Развитие слогового анализа и синтеза

Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффек­тивному овладению фонематическим анализом слова. Сло­во делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло­
ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош­
кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые
открытые слоги. В закрытых слогах, особенно
со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты
в произношении, что приводит к ошибочному делению слов
на слоги. . j

Коррекционное обучение проходит с учетом теории о по­этапном формировании умственных действий (по П. Я. Галь­перину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомога­тельные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане гром­кой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.

В процессе подготовительной работы уточняются сведе­ния о гласных и согласных звуках, их основных признаках, о правилах деления слов на слоги.

Для выделения гласных звуков из слова предлагаются сначала односложные слова, представляющие собой слоги различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, сере­дина, конец слова). Составляется графическая схема слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кру­жочек в начале, в середине или в конце предлагаемой гра­фической схемы.

Далее проводится работа на материале двухсложных
и трехсложных слов. /

На начальных этапах работы используется прием утри­рованного произнесения звука, что облегчает его выделе­ние. В дальнейшем этот прием исключается.

' ■ ' ■ ■ • '

Примерные виды упражнении

а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания
подбираются слова, произношение которых не отличается
от написания (рука, маки и т. д.);

б) выделение гласных звуков из слова, с использованием
соответствующих букв разрезной азбуки;

в) раскладывание картинок под гласными буквами. Пред­
варительно дети называют картинки. Предлагаются картин­
ки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т. д.).

г) раскладывание картинок под определенным сочетани­
ем гласных букв. Предлагаются картинки на двухсложные
слова (например, рука, окно, утка, рама и т. д.). Записыва­
ются схемы слов у_____ а, о__ а, а а.

На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материа­лизация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество сло­гов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюс­ти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в рече­вом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода дей­ствия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия.

Примерные виды упражнений для закрепления действия слогово­го анализа и синтеза

а) Повторение заданного слова. Определение количества сло­гов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлага­ются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами(например, вода,рука, папа, дома, машина, дорога, волосы).
В дальнейшем в работу включаются слова с закрытыми слога­ми и слова со стечением согласных (например, кошка, чулок, ангина, рукав, кровать). Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов;

б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал —
группы слов {банан,репка, ромашка, шуба и т. д.);

в) определение количества слогов в названи­ях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.)
и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове;

г) раскладывание картинокв два ряда под соот­ветствующими схемами в зависимости от количества слогов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.);

д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие кар­тинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.).

На заключительном этапе предлагаются задания по фор­мированию действия слогового анализа и синтеза в умствен­ном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Примерные виды заданий

а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами;

б) придумывание слов с определенным слогом в начале слова;

в) придумывание слов с определенным слогом в конце слова;

г) определение количества слогов в названиях картинок (без предварительного воспроизведения слова).

Развитие фонематического анализа и синтеза представ­лено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи».

Оглавление

Введение ............................................................. 5

Глава I

Соотношение речи и мышления в процессе развития

ребенка..................................... ............................. 7

Глава II

Дифференциальная диагностика нарушений

речевого и психического развития при ЗПР

и других видах дизонтогенеза............................. 15

§1. Нарушения психического развития у детей, их виды. Дифференциальная диагностика ЗПР и других видов нарушений психического

развития....................................................... 16

§2. Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности психического

развития....................................................... 30

Клиническая характеристика детей с ЗПР 30

Особенности психомоторного развития.
Психологические особенности................. 44

Глава III

Особенности нарушений речи у детей с задержкой

психического развития .................................... ... 51

§1. Распространенность и общая характеристика

нарушений речи........................................... 52

§2. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР .... 59

§3. Особенности лексики.................................. 64

§4. Особенности грамматического строя речи 73

Особенности словоизменения................... 74

Особенности словообразования ............. 87

Особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых

высказываний ........................................ 100

§5. Нарушения связной речи..... .................. 107

Оглавление

§6. Нарушения чтения .................................. 122

Психологическая структура процесса

чтения ................. ................................. 122

Особенности овладения чтением

Симптоматика нарушений чтения....... 130

Механизмы и виды дислексии . ............ 133

§7. Нарушения письма у школьников с ЗПР 138

Психофизиологическая структура

процесса письма..................................... 138

Распространенность, симптоматика

и виды дисграфий................................... 142

Глава IV

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

у дошкольников с задержкой психического развития 151

§1. Принципы коррекции нарушений речи . 152

§2. Методы коррекции нарушений фонетико-

фонематической стороны речи.................. 161

Формирование звукопроизношения........... 161

§3. Методика работы по развитию лексики.. 221

§4. Методика работы по формированию

грамматического строя речи ................... 232

§5. Методика развития языкового анализа

и синтеза..................................................... 295

Библиография..................................................... 301


Наши рекомендации