Образовательного процесса


3.1. Лицей состоит из трех общеобразовательных ступеней со следующими нормативными сроками освоения обучения:
I ступень - начальная школа - 3-4 года
II ступень - основная школа - 5 лет
III ступень - средняя школа - 2 и более лет.
3.2. Помимо общеобразовательных классов, I, II и III ступени могут содержать экспериментальные, профильные, лицейские и пролицейские классы, классы с компонентом дополнительного образования. В этих классах на основе дифференциации и индивидуализации, углубления и обновления содержания образования, применения инновационных педагогических технологий, обучающиеся реализуют свои потребности, интересы и способности в таких предметных циклах (или их комбинациях) как словесность, обществознание и право, математика, физика и информатика, естествознание, иностранные языки, экономика, история, мировая и национальная культуры и др.
Кроме перечисленных, на I и II-й ступенях образования могут создаваться классы компенсирующего обучения с пониженным количеством учащихся. Классы компенсирующего обучения комплектуются из обучающихся, у которых имеются отклонения в развитии, отсутствует положительная мотивация к учебе, низка обучаемость и т.п. показатели. Решение о создании классов компенсирующего обучения принимает педагогический Совет лицея по согласованию с Учредителем, перевод в такие классы осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) психолого-педагогической комиссией, состав которой предусмотрен в п.3.9 настоящего Устава.
3.3. Организация учебного процесса в лицее регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий. Учебный план разрабатывается на основе примерного государственного учебного плана, исходя из особенностей лицея и его образовательной стратегии, утверждается директором лицея после его рассмотрения педагогическим Советом лицея. Он является основой годового календарного учебного графика, принимаемого Советом лицея, утверждаемого директором лицея и согласованного с органом управления образованием.
Содержание образования определяется программами, разрабатываемыми преподавателями на основе государственных образовательных стандартов и утверждаемыми Педагогическим советом лицея.
3.4. Обучение и воспитание в школе ведется на русском языке, за исключением ряда предметов, предусмотренных учебным планом, преподаваемых на иностранных языках или языках народов РФ.
3.5. Организация учебно-воспитательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе преподавателем программ, средств, форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих получение учащимися образования в соответствии с целями и задачами настоящего Устава.
Наряду с обычным уроком используются иные организационно-педагогические формы - групповые и поточные лекции, семинары, деловые игры, тренинги, практикумы, практические и лабораторные занятия, групповые и индивидуальные консультации, зачеты и другое.
Помимо традиционной классноурочной системы по желанию учителя с согласия учащихся, родителей (законных представителей) в порядке эксперимента, программа которого утверждается педсоветом лицея, могут применяться и иные формы организации обучения или их сочетание - интенсивные способы обучения, изучение программного материала в сжатые сроки, проведение совместных занятий несколькими учителями, другие нетрадиционные подходы.
3.6. Наиболее способным учащимся по рекомендации педагогического совета приказом директора предоставляется возможность обучения по индивидуальным планам и программам.
По индивидуальным учебным планам и программам занимаются учащиеся, находящиеся на длительном излечении, или не могущие посещать школу в связи с физическими недостатками.
В отдельных случаях по желанию школьников и их родителей (законных представителей) педсовет может переводить обучающихся на индивидуальный план обучения, экстернат, семейное образование и т.п. по другим педагогически обоснованным причинам.
Источники оплаты учителям за обучение по индивидуальным формам - бюджет, внебюджетные ассигнования, средства родителей - определяются администрацией лицея в каждом конкретном случае.
3.7. Начало учебного года регламентируется годовым календарным учебным графиком. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (в первых классах - 30 учебных недель). Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней; летних каникул - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Совет лицея по согласованию с Учредителем определяет сроки начала и продолжительность осенних, зимних, весенних и летних каникул на очередной учебный год.
3.8. Продолжительность учебной недели, учебных занятий и перерывов между ними по каждому предмету и в каждом классе определяется советом лицея с учетом санитарно-гигиенических требований в пределах лимита учебного времени, предусмотренного учебным планом. При составлении расписания, определении сменности занятий администрация руководствуется требованиями педагогической целесообразности, санитарных норм и принципом максимальной экономии времени учителей и учащихся. Расписание уроков и внеклассных занятий утверждается директором.
3.9. В первый класс принимаются дети, которым до 1-го октября года поступления в лицей исполнилось 7 лет. Комплектование первых классов осуществляется приказом директора до 1-го сентября на основе рекомендаций психолого-педагогической комиссии по диагностике готовности к обучению.
В состав комиссии, утверждаемой директором лицея, входят представители администрации, члены Совета лицея, учителя, психолог, врач, социальный педагог и другие.
В отдельных случаях возраст поступления в школу может изме-няться в пределах от 6 до 8 лет.
3.10. В первый и другие общеобразовательные классы I-й и II-й ступеней прием производится исходя из лицензионной квоты, в предусмотренном п.3.12 настоящего Устава структуры лицея. Преимущественно зачисляются дети, проживающие на территории микрорайона, закрепленного за лицеем соответствующим органом местного самоуправления. Прием в лицей производится на основании письменного заявления родителей (законных представителей), личного дела (документа об образовании), свидетельства о рождении ребенка, медицинской карты и документа, подтверждающего проживание в микрорайоне лицея (на учащихся 1-х классов личное дело заводится в лицее). Дети из других частей города и районов принимаются при наличии свободных мест.
3.11. В лицейские, пролицейские, экспериментальные, профильные классы, классы с компонентом дополнительного образования, общеобразовательные классы III-й ступени прием учащихся проходит на конкурсной основе независимо от места проживания учащихся при условии, что количество мест в утвержденной структуре лицея меньше количества желающих обучаться в этих классах.
Конкурсный отбор осуществляется комиссией, назначаемой директором на основании Положения, утвержденного Советом лицея. Положение утверждается не позднее 1-го марта очередного учебного года и содержит в себе этапы и сроки отбора, перечень предметных экзаменов, критерии и принципы отбора, меры гласности и объективности. Условия конкурса должны обеспечивать соблюдение прав граждан на получение образования соответствующего уровня.
При наличии свободных мест и успешном прохождении аттестации в лицей могут быть приняты лица, не достигшие 18 лет и не имеющие среднего (полного) образования:
- в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу соответствующего уровня;
- ранее получавшие общее образование в форме семейного образования и/или самообразования.
При приеме в лицей в порядке перевода из образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прохождение аттестации в лицее не является обязательным и вопрос об этом решается руководством лицея в каждом конкретном случае на основании предоставленного документа имеющего государственную аккредитацию общеобразовательного учреждения об уровне образования или уровне освоения обучающимся соответствующей общеобразовательной программы.
Прием в лицей для обучения и воспитания оформляется приказом директора.
3.12. Количество и профили первых и последующих классов (структура лицея) на очередной учебный год до 15 февраля определяется Советом лицея по согласованию с учредителем, исходя из возможностей лицея, его особенностей, соблюдения прав граждан на получение основного общего образования и реализации принципа адаптивности образовательных программ к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, а также условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм на основе зафиксированной в лицензии предельной численности обучающегося. Комплектование классов в соответствии с утвержденной структурой осуществляется приказом директора до 1 сентября.
3.13. Предельная наполняемость классов всех ступеней составляет 25 человек, классов компенсирующего обучения - 15 человек. При превышении предельной наполняемости в классе более чем на 15 % в учебный план вводится соответствующее дополнительное количество часов на индивидуальные формы занятий.
3.14. При проведении занятий в общеобразовательных классах II и III ступеней по иностранному языку, технологии, информатике, физике и химии (во время практических занятий), физической культуре на III-й ступени класс делится на 2 группы, а при наполняемости групп более 20 человек - на 3 группы.
В лицейских, пролицейских, экспериментальных, профильных и т.п. классах кроме вышеперечисленных предметов класс делится на группы при проведении семинарских, лабораторных и практических занятий по профильным предметам, предметам языкового, эстетического, обществоведческого, математического и других циклов.
3.15. В I-ом и во 2-ом классах школы используется качественная оценка успешности освоения учебной программы. В последующих классах контроль успеваемости учащихся осуществляется учителем в баллах: 5 - отлично (максимальный балл) , 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - неудовлетворительно (минимальный балл).
Учитель, проверяя и оценивая практические, лабораторные и письменные работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник (зачетную книжку) обучающегося.
В 3-9 классах промежуточный итог успеваемости подводится за четверть, в конце учебного года на основании четвертных и с учетом фактического уровня знаний выставляются итоговые годовые оценки.
В лицейских, пролицейских профильных и т.п. классах, в классах III-й ступени промежуточная аттестация проводится в виде текущих зачетов и экзаменов (в декабре и мае), на основании зачетных и экзаменационных оценок выставляются полугодовые. Перечень пред-метов и количество экзаменов в каждую сессию, формы, порядок и сроки аттестации устанавливаются педагогическим Советом лицея до 10 ноября текущего учебного года. График сдачи текущих зачетов утверждается приказом директора школы не позднее 10 октября. Итоговая оценка выставляется на основании полугодовых, годовых и экзаменационных. По решению педагогического совета аттестация в виде экзаменов может вводиться и в классах II-й ступени.
3.16. Освоение образовательных программ основного общего, среднего полного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация проводится на основании государственных образовательных стандартов в соответствии с инструкцией Министерства образования России, которая может конкретизироваться соответствующим положением, утверждаемым Советом лицея.
Выпускникам лицея после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью лицея. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательных программ среднего(полного) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью.
3.17. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.
Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Решение о сроках и формах ликвидации задолженности принимает Педсовет. В случае, если академическая задолженность не ликвидирована, решение о переводе в очередной класс принимается Педагогическим советом лицея, при-чем эта академическая задолженность суммируется с другими неудовлетворительными оценками за следующий класс.
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей), о чем администрация должна быть письменно проинформирована, оставляются на повторное обучение, переводятся в класс компенсирующего обу-чения или продолжают обучение в форме семейного образования.
Обучающиеся на ступени полного общего образования (кроме выпускного класса), имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение.
Перевод обучающегося в любом случае производится на основании решения Педагогического совета приказом директора.
Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Лицей по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) содействует освоению общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.
3.18. По заявлению родителей (законных представителей) и с согласия Управления образования мэрии обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить лицей до получения им основного общего образования.
3.19. По решению Совета лицея за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава лицея и предусмотренных им Правил поведения обучающихся исключаются из лицея школьники, достигшие возраста четырнадцати лет.
Решение Совета лицея об исключении принимается в присутствии обучающегося и его родителей (законных представителей). Отсутствие на заседании Совета лицея без уважительной причины обучающегося , его родителей (законных представителей) не лишает Совет лицея возможности рассмотреть вопрос об исключении.
Под неоднократном нарушением понимается совершение обучающимся, имеющим два или более дисциплинарных взысканий, наложенных директором лицея, нового, как правило грубого нарушения дисциплины.
Грубым нарушением дисциплины признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде:
• причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, сотрудников, посетителей лицея;
• причинения ущерба имуществу лицея, имуществу обучающихся, сотрудников, посетителей лицея;
• дезорганизации работы лицея как образовательного учреждения.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается Советом лицея с предварительного согласия соответствующего органа опеки и попечительства.
Решение Совета лицея об исключении обучающегося оформляется приказом директора лицея.
Об исключении обучающегося директор в трехдневный срок информирует орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
3.20. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой, результатами текущих и переводных экзаменов о чем они должны письменно уведомить администрацию в 3-х дневный срок, ему предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии. Состав комиссии и срок пере сдачи устанавливает Совет лицея.
3.21. Учебный процесс в пределах государственного образовательного стандарта является бесплатным.
На бесплатной для обучающихся основе лицей оказывает следующие дополнительные образовательные услуги:
• индивидуальные и групповые консультации по всем предметам учебного плана;
• руководство научной работой, занятия в кружках, факультативах, спортивных секциях (в т.ч. в бассейне), работа в школьном компьютерном центре.
Лицей может оказывать на договорной основе обучающимся, населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. В частности, лицей вправе (при наличии соответствующей лицензии):
• по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся;
• организовывать изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
• проводить репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
• организовывать курсы:
• по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения:
• по изучению иностранных языков;
• повышения квалификации;
• по переподготовке кадров с освоением новых специальностей, в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография, комьпютер;
• создавать кружки:
• по обучению игре на музыкальных инструментах;
фото-, кино-, видео-, радиоделу;
• кройке и шитью, вязанию, домоводству;
• танцам;
• создавать студии, группы, школы, факультативы, работающие по программам дополнительного образования детей;
• по обучению живописи, графики, скульптуре, народным промыслам;
• по изучению истории мировой культуры;
• организовывать учебные группы для обучения детей с отклонениями в развитии;
• создавать группы по адаптации детей к условиям школьной жизни (подготовительные к учебе в лицее группы детей, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения);
• создавать спортивные и факультативные секции, группы по обучению плаванию, ЛФК.
3.22. Оказание лицеем платных услуг регламентируется соответствующим Положением, утверждаемым Советом лицея

IV. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЦЕЕМ

4.1 Управление лицеем осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления, гласности, государственно-общественного характера управления и контроля.

4.2 Органами управления лицеем являются:
• Совет лицея;
• директор лицея;
• Попечительский совет;
• Общее собрание трудового коллектива;
• Другими по форме органами самоуправления, порядок выборов которых и компетенция определяются соответствующими Положениями, принимаемыми Советом лицея и утверждаемыми директором.
4.3 К исключительной компетенции Учредителя относятся: контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности лицея; создание, реорганизация и ликвидация лицея как общеобразовательного учреждения; финансирование лицея на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного обучающегося из средств бюджета и внебюджетных поступлений; определение порядка приема в 1-е и 10-е классы; назначение директора и освобождение директора от должности, утверждение дополнений и изменений к настоящему Уставу. Компетенция Учредителя в области управления лицеем подробно определяется в договоре между ними, который не может противоречить закону, Типовому положению и настоящему Уставу.
4.4 Учредитель заслушивает ежегодный отчет о поступлении и расхо-довании средств, рассматривает и утверждает концепции развития лицея и долгосрочные программы их реализации, по согласованию с Советом лицея вносит изменения в Устав лицея, утверждает хозяйственные договоры, связанные с использованием лицеем движимого и недвижимого имущества, приобретенного за счет бюджета.
4.5 Общее руководство лицеем осуществляет выборный представительный орган - Совет лицея.
4.5.1. Совет лицея избирается на лицейской конференции из состава ее делегатов, проводимой в период с 25 сентября по 25 октября, сроком на 1 год.
4.5.2. На конференции в равных пропорциях представлены родители (по одному представителю, избранному от каждого класса), учащиеся (по два-четыре ученика, достигших возраста 14 лет, избранных от каждого класса с 9-го до 11-го), и представители трудового коллектива, избранные на общем собрании. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 3/4 избранных делегатов.
4.5.3. В состав Совета лицея избираются простым большинством 8 работников лицея, 4 родителей и 4 учащихся тайным прямым голосованием по трем спискам. Совет избирает из своего состава председателя Совета и секретаря.
4.5.4. Совет проводит свои заседания по мере надобности, но не реже 1 раза в четверть. Внеочередные заседания Совета лицея проводятся по требованию одной трети его состава, собрания обучающихся II и (или) III ступеней, родительского собрания класса, Педагогического совета лицея, требования которых правомочны, если присутствует не менее 3/4 участников, директора лицея. Представители, избранные в Совет лицея, выполняют свои обязанности на общественных началах. Решение Совета правомочно, если на его заседании присутствует не менее 2/3 его членов и за него проголосовало не менее 1/2 присутствующих членов Совета. Процедура голосования определяется Советом лицея. 4.5.5. К компетенции Совета лицея относится:
• утверждение структуры лицея и контингента учащихся в соответствии с лицензией;
• установление штатного расписания, структуры управления лицеем и собственной структуры;
• утверждение продолжительности учебных занятий и учебной недели, по согласованию с учредителем - сроков начала и окончания каникул и учебного года;
• принятие Положения о размерах надбавок и доплат к должностным окладам, порядке и размерах премирования работников в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
• регламентирование порядка предоставления дополнительных платных образовательных услуг и использования заработанных средств;
• принятие решений об отчислении учащихся по основаниям, предусмотренным ст.3.18, 3.19 настоящего Устава;
• образование экзаменационной комиссии в случае несогласия обучающегося, его родителей ( законных представителей) с годовой оценкой, результатами текущих и переводных экзаменов;
• принятие решения о сдаче в аренду закрепленных за лицеем объектов собственности, а также земельных участков (по представлению директора лицея, согласованному с Учредителем);
• утверждение Положений о конкурсном отборе в лицейские, пролицейские, экспериментальные, профильные классы, классы с компонентами дополнительного образования, классы III ступени, Положений о стипендиях отличившимся учащимся и оказании материальной помощи;
• рассмотрение спорных вопросов, связанных с реализацией настоящего Устава;
• утверждение Положений о семейном образовании, индивидуальном обучении и формы договора между лицеем и родителями учащихся;
• утверждение Положения о конкурсном замещении вакантных должностей;
• утверждение характеристик работников лицея, представляемых к государственным наградам;
• заслушивание отчетов о финансовой, хозяйственной и других направлениях деятельности администрации лицея;
• создание для контроля финансово-хозяйственной деятельности лицея ревизионной комиссии;
• рассмотрение вопросов, связанных с охраной жизни и здоровья обучающихся и сотрудников лицея;
• принятие дополнений и изменений к Уставу лицея;
• способствование привлечению дополнительных источников финансовых и материальных средств.
4.5.6. Решения Совета лицея, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, обязательны для всех участников образовательного процесса - обучающихся, их родителей (законных представителей) и работников лицея.
4.6. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в лицее действует Педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий всех педагогических работников лицея.
4.6.1. Председателем педсовета является директор лицея, а в его отсутствие - один из его заместителей. Педсовет из своего состава избирает сроком на один год секретаря.
4.6.2. Педсовет созывается директором по мере необходимости, но не реже 1-го раза в полугодие. Внеочередные заседания педагогического совета проводятся по требованию не менее одной трети педагогических работников лицея или директора.
4.6.3. Педагогический совет:
• обсуждает учебные планы и программы;
• организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта.
• обсуждает и проводит выбор различных вариантов содержания образования, педагогических технологий, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
• проводит экспертизу планируемых экспериментов и дает оценку опытно-экспериментальной работе, определяет направления взаимодействия учебного заведения с научно-исследовательским институтами, добровольными обществами, отделениями творческих союзов, другими государственными и общественными организациями;
• рекомендует педагогических работников на курсы повышения квалификации, стажировку (в том числе за рубеж), в аспирантуру, а также представляет (по рекомендации кафедр) педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрений и наград, присвоению почетных званий;
• устанавливает перечень предметов, количество и форму экзаменов, которые сдают учащиеся в ходе промежуточной и итоговой аттестации;
• принимает решение о переводе учащихся на индивидуальные планы обучения, о переводе обучающихся в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также (по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося) о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжении обучения в форме семейного образования;
• принимает решения по другим вопросам итоговой аттестации учащихся, регламентируемым федеральными и региональными документами.
4.6.4. Решения педсовета правомочны, если на его заседании присутствует не менее 2/3 членов, а проголосовало за них более 50% присутствующих. Процедура голосования определяется педагогическим советом.
4.7. Непосредственное управление лицеем осуществляет директор, назначаемый учредителем.
4.8. Директор лицея:
• осуществляет подбор, прием на работу, увольнение и расстановку педагогических кадров и вспомогательного персонала;
• назначает своих заместителей;
• распределяет должностные обязанности между работниками лицея в соответствии с Правилами внутреннего трудового распо-рядка, штатным расписанием и настоящим Уставом, утверждает должностные инструкции;
• представляет работников к государственным наградам, почетным званиям и т.п., поощряет отличившихся работников, устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников лицея в соответствии с Положением , утвержденным Советом лицея, налагает дисциплинарные взыскания;
• распределяет учебную нагрузку, устанавливает ставки и должностные оклады работников лицея в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
• комплектует лицей учащимися, поощряет отличившихся школьников и налагает взыскания на нарушителей дисциплины, утверждает решения Совета лицея об отчислении обучающихся;
• принимает меры к материально-техническому обеспечению лицея в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
• организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых лицею бюджетных ассигнований и внебюджетных поступлений;
• представляет лицей в государственных и муниципальных органах, в отношениях с отечественными и иностранными организациями, предприятиями и учреждениями по всем вопросам деятельности в рамках своей компетенции;
• заключает без доверенности от имени лицея договоры и контракты, распоряжается имуществом и средствами лицея в пределах, установленных законом и настоящим Уставом, выдает доверенности;
• утверждает Положения и решения, принимаемые органами самоуправления лицея;
• принимает меры к привлечению дополнительных (внебюджетных) финансовых и материальных средств, включая банковский кре-дит;
• организует делопроизводство, бухгалтерский учет и статистическую отчетность лицея, отчитывается ежегодно перед Учредителем и Советом лицея о поступлении и расходовании средств;
• утверждает образовательные программы и учебные планы, расписание занятий, по согласованию с Учредителем - годовой учебный график, структуру лицея и штатное расписание;
• создает условия для творческого роста педагогических работников лицея, применения ими прогрессивных форм и методов обучения и воспитания, осуществления научно-педагогических экспериментов;
• утверждает решения педагогического совета о переводе и выпуске учащихся;
• организует контроль за ходом и результатами учебно-воспитательного процесса, осуществляет меры по совершенствованию его методического обеспечения;
• создает необходимые условия для организации внеклассной и внешкольной работы, регулирует разрешенную законом деятельность общественных (в т.ч. детских и молодежных) организаций;
• издает приказы по лицею, выполнение которых обязательно для всех работников и учащихся лицея;
• принимает решения по всем другим вопросам деятельности лицея, не отнесенным к исключительной компетенции учредителя и Совета лицея.
4.9.1. Директор лицея несет ответственность за:
• выполнение функций, отнесенных к его компетенции;
• создание необходимых условий по охране жизни и здоровья учащихся и работников лицея во время образовательного процесса в рабочее время;
• реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
• контроль за подготовкой выпускников лицея;
• нарушение прав и свобод учащихся и работников лицея;
Совмещение должности директора лицея с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне лицея не допускается.
4.9.2. Спорные вопросы, возникающие между директором и Советом лицея, разрешаются учредителем; между директором (Советом лицея) и Учредителем - арбитражным, третейским или народным судом.
4.9.3. Директор лицея вправе приостановить решение Совета лицея, Учредителя, других органов, противоречащие настоящему Уставу и действующему законодательству до разрешения спора в установленном п.4.9.2. Устава порядка.
4.10. Для содействия внебюджетному финансированию лицея и оказания ему организационной, консультативной и иной помощи может создаваться добровольное объединение спонсоров - Попечительский совет лицея. По решению общего собрания спонсоров и с соблюдением законодательства о некоммерческих организациях Попечительский совет лицея может быть зарегистрирован в качестве некоммерческой организации с правом юридического лица.
Попечительский совет участвует в управлении лицеем путем принятия обязательных для лицея решений по использованию передаваемых ему средств и имущества объединенного спонсорского фонда.
4.11. Общее собрание трудового коллектива лицея собирается по мере надобности. Общее собрание трудового коллектива лицея вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых лицей является основным местом работы. По вопросу объявления забастовки Общее собрание трудового коллектива лицея считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников.
Решения общего собрания трудового коллектива лицея принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников.
Процедура голосования определяется Общим собранием трудового коллектива лицея.
К исключительной компетенции Общего собрания трудового коллектива лицея относятся:
• утверждение Правил внутреннего трудового распорядка лицея по представлению директора лицея;
• принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;
• образование органа общественной самодеятельности - Совета трудового коллектива - для ведения коллективных переговоров с администрацией лицея по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением;
• утверждение коллективного договора;
• заслушивание отчета Совета трудового коллектива и администрации лицея о выполнении коллективного трудового договора;
• определение численности и срока полномочий Комиссии по трудовым спорам лицея, избрание ее членов;
• выдвижение коллективных требований работников лицея и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора;
• принятие решения об объявлении забастовки и выборы органа, возглавляющего забастовку;
• Избрание делегатов от трудового коллектива на конференцию лицея.
4.12. Комплектование штата работников лицея осуществляется директором согласно штатному расписанию на основе трудовых договоров (контрактов), заключаемых на неопределенный срок. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, могут заключаться срочные трудовые договоры (контракты). По решению Совета лицея отдельные должности педагогических работников лицея могут замещаться по конкурсу.
Заработная плата и должностной оклад работнику лицея выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником лицея других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.13. Ставка заработной платы учителю устанавливается из расчета 18 академических часов в неделю. Оплата за ставку производится в соответствии с квалификацией и разрядом ЕТС по государственным, региональным и муниципальным нормативам. Ставки заработной платы администрации и учителей, работающих в лицейских, пролицейских, профильных экспериментальных классах, классах с компонентом дополнительного образования и классах компенсирующего обучения, повышается на 15%.
4.14. За выполнение работы, не входящей в круг прямых обязанностей сотрудников, творческий подход, разработку и применение новых педагогических технологий, высокую эффективность, наличие государственных наград за педагогическую деятельность, почетных званий и знаков отличия, ученой степени приказом директора устанавливаются надбавки, доплаты и премии. Их размеры, порядок выплат и т.п. регламентируются соответствующими Положениями, утвержденными Советом лицея.
4.15. Разработка оригинальных учебных программ, учебных пособий, дидактического материала может оплачиваться по отдельным договорам, контрактам и другим актам. Оплата труда приглашенных преподавателей, имеющих высокую научную и педагогическую квалификацию, преподавателей из-за рубежа осуществляются по договорным ставкам. Выплаты, предусмотренные п.п.4.14 и 4.15 настоящего Устава производятся в пределах установленных бюджетных смет и внебюджетных ассигнований.
4.16. Разработка и принятие Устава является компетенцией лицея. Устав, изменения и дополнения к нему принимаются Советом лицея или, по его решению, лицейской конференцией, утверждаются Учредителем и регистрируются в установленном порядке. Правом вносить предложения об изменениях и дополнениях к Уставу лицея обладают Учредитель, члены Совета лицея, директор лицея, Педагогический совет.
4.17. Лицей может быть реорганизован в иное образовательное учреждение по решению Учредителя, если это не влечет за собой нарушения обязательств лицея или если Учредитель принимает эти обязательства на себя.
При реорганизации лицея (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
4.18. Ликвидация лицея может осуществляться:
• по решению Учредителя;
• по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям.
При реорганизации или ликвидации лицея, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, Учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся.

Наши рекомендации