимости.

Задачи выражаются в терминах деятельности студента: студент должен

- иметь практический опыт;

- уметь:

- знать:

Наши рекомендации